Цель: закрепить полученные знания по данной теме, расширить познания об историческом и современном ядре России.

Ход урока

I. Звучит песня «С чего начинается Родина».

Вступительное слово учителя: а) особенность урока – выход за страницы учебника, б) Слова Гоголя о географии: «Велика и поразительна область географии... Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей». Она, география, нам поможет совместно с другими предметами представить Центр России как ядро, от которого шла живительная сила на формирование всей России, в) Чтобы любить Родину, знать ее, уметь ценить то, что нам досталось от предков, нужно ее хорошо изучить...

II. Опрос в форме игры «Что? Где? Когда?»

1. Показать территорию, состав Центральной России (по карте).

2. Почему говорят: Центральная Россия – историческое ядро страны (а) Суздальское, Владимирское княжества. 1147г. – образование Москвы, ее конкуренция с другими княжествами. Объединение вокруг Москвы, б) Древние города «Золотое кольцо России»

3. Правильно ли говорят, что Центральная Россия – очаг русской культуры? Учащиеся рассказывают о корифеях культуры, показывают по карте села, города, где они родились, творили. В Тульской области, в селе Ясная Поляна родился Л.Н. Толстой. Его произведения «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» известны всему миру. Сейчас Ясная Поляна – музей-заповедник.

И.С. Тургенев родился в селе Спасское-Лутовиново Орловской области. Все знают его высказывания о русском языке, читали его романы. В своих рассказах он описывал природу Орловской губернии, (звучит отрывок из рассказа «Бежин луг»). Также в Орловской области, в селе Бутырки, родился И.А. Бунин,)

В селе Овстуг Брянской области родился в 1803 г. Ф.И. Тютчев. Его стихи знают все русские люди:

Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром, 
Как бы резвяся и играя.
Грохочет в небе голубом!

Или:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора – 
Весна в окно стучится 
И гонит со двора...

Или:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить!

В селе Гуминище Владимирской области в 1867 г. родился К.Д. Бальмонт. Его стихи созвучны с нашей сегодняшней темой:

Есть слово – и оно едино. 
Россия! Этот звук – свирель. 
В нем воркованье голубино. 
Я чую поле, в сердце хмель, 
Позвавший птиц к весне апрель.

Или:

Москва! Так много в этом звуке! 
А ею жил. И ей живу.
Люблю, как лучший звук, Москву!

В селе Константинова Рязанской области родился С.А. Есенин. Он много писал о любви, но много стихов у него о природе.

Милые березовые рощи.
Ты, земля, и вы, равнин пески.
Перед хороводом шелестящим
Я не в силах скрыть моей тоски.

Или:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края,
Только синь сосет глаза.

Как прохожий богомолец
Я смотрю твои поля,
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом...

В Ярославской области родился Н.А. Некрасов. Поэт горячо любил родную землю.

Все рожь кругом,
Как степь живая.
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

А стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» он посвятил своему другу -рыбаку, охотнику, который жил недалеко от Костромы. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт «поселил» своего бунтарского героя деда Савелия на родине Ивана Сусанина, в Костромской губернии, где Сусанину поставлен памятник.

 

Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
«Чей памятник?» – «Сусанина». Успенский собор во Владимире
Я перед ним помешкала,
На рынок побрела.

М.И. Глинка родился в 1804 г. в селе Новоспасском на Смоленщине. По совету В. Жуковского, Глинка написал оперу «Иван Сусанин». Опера глубоко патриотично. (Звучит хор из оперы «Славься!»).

4. Вспомним о художниках, которые творили в Центральной России: Врубель, Репин, Левитан, Васнецов (демонстрация репродукций картин).

Вывод учителя: Мы лишь немного рассказали о деятелях литературы и искусства, которые родились, работали, творили в Центральной России. На уроках литературы, мировой художественной культуры вы ещё будете знакомиться с корифеями России.

5. В ремёслах народ России тоже преуспевал. Вспомним о народных кустарных промыслах.(Ученик рассказывает, показывает по карте, демонстрирует экспонаты или картины. Подмосковье – это богородские деревянные игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, федоскинские миниатюры.).

В селах Волго-Окского междуречья находится знаменитый Палех, где изготавливают лаковые миниатюры. В Верхневолжье г. Кимры – «столица сапожников». В Ростове производится особый вид эмали – финифть. Пошехонье – центр золотобойных производств, где изготавливают тончайшие пластины для золочения куполов церквей.

III. Викторина

Теперь перейдем к современной центральной России.

1) Какие основные отрасли промышленности здесь развиты? Почему?

2) Какие отрасли здесь сформировались исторически?

3) Показать на карте крупные промышленные центры. Назвать продукцию, которую они производят.

4) Говоря о Центральной России, часто упоминают «Нечерноземье», «Черноземье». Что это значит? Какова их сельскохозяйственная специализация? В какой части Центральной России можно увидеть такой пейзаж? (Показать картину, где нарисовано поле с пшеницей, подсолнечником.)

5) Что такое ополье? Его значение для Центральной России.

6) Что такое мшары? Где они встречаются?

7) Чем отличается мелиорация Нечерноземья от Черноземья?

8) Почему, находясь в центре Восточно-Европейской равнины, Москва считается портом пяти морей?

9) Что это за пейзаж? (Показать техногенный пейзаж КМА.) Где в Центральной России может быть такое?

10) Рассказать о КМА. (Ученик рассказывает об открытии и особенностях добычи, показывает крупные промышленные центры, что они производят.)

11) Что такое «Гусь-Хрустальный»?

12) Почему у Смоленска на гербе изображена пушка? (Форпост Москвы, показать этот город).

13) Почему Волгу называют «главной улицей России?»

14) Говорят, что у Волги две руки. Что это значит? (Показать на карте Оку, Каму.)

15) Почему Волгу называют «полуискусственной рекой»?

16) Каковы плюсы и минусы строительства ГЭС на Волге?

17) Каковы экологические проблемы Центральной России? (Ученики рассказывают о заповедниках, национальных парках: Брянский лес, Дарвинский, Валдайский, Смоленское, Поозерье, Лосиный остров. Причины их создания, их роль, задачи их сохранения?)

Учитель: К. Паустовский исходил вдоль и поперек территорию Центральной России и высказал мысль о том, что природа и человек иногда приносят друг другу вред:

«Более жестокой картины уничтожения плодородной почвы я еще не встречал. Площадь под оврагами в этой полосе России настолько велика, что урожай с нее мог бы легко прокормить такую страну, как Бельгия.

18) Ребята, как можно восстановить эти земли? Как называется процесс восстановления плодородия почв?

19) Где в Центральной России более 600 озер? Каково их происхождение?

20) Чем знаменита Тверь?

21) Какие у вас возникают ассоциации при названии городов Ярославль, Тула, Иваново?

22) Что бы вы нарисовали, если бы вам заказали эмблему Центральной России?

IV. Выводы по уроку. Выставление оценок

Домашнее задание: подготовить сообщение о том, что ввозит и вывозит Центральная Россия, выучить наизусть стихотворения русский поэтов о родной природе.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика