Цели:

Обучающие:

познакомить учащихся с биографией великого русского поэта;

познакомить со стихотворениями Ф.И.Тютчева о весне;

учить анализировать поэтические произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений;

развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства.

Коррекционные:

развивать и корригировать предметные представления слабовидящих учащихся;

развивать и активизировать словарный запас младших школьников;

корригировать зрительное восприятие, образное, логическое мышление и внимание;

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Учебные материалы:

1) учебник "Родная речь" (сост. Л.Ф.Климанова и др.);

2) плакат "Времена года. Весна".

Используемые ресурсы:

1) компьютер;

2) мультимедийный проектор;

3)экран;

4) аудиозаписи:

цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди;

цикла "Времена года" ("Апрель") П.И.Чайковского;

 

Ход урока

I. Организационный момент

1. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") А.Вивальди.

На её фоне учитель читает стихотворение:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (дети хором: "Весна!")


II. Постановка темы, цели урока

1. Актуализация знаний.

- Это тема нашего сегодняшнего урока чтения. Мы приступаем к изучению нового раздела - "Люблю природу русскую" - и из зимы перенесёмся в весну. А помогут нам в этом стихи и музыка.

- Давайте вспомним приметы весны? Посмотрим на плакат.

- А сейчас послушайте и постарайтесь разгадать загадки о весне.

- Каждый человек по-своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

- А чьи стихи мы будем читать? Внимание на экран.

- Читайте слоги одинакового цвета, и вы прочтёте фамилию, имя и отчество замечательного поэта XIX века.

ФЁ-ИВА-ДОР-ТЮТ-НОВИЧ-ЧЕВ

(На экране появляются расшифрованные фамилия, имя, отчество поэта и его портрет.)

- А сейчас давайте познакомимся с биографией поэта. Учащиеся читают подготовленные к уроку сообщения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева. 

2. Повторение об особенностях стихотворных произведений.

- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Наличием рифмы, ритма, образных слов и выражений.)

- Конечно, весна - прекрасное время года. И поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. В этом мы убедимся сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока

а) Словарная работа. Работа учащихся с толковыми словарями.

Всё засуетилось - всё беспорядочно, торопливо задвигалось.

Нудит вон (устар.) - принуждает, заставляет уйти.

Хлопочет - усердно, суетливо трудится.

Наперекор - вопреки

б) Чтение стихотворения учителем (наизусть).

Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И.Тютчев. (Звучит "Апрель" ("Подснежник") П.И.Чайковского.)

в) Первичная проверка понимания: беседа.

- Понравилось ли вам стихотворение?

Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Вы заметили, что поэт пишет о зиме, и весне, как о живых существах? Кто помнит, как называется такой поэтический приём? (Олицетворение.)

Как названа зима? (Ведьма злая.)

- А весна? (Прекрасное дитя.)

г) Работа с текстом.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- А какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- Значит, с каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.

д) Выразительное чтение

- Замечательно справились. Думаю, что автору бы понравилось.

IV. Физ.минутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над стихотворением "Весенние воды".

а) Словарная работа

Брег - берег

Блещут - блестят

Гласят - говорят, кричат

Гонцы - посланцы

б) Первичное чтение стихотворения учителем (наизусть).

в) Проверка понимания. Беседа.

Какое настроение передаёт нам поэт?

- Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения?

(Быстрое движение и блеск воды, её шум, свет солнца вызывают бурную радость (её возвещают воды). Радость сменяется ожиданием "тихих, тёплых майских дней", а настроение - тихой, светлой радостью.)

г) Работа с текстом.

Прочитайте первые две строчки стихотворения "Весенние воды". О каком периоде весны в них говорится?

- Дочитайте стихотворение "жужжащим чтением".

- Какие звуки мы слышим при чтении стихотворения? (Шум весенней воды.)

- Кого называет поэт гонцами?

- О каком хороводе он говорит?

- С каким настроением надо читать это стихотворение?

г) Повторное (выразительное) чтение стихотворения учащимися (2-3 чел.).

VI. Итог урока

- Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

- Кто их автор?

- Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?

VII. Домашнее задание

Выучить одно из стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика