Цель: cформировать представление об эпохе Великих географических открытий, используя иллюстративный материал, технологическую карту и интерактивные продукты в формате peb.

Задачи:

– выявить причины и результаты наступления эпохи Великих географических открытий;

– изучить маршруты кругосветных путешествий, совершенных Васка де Гама, Христофором Колумбом, Фернандом Магелланом;
– развить навыки извлечения информации из различных источников, ее первичной обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления причинно-следственных связей;
– способствовать развитию монологической речи, навыков работы с интерактивной доской;
– развивать пространственное мышление учащихся для восприятия целостной картины мира.

Форма урока: урок – путешествие.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Планируемый результат.

Ученик узнает: предпосылки и результаты Великих географических открытий, даты, открытые географические объекты, имена знаменитых мореплавателей.

Ученик научится: извлекать информацию из различных источников, объяснять значение эпохи Великих географических открытий для Нового и Старого Света; показывать маршруты путешествий по географической карте и интерактивной физической карте мира.

Развитие ключевых компетенций: познавательно-информационной и коммуникативной.

Уровень интеграции: межпредметная, объединяет знания географии и истории для раскрытия темы урока.

Использованы приемы технологий: ИКТ, игровой технологии.

Используемый метод: частично-поисковый.

Используемые приемы: подведение учащихся к определению целей и задач собственной деятельности, исходя из темы урока; организация работы по извлечению информации из различных источников (учебников по географии и истории, выступлений одноклассников, географических карт, презентации, интерактивных продуктов в формате peb ) и её применению (нанесение маршрутов путешествий на контурную карту, заполнение технологической карты); использование различных возможностей интерактивной доски; создание синквейна на этапе рефлексии.

Ход урока

1-й этап. Введение в тему урока.

Учитель читает стихотворение Сергея Парыгина "О Великих Географических открытиях”.

Корабли бороздят океаны 
Взад-вперед, в каждом месте Земли. 
В Заполярье и в жаркие страны 
Свой маршрут проложили они. 
В наше время достигнуто это, 
А четыре столетья назад 
Люди тщетно искали ответа, 
Где находится рай, а где – ад. 
И на подвиг спешили фанаты 
(индульгенции были в ходу). 
И скрипели на реях канаты, 
Превращая легенду в мечту. 
И напутствовал их Римский Папа – 
Люди тихо внимали ему – 
Привезли чтоб из Индии злата, 
Чтоб наполнить пустую казну.

Учитель географии: Сегодня вместе с Великими путешественниками XV–XVI веков мы открываем земли Нового Света.

Вспомните: Что называлось Старым Светом? Новым Светом? Где они располагались? (ответы учащихся, работа с интерактивной физической картой мира).

2-й этап. Изучение нового материала.

Учитель истории: Как вам уже известно, ещё в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения и в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

(Работа с продуктами формата peb для заполнения технологической карты учащихся.)  

Откройте учебник истории страница 10 и зачитайте , что такое астролябия и каравеллы. 

Один ученик – архивариус зачитывает информацию из

"Большой энциклопедии открытий и изобретений" об истории появления компаса, другой ученик – историк – сообщает о предпосылках Великих географических открытый – учебник истории – стр. 7– 8, третий ученик – картограф сообщает об изготовлении новых навигационных карт, стр. 11).

Учитель географии:

Таким образом, причинами Великих географических открытий явились: новые технические изобретения и усовершенствования в мореплавании, кораблестроении, книгопечатании и создание новых навигационных карт.

Учитель истории.

Ребята, перед вами специи , которые мы используем каждый день. Как вы думаете, это предметы роскоши ? Они сейчас дорого стоят? (Ответы учащихся.)

А вот если бы вы жили в XV–XVI веках, то обладание этим мешочком сделало бы вас богачом, так как их стоимость была баснословной и ценились они на вес золото, ими можно было расплатится при любой сделке.

Найдите в учебнике истории на странице 11 доказательство этому. А откуда они привозились? Специи привозились из Индии.

"Суетились купцы и дворяне, 
Комплектуя свои корабли: 
Становились порой моряками 
Даже герцоги и короли".
На людей нету хуже пародий – 
Не сыскать, сколько их не ищи, – 
Чем великое бегство народов 
На блестящие точки Земли.

Дух предпринимательства, стремление к обогащению, вера в возможности человека, стремление получить золото, пряности, драгоценности толкало людей на длительные путешествия.

Итак, продолжаем работу с технологической картой и заполняем таблицу "Великие географические открытия".

Путешественник

Дата путешествия

Результат

 

 

 

Учитель географии:

Показ слайдов 9–10 презентации " Великие географические открытия".

А теперь мы рассмотрим путь Христофора Колумба к берегам Нового Света. Опираясь на труды Тосканелли, Колумб отправляется на Запад в поисках заветной Индии.

Показ презентации 3–5. " Великие географические открытия". На интерактивной физической карте учащиеся вычерчивают путь команды Христофора Колумба. 

Показ части презентации о путешествии Фернанда Магеллана, работа с интерактивной доской . вычерчивание маршрута Х. Колумба.

3-й этап урока – закрепление.

Работа с интерактивными продуктами в формате peb:

1) работа с портретами путешественников, их именами.

2) работа с объектами кораблестроения.

Учитель географии:

Итак, значение Великих географических открытий состоит в следующем:

1) получила подтверждение мысль европейцев о шарообразности Земли, единстве Мирового океана;

2) более точными стали представления о её размерах и живущих на разных континентах людях. Это создавало условия для развития наук– географии, астрономии, истории.

Учитель истории:

Рефлексия проходит в форме написания синквэйна по темам, предложенным учителем по рядам:

1-й ряд – открытия, 2-й ряд – путешественники, 3-й ряд – европейцы.

5-й этап. Домашнее задание.

§1–2 учебника истории.

§1.2 до конца учебника географии.

Виртуально посетить проспект Ла Рамбла в Испании, найти памятник одного из путешественников и описать его.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика