Это время применяется, когда надо описать действие, которое постоянно, неизменно во времени, например: «Мой кузен работает в магазине»; когда речь идет о привычных, повторяющихся действиях, например, о распорядке дня; когда говорят о различных фактах, правилах, законах и т. д. Например, учебники по математике, химии, биологии – то есть такие, в которых рассматриваются факты, содержат в основном предложения в Present Simple.

Это время можно встретить в повествовании, которое ведется в настоящем времени: «Том выходит во двор, видит высокий и длинный забор, который надо покрасить, и падает духом».

И пока – но только пока! – все. Приходится остановиться на заведомо неполном перечне случаев применения Present Simple. Почему? А помните сравнение с домом? Ни одно время не остается «герметичным»; более или менее полная картина его применения образуется тогда, когда будет ясно, кто его «соседи» и в каких они взаимоотношениях с ним.

Когда Present Simple применяется для рутинных, повторяющихся действий, то указания времени – соответствующие: always (всегда), every day (каждый день), usually (обычно), once a week (раз в неделю), seldom (редко), never (никогда) и т. д.

В грамматическом смысле это время полностью оправдывает свое название Simple – простое. Предложения, особенно утвердительные, строятся по очень простому принципу:

Я играю в теннис по субботам.

play tennis on Saturday.

Получается, что для построения сказуемого в Present Simple надо просто взять русско-английский словарь, списать нужный глагол – и сказуемое готово!

Правда, так повезет только в тех случаях, когда подлежащими будут «я» или существительные, которые можно заменить местоимениями «мы», «вы», «они» (либо сами эти местоимения). Но и в тех случаях, когда подлежащее – «он», «она» или «оно», тоже ничего сложного: к глаголу просто добавится окончание -s. Итак,




Разве англичанин, изучающий русский язык, может мечтать о том, чтобы ему сказали: «Ничего не учи, спиши только глагол со словаря, и сказуемое для I, we, you, they -готово»? Нет, ему придется запоминать: играю, играем, играете, играют…

Проиллюстрируем это примером. В учебниках часто даются подобные упражнения, где скобки просто показывают, что глагол стоит в начальной, неопределенной форме, т.е. отвечает на вопрос «что делать?» Его надо поставить в предложение в правильном времени и в правильном месте (для этого может потребоваться изменение порядка слов).


I usually (get) up at 7.30. I (go) to the bathroom where I (take) a shower and (brush) my teeth. Then I (get) dressed, (have) breakfast and (go) to work.


В этом примере все глаголы – в Present Simple, т.к. речь идет о регулярных, повторяющихся действиях. Для выполнения этого упражнения надо убрать все скобки. И все!

Но что-то уж слишком просто. Наверняка есть какой-то подвох.

И он действительно есть. Вернее, он будет, когда надо будет построить вопросительное предложение, где необходим обратный порядок слов. А как его сделать, если ни один глагол из приведенного упражнения не в состоянии его создать, поменявшись местами с подлежащим? Придется звать на помощь такой глагол, который сможет это сделать, но при этом не будет иметь никакого лексического значения, проще говоря, не будет переводиться, чтобы не вмешиваться в смысл предложения.

Исторически сложилось так, что для этой цели служит глагол, который является, так сказать, визитной карточкой своей части речи: to do – делать.

Чтобы понять, как do ведет себя по отношению к основному, смысловому глаголу, начнем с утвердительных предложений, а потом уже перейдем к вопросительным и отрицательным.

I get up at 8 every day.

She sings perfectly.

Вопросительные и отрицательные предложения строятся с помощью do. Причем эта помощь оказывается такой эффективной, что смысловому глаголу больше не приходится отвечать даже за окончание -s, т.к. оно присоединяется к глаголу-помощнику:

Do you get up at 8 every day?

Does she sing perfectly?


I do not get up at 8 every day/

She does not sing perfectly.

Так что смысловой глагол ведет себя как лентяй – ведь он стоит там же, где стоял в утвердительном предложении, и в максимально простой форме, а всю ответственность за структуру предложения, за отрицание, за окончание -s берет на себя вспомогательный глагол. (Мы встретимся с глаголом do в качестве вспомогательного еще в одном времени – Past Simple, но и там несамостоятельный, ленивый смысловой глагол не подумает исправиться).

Естественно, do может выступать в предложении и как смысловой, то есть вести себя как те ленивые глаголы, о которых мы только что говорили. В этом случае он помогает самому себе.

Не usually does yoga in the morning.

Does he usually do yoga in the morning?

В предложении два одинаковых глагола: один, стоящий после подлежащего, отвечает за смысл действия; другой, в начале предложения – за структуру вопросительного предложения.

То же самое в отрицании:

Не doesn’t do yoga in the morning.

Первый do выполняет грамматическую функцию, второй – смысловую.

Так что нужны оба!

Но все-таки, как бы ни был важен вспомогательный глагол, утвердительное предложение обходится без него. Если об этом забыть и построить предложение с «ненужным» глаголом do, то ошибкой это не будет, но на сказуемое упадет логическое ударение.

Сравним:

1. I remember his phone number. – Я помню его номер телефона.

2. I do remember his phone number. – Да помню я, помню его телефон!

 

***

 

Теперь поговорим о глаголе, который ведет себя не так покладисто в утверждениях, но зато и помощи не требует в отрицаниях и вопросах.

Это глагол to be – быть (являться, находиться). В настоящем времени он изменяется трижды: am, is, are. Какое именно изменение выбрать, подскажет подлежащее:

I am;

Не is, she is, it is;

You are, we are, they are.

Но cложность, как оказывается, не в троекратном изменении глагола «быть». Хуже то, что в русском варианте этого глагола, как правило, вообще нет. Как научиться не пропускать глагол в предложениях «я дома» или «он врач»? Все время помнить о «святая святых» утвердительного предложения: сначала подлежащее, потом сказуемое. Тем самым для глагола be место будет приготовлено – не просто «я дома», а «я нахожусь дома», не «он врач», а «он является врачом» и т. д.

Зато в вопросительных и отрицательных предложениях с to be никаких проблем – он встает на первое место сам:

The weather is fine today.

Is the weather fine today?

I am not at home.

Проиллюстрируем поведение глагола to be упражнением, подобным тому, которое раньше содержало «ленивые» глаголы. Простого убирания скобок, как в предыдущем примере, здесь будет недостаточно. Глагол to be выйдет из скобок (т.е. из неопределенной формы) неузнаваемым.




Глагол to be можно встретить в предложении и в неопределенной форме, то есть он может и не распадаться на am, is, are – но только тогда, когда перевод требует неопределенной формы, т.е. вопроса «что делать?»

Не wants to be a programmer.

В этом случае предложению, конечно, нужен вспомогательный глагол:

Does he want to be a programmer?

 

***

Еще один глагол, который может обойтись без помощи вспомогательного – это глагол to have (иметь) Может обойтись, а может и потребовать ее – это зависит от его значения в предложении. Например, предложение I have some apples можно сделать вопросительным двумя способами:

1. Do you have any apples?

2. Have you any apples?

В Британском варианте разговорного английского часто встречается форма have got:

I have got some apples. (Сокращенный вариант: I’ve got some apples). В этом случае способ построения вопроса единственный:

Have you got any apples?

В отрицательных предложениях – аналогичное разнообразие:

1. I haven’t (have not) any apples.

2. I don’t (do not) have any apples.

3. I haven’t got any apples.

Но это разнообразие возможно только тогда, когда have имеет значение «владеть, иметь в собственности».

Если же have участвует в выражениях have a walk (погулять), have a talk (поговорить), have dinner (пообедать) и т.д., то есть в тех, где он теряет значение «владеть», вопрос и отрицание обычно строятся с помощью вспомогательного глагола:

Do you usually have a large breakfast in the morning?

 

***

Вопросительные и отрицательные предложения могут строиться и с помощью совсем маленькой группы глаголов, которые называются модальными – они означают не действие, а отношение к нему: can (мочь), must (должен), и некоторые другие. Эти глаголы, за редким исключением, не изменяются по временам, не имеют окончания -s, 3-го лица ед. числа, но главное – они обладают двумя замечательными, очень удобными качествами:

1. Глагол, стоящий рядом с ними, употребляется в форме инфинитива, только без to – точно так же, как в русском языке:

Я умею (что делать?) плавать.

I can swim.

Он должен (что делать?) идти.

Не must go.

Так что принцип взаимодействия этих глаголов с основным, смысловым, можно назвать «сам не меняюсь, и другому не дам».

2. Самостоятельно образуют обратный порядок слов

Can you swim?

Must he go?

и отрицание:

I can’t swim.

He mustn’t go.

 

***

Наконец, самая простая в грамматическом отношении группа предложений – повелительные. В таких предложениях, как правило, нет подлежащего: «Come here!», «Open the door!», «Go on!»

Но подлежащее, которое подразумевается, а иногда и употребляется в этих предложениях – you. Поэтому глагол будет в начальной форме без to, а отрицание (здесь его правильнее назвать запрещением) образуется с помощью do:

Don’t open the door!

Don’t be late!

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru