Тема "Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы:

1. Стандартные бумаги

Их основные черты: ясность, точность, краткость.

К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи.

2. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля

Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:

автобиография,

поздравительные открытки,

письма,

заметки в стенгазету и т.д.

Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.

Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.

Начиная с 5-го класса, учащиеся заводят папку по деловому письму (используются файловые папки с вложенными в них листами белой бумаги).

Все темы, предусмотренные программой, указаны в разделе "Содержание" и разбиты по классам. Ученики работают с данной папкой до конца 9-го класса, что обеспечивает реализацию принципа цикличности и многократности повторения, присущего школам VIII вида. В 9-м классе все ранее изученные деловые бумаги еще раз повторяются. Завершая курс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида, учащиеся 9 класса сдают зачетную работу по теме "Деловое письмо" (обычно это – заполнение анкеты).

Вместе со свидетельством об окончании школы выпускники получают свои папки по "Деловому письму", и в дальнейшем, как показал опыт, используют их в своей жизни.

Титульный лист папки по теме: "Деловое письмо " (образец).

Деловое письмо 

Ученика (цы)________________________________класса 
Школы №________________________________________ 

Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ:

Адрес на открытке и конверте – 5 класс.

Поздравительная открытка – 5 класс.

Личные письма – 5-6 классы.

Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках) – 6 класс.

Объявление – 6 класс.

Заметка в стенгазету о выборе профессии – 7 класс.

Автобиография – 7-9 классы.

Доверенность – 7-9 классы.

Расписка – 7-9 классы.

Анкета – 7 класс.

Заявление о приеме на работу – 8-9 класс.

Телеграмма – 8 класс.

Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги – 8 класс.

Виды коррекционных заданий

ТЕМА: "ОБЪЯВЛЕНИЕ"

Задание. Устрани смысловые неточности в текстах объявления, запиши верный вариант.

Объявление
17 сентября состоится автобусная экскурсия

/Необходимо отметить: время проведения мероприятия, кому адресовано объявление, место сбора, кем написано/

Объявление
Пропала собака: большая, вся черная 
Вознаграждение гарантируется

/Необходимо отметить: особые приметы, породу, адрес владельца/

ТЕМА: «ТЕЛЕГРАММА»

Задание. Прочитайте текст телеграммы. Составьте и запишите верный текст, убрав лишние слова или добавив нужные.

Телеграмма

Здравствуй, Ирина!
Наша бабушка тяжело заболела. Лекарство не помогает. Нам бы очень хотелось, чтобы в это трудное для нашей семьи время, ты была рядом с нами.
Любящая тебя мама.

Телеграмма

Я возвращаюсь домой из санатория в середине августа. Поезд №67, последний вагон Встречайте меня на перроне. 
Ваша дочь Лариса.

ТЕМА: "РАСПИСКА"

Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.

Расписка 
Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории. 
Сидорова

Предлагается один из конспектов уроков по "Деловому письму".

ТЕМА: "АДРЕС НА КОНВЕРТЕ" 

Цель: Научить верно, записывать адрес на конверте, соблюдая правильную последовательность при записи адреса.

Оборудование:

Образец правильно заполненного адреса на конверте.

Словарь: индекс, конверт, почтовое отделение, почтальон, получатель, отправитель, адресат.

Диафильм "Ванька Жуков".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня мы познакомимся с новым видом делового письма.

Прослушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь?

Я домик, но только совсем безэтажный.
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком, 
Я просто лизнул ее языком. 
Но внутрь никого не пускает без спроса. 
Живут там приветы, ответы, вопросы, 
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.
Марки с печатями их сторожат.
/Письмо/

– А в чем отправляют письмо?

– Что нужно указать на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?

III. Актуализация знаний учащихся по теме.

1. Найдите и исправьте ошибки в записи адреса.

г. Москва 
ул. Мусы Джалиля, д. о, к. I, кв. 3. 
Козловой Инне.

/Не указан индекс/

Московская область 117869 п. Каменка ул. Космонавтов 
Сидорову Петру Ивановичу.

/Не указан номер дома/

2. Ответьте на вопросы и обведите те номера ответов, которые понадобятся вам для записи своего адреса.

Как называется планета, на которой ты живешь?

Как называется твой родной город?

Как называется твоя улица?

Назови номер своего дома и номер корпуса (если он есть).

Назови номер своей квартиры.

Укажите индекс вашего почтового отделения.

Укажите свою фамилию и полное имя.

IV. Изучение новой темы.

1. Словарная работа. Знакомство с новыми словами и объяснение их значения (см. оборудование урока).

2. Разбор образца верно оформленного адреса на конверте.

3. Беседа с учащимися.

– Что необходимо указать на конверте?

Индекс.

Город. Улицу. Дом. Корпус. Квартиру.

Фамилию, имя в дательном падеже.

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков.

а) Заполнение домашнего адреса на конверте для папки "Деловое письмо".
б) Написание домашнего адреса на заранее подготовленные конверты с марками.

Заранее написанные поздравительные письма и открытки вкладываются и запечатываются в конверты.

VI. Подведение итогов урока.

В конце урока учащимся предлагается просмотреть фрагмент диафильма "Ванька Жуков" и дать ответ на вопрос:

– Дойдет ли письмо мальчика до дедушки? Почему?

После уроков учащиеся вместе с учителем идут в ближайшее почтовое отделение и опускают письма в почтовый ящик.

Оценки по данной теме выставляются после того, как дети получат отправленные письма. С огромной радостью учащиеся приносят полученные письма в школу.

Таким образом, у детей с нарушением интеллекта ломается стереотип неуверенности в себе и своих силах и, благодаря четко спланированной коррекционной работе, они легче адаптируются в современной жизни.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика