Тип урока: интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Форма работы: групповая.

Продолжительность: 2 часа

Цели и задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках по теме «Литосфера»;

продолжить формирование навыков  работы с картой;

закрепить навыки построения диаграмм, графиков и решения задач.

Развивающие:

научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы;

научиться применять математические знания и умения в географии;

формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг;

развивать познавательную активность, творческие способности.

Воспитательные:

формировать чувство товарищества и взаимовыручки при работе в коллективе, взаимоуважения;

воспитание и развитие интереса к чтению художественной литературы.

Оборудование:настенная карта полушарий, карты атласа, фломастеры, листы для выполнения заданий, карточки, оценочные листы, жетоны, документ-записка капитана Гранта, видеофрагмент из фильма «Капитан Немо» или др., выставка книг Жюля Верна, отрывок из книги «Путешествие к центру Земли» для каждой команды, аудиозапись этого текста от лица литературного героя.

Эпиграф к уроку:

Познание и странствие неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний.

К. Паустовский

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя географии на фоне кинофрагмента.

Попробуйте определить фильм и писателя, по произведению которого этот фильм создан. Я буду вам помогать. (Демонстрируется фрагмент фильма)
О популярности этого писателя знает, пожалуй, каждый человек. Первые романы принесли ему всенародное признание. По мере выхода в свет, книги его немедленно переводились на иностранные языки и распространялись по всему миру. Он был в расцвете творческих сил, не успел осуществить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали называть его «всемирным путешественником». 
А задумал он, ни больше, ни меньше, описать весь земной шар – природу разных климатических зон, животный и растительный мир, нравы и обычаи всех народов планеты. И не просто описать, а воплотить это в художественных произведениях. В результате: 63 романа, 2 сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книгах. 
Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах, потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту действия то окажется, что в 4 романах – кругосветное путешествие, в 15 – страны Европы, в 8 – Северная Америка, в 8 – Африка, в 5 – Азия, в 4 – Южная Америка, в 4 – Арктика.
Самые известные  это –  «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие капитана Гаттераса», «Пятнадцатилетний капитан»,  «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой» и, наконец «Дети капитана Гранта» и «Путешествие к центру Земли». С отрывками этих произведений мы на сегодняшнем уроке познакомимся. Пусть эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Паустовского (чтение эпиграфа). Как вы понимаете эти слова? (ответы детей). И мы отправимся с вами в странствие, и, конечно, будем познавать что-то новое.
Цель нашего урока: в форме заочного путешествия совершить небольшое путешествие к центру Земли, и вместе с героями пройти маршрутом отважного капитана Гранта, при этом показать и закрепить навыки работы с картой, обобщить знания по теме «Литосфера» и показать математические приёмы построения графиков, диаграмм и решение задач в конкретной ситуации.
У нас 4 команды смелых и знающих, решившихся на столь отчаянное путешествие. Ведут команды капитаны. Именно они оценят в конце работу каждого, а мы с учителем математики будем оценивать работу команд.
А теперь, юные искатели приключений – в путь. Он будет непрост, но мы надеемся, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. За правильные ответы и хорошо выполненные задания каждая из команд получает жетоны.

Задание первое:

Итак, начнём с путешествия к центру Земли, только послушаем лекцию о том, что же там, в те далёкие «жюль-верновские» времена знали о внутреннем строении Земли. Лекция прозвучит от лица литературного героя, а ваша задача проанализировать её содержание, и сказать с чем вы согласны, а с чем не согласны.
(Звучит запись текста на магнитофоне)

Лекция о внутреннем строении Земли

(Прочитана профессором Отто Лидденброком – членом-корреспондентом всех научных географических и минералогических обществ пяти частей света в мае 186… г.)

«…Итак, всем известно, что земной радиус составляет 6000 километров. Достоверно известно также, что Земля состоит из земной коры и ядра. Мощность земной коры достигает 80 километров.
О, как много видов горных пород слагает земную кору, 600! 600 горных пород известно геологической науке! Все они классифицируются по трём разделам: горючие, металлические, камнеподобные.
Итак, сначала земная кора, но ни вы, мои любезные слушатели, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного шара. Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в область предположений.
Так, ряд ученых считает, что с глубиной температура земной коры поднимается приблизительно на один градус через каждые 200 метров.
Но тогда все вещества в центре Земли окажутся в газообразном или в раскалено-расплавленном состоянии. И тогда земная кора разорвалась бы, как под давлением пара взрывается котёл. Ядро Земли не может быть огненно-жидким. Да! Да! Да! Жар не может сосредоточиваться на больших глубинах.
Я высказываю своё категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в Земные недра!»

(Жюль Верн «Путешествие к центру Земли»)

Текст разбирается по частям, за правильные ответы команды получают жетоны.

Мы можем теперь дополнить знания о земной коре.

Ответьте на вопросы:

Земная кора и часть верхней мантии? (Литосфера).

Виды залеганий горных пород в земной коре? (Наклонные, горизонтальные, складчатые, складчато-глыбовые: горсты, грабены).

Причины такого залегания? (Движения земной коры).

Типы движений земной коры? (Медленные вертикальные, медленные горизонтальные, землетрясения).

Задание второе:

Далее мы пойдем по маршруту детей капитана Гранта. Итак, в романе дети отправляются на поиски пропавшего отца. Испорченный документ ведет их по ложному следу. Известна только широта потерпевших кораблекрушение. Демонстрируется документ.

7 ИЮНЯ 1862 ГОДА ТРЕХМАЧТОВОЕ СУДНО «БРИТАНИЯ» ……..….... ГЛАЗГО ПОТЕРПЕЛО КРУШЕНИЕ ……………..….. ГОНИ ЮЖН………….……. БЕРЕГ ДВА МАТРОСА ……………….. КАПИТАН ГР………………….…. БРОШЕН ЭТОТ ДОКУМЕНТ ……………………….. ДОЛГОТЫ И 37 ГРАДУСОВ 11 МИНУТ ……………..……... ОКАЖИТЕ ИМ ПОМОЩЬ …………………….. ПОГИБНУТ

Для того чтобы найти капитана, нужно совершить кругосветное путешествие и построить профиль рельефа по данной широте. Команды получают карты с обозначенной широтой и, используя шкалу высот и глубин, строят профили.

Слово учителю математики.

Анализ профилей, затем, после построения графиков, беседа по рельефу. Оценивание работ по пятибалльной шкале ( команды получают жетоны).

Учитель географии.

Чтобы преодолеть препятствия в виде неровностей  поверхности нужно ответить на вопросы:

Самые крупные неровности на Земле?

Различие гор на высоте. И что такое горы?

Различие равнины по высоте и что такое равнины?

Какие формы рельефа дна океана вы знаете?

Какие, по вашему мнению горы описаны в романе:

«Здесь трава ещё боролась с камнями, пробиралась между ними, но уже чувствовалось, что царство минералов побеждает царство растений. О близости вулкана Антука говорили застывшие потоки лавы цвета железа, испещренные  желтыми иглообразными кристаллами. Нагромождённые друг на друга утёсы, казалось, должны были вот-вот обрушиться и удерживались на своём месте вопреки всем законам равновесия. Вероятно, их очертания легко менялись во время землетрясений. И при взгляде на все эти покосившиеся набок остроконечные вершины, покосившиеся купола, бугры, было ясно, что для этой горной местности час окончательного формирования ещё не пробил». 

Эти горы называют «обителью снегов», «крышей мира»?

Самое глубокое место в мировом океане?

Удивительный этот хребет тянется на 18,5 тысяч километров. Что это за хребет? Где он находится?

Высшая точка нашей страны?

Самая большая гора в мире находящаяся под водой? Какая?

Самая большая равнина земного шара?

 Назовите типы равнин в океане?

Задание третье:

Учитель математики.

Так незаметно команды приближаются к острову капитана Гранта, да вот беда – аборигены-людоеды на горизонте. Убежим в горы. Вам нужно построить столбчатые диаграммы гор. Для этого вспомним, что такое масштаб? (Ответы детей). Инструкция по выполнению работы (по необходимости).

Первая команда

Вторая команда

Третья команда

Четвёртая команда

Анды

Альпы

Гималаи

Алтай

Кордильеры

Кавказ

Урал

Тянь-Шань

Аппалачи

Карпаты

Саяны

Памир

Назовите высшие точки гор.

Задание четвертое:

Учитель географии.

В каких горах больше всего действующих вулканов?

Почему?

Один из полуостровов назван страной вулканов. Множество остроконечных огнедышащих гор протянулись на сотни километров с севера-запада на юго-восток. У подножий вулканов, в ущельях и долинах между хребтами бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров?

Какое явление описано в романе?

«Едва проснувшись, путешественники были сбиты с ног и, повалились друг на друга, покатились вниз по крутому склону. В лучах рассвета им открылась страшная картина. Очертания гор менялись на глазах: вершины обламывались, скалы качаясь, исчезали, словно проваливались в какие-то люки. Целый горный кряж  в несколько миль шириной перемещался, катясь к равнине. Происходило то, что часто случалось в Андах. Паганель крикнул: «…!!!» [ 2 ]

Что крикнул Паганель?

Шкала  сколько баллов оценивает землетрясения?

Как называется прибор?

Место в земной коре, где возникает землетрясение?

Где был изобретён первый сейсмограф?

Как он был устроен?

Как устроен современный сейсмограф?

Где находится «огненное ожерелье планеты»?

С честью вышли команды из затруднительной ситуации. Да незадачливый Паганель опять всё перепутал.

Задание пятое: конкурс знатоков карты

(ромашка)

Задание: назвать объекты правильно. 

1 команда: Среднерусские горы.
 Уральские равнины.
Ключевская Сопка.
Амазонский хребет.
Возвышенность Килауэа.

2 команда: 

Западно-Сибирское плоскогорье.
Восточно-Европейский хребет.
Срединно-Атлантическая равнина.
Вулкан Алтай.
Возвышенность Эверест.

3 команда:  

Марианские горы.
Альпийский желоб.
Кавказское плоскогорье.
Андская возвышенность.
Котловина Орисабо.

4 команда:  

Среднесибирская низменность.
Вулкан Тибет.
Возвышенность Килиманджаро.
Горы Валдайские.
Котловина Народная.

– Молодцы! Мы совершили кругосветное путешествие, но капитана Гранта так и не нашли. Где же потерпел крушение корабль Гранта? Дети нашли его на острове с координатами 37 градусов 11 минут южной широты, 153 градуса западной долготы. Какой же это остров? Кто быстрее? Найти объект по координатам.
Итак, закончилось наше путешествие, но не заканчиваются открытия, которые мы будем совершать на последующих уроках. И я думаю, что мы обязательно,  в дальнейшем, будем встречаться с героями великого писателя-путешественника – Жюля Верна.

Подведение итогов урока.  Выявление победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: Кругосветное путешествие по экватору (построить профиль рельефа) и написать приключенческий рассказ (по желанию).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика