Задачи: актуализировать и продолжить формирование зна­ний о природном районировании; сформировать знания об особен­ностях природы Восточно-Европейской равнины; развивать умение объяснять взаимосвязи природных компонентов, формирование географического облика территории.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа проводится с целью актуализации опорных знаний, которые являются фундаментом новой темы. Учащиеся выполняют следующие задания и отвечают на ряд вопросов.

1. Назовите главные и общие признаки природных комплексов поверхности Земли.

2. Определите причины формирования природных районов, подтверждая свои выводы примерами по климатической, почвен­ной картам и карте растительности.

3. Расскажите о взаимодействии зональных и азональных фак­торов в формировании природных районов.

4. Назовите крупные природные районы на территории России.

Систематизировав ответы учащихся, учитель сообщает, что крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный об­лик, определенное, только ей свойственное, географическое строе­ние. Каждый природный район индивидуален, неповторим, един­ственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность, Урал и Восточную Сибирь. Ка­ждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местно­сти. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южани­на, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жи­теля и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с темами сегодняшнего урока «Русская равнина».

Следующий этап вводной беседы - изучение по плану ком­плексной характеристики крупных природных районов. Учитель комментирует его, а учащиеся записывают в тетрадь.

План комплексной характеристики крупного природного района

1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.

2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и законо­мерности размещения полезных ископаемых.

3. Климат, названия типов климата, качественная и количест­венная характеристика условий, коэффициент увлажнения.

4.  Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.

5. Почвы, растительность, животные, их зависимость от клима­та, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.

6.  Особенности природных условий территории и причины, объясняющие эти особенности.

7.  Природные ресурсы, их хозяйственное использование, меро­приятия по охране и преобразованию природы.

II. Получение новых знаний.

При изучении этой темы «Крупные природные районы. Приро­да регионов России» можно использовать наиболее активные фор­мы организации познавательной деятельности учащихся. Доля практической и самостоятельной ра!боты школьников с разнооб­разными источниками географических знаний может быть значи­тельно увеличена. Практические задания и упражнения направлены на формирование умений применять теоретические знания к кон­кретной территории. Самостоятельные работы различаются по уровню сложности и способствуют развитию интереса к изучению различных регионов страны. Учитель только координирует и оце­нивает деятельность школьников, предоставляя им выбор вариан­тов заданий и методов работы. При изучении природных районов России желательно организовывать семинары, конкурсы, игры, диспуты, дать опережающие домашние задания и т. д.

Изучение природы Русской равнины целесообразно организо­вать в виде совместной с учителем практической работы с элемен­тами объяснения. Учащиеся должны усвоить структуру изучения природного района для того, чтобы затем применять эти умения в изучении других районов.

1. Сначала рекомендуется восстановить в памяти учащихся по­нятие о географическом положении. Для закрепления этих знаний и формирования конкретных знаний о географическом положении Восточно-Европейской равнины проводится работа по физической карте России и карте Европейской части страны.

Вопросы и задания:

- Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физи­ческой карте? Каковы её естественные рубежи?

- Определите протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70° с. ш. до 45° с. ш., от 20° в. д. до 58° в. д.

-  Как протяженность равнины с севера на юг сказывается на изменении на ней природных условий?

- Объясните, как открытость равнины к Северному Ледовитому океану сказывается на ее природных условиях.

- Объясните, как Атлантический океан и Северо-Атлантическое течение влияют на природу равнины.

Учитель. Площадь Восточно-Европейской равнины - 4 млн. км2. Она одна из крупнейших в мире.

2. Прежде чем приступить к изучению особенностей тектони­ческого строения и рельефа Восточно-Европейской равнины уча­щимся необходимо вспомнить понятие о платформе.

- Что является причиной равнинности такой огромной терри­тории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?

- Какие участки земной коры называют платформами? Какими основными признаками характеризуются платформы?

- Какие формы рельефа располагаются на платформах?

- Проявляются ли внутренние процессы земной коры на плат­формах? Какие внешние рельефообразующие процессы можно на­блюдать в настоящее время на платформах и какие формы рельефа они образуют?

2) По тектонической карте определите части Русской платфор­мы, которые отличаются от всей остальной территории.

Учитель. Это Балтийский щит и Воронежский массив.

-  Что такое щиты? Какие формы рельефа им соответствуют?

- Сравните тектоническую карту с геологической в районе Бал­тийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят самые древние породы и самые молодые? Подумайте, как выглядят эти районы в рельефе на поверхности.

Учитель. Выход древних пород на поверхность обнаруживает­ся на Балтийском щите, в рельефе это выражено возвышенными формами. Поверхность Прикаспийской низменности сложена са­мыми молодыми породами, которые образуют верхний слой ог­ромного осадочного чехла, рельеф плоский, низменный.

Работа с геологическим профилем Восточно-Европейской платформы станет подтверждением сделанных выводов. Далее учитель организует работу с физической картой Русской равнины для анализа рельефа поверхности.

Задание:

-  Рассмотрите физическую карту. Каковы особенности рельефа Восточно-Европейской равнины?

Учитель. Несмотря на общую равнинность территории, легко заметить, насколько неоднородна поверхность Русской равнины. Низменности и возвышенности соответствуют неровностям фун­дамента. Ученые-тектонисты также установили, что многие речные долины зал ожил ись над разломами фундамента платформы.

Но на Восточно-Европейской равнине есть неровности, холмы, гряды и другие формы, созданные внешними процессами. В пер­вую очередь, конечно же, видно огромное влияние оледенения на образование морено-ледниковых форм рельефа (Смоленской и Мо­сковской возвышенностей, Мещеры и др.). Спускаясь с территории Скандинавского и Кольского полуостровов и Урала, ледник разру­шал твердые горные породы, сносил и тащил валуны, формируя узкие, извилистые, протяженные долины. Останавливаясь, ледник откладывал все, что тащила с собой масса льда в несколько мил­лионов тонн. Так образовывались гряды и холмы. При отступлении ледника оставались огромные озера: Ильмень, Чудское, Псковское и др. В средней полосе равнины и на юге её в настоящее время ак­тивно протекают явления водной и ветровой эрозии. Этому способ­ствую, с одной стороны, пологохолмистый рельеф и мягкие, рых­лые, легкоразрушаемые водными потоками и ветрами горные по­роды, и, с другой стороны, особенности климатических условий: континентальность климата, частые ветры-суховеи и осадки ливне­вого характера. Велика роль человека в этом процессе хозяйствен­ной деятельности.

3.  Для того чтобы углубить и закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на весь природный комплекс, учащимся предлагается для анализа таблица (она заранее готовится и является раздаточным материалом).

 

Вопросы и задания:

1) Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца (для тундры - это февраль). Как они изменяются?

Учащиеся устанавливают, что температура повышается с севе­ра на юг, т. е. на севере самые большие холода.

2)  Определите, как изменяется средняя температура самого те­плого месяца.

Учащиеся устанавливают, что она также увеличивается с севе­ра на юг.

Такая же тенденция характерна для среднегодовой температу­ры. Таким образом, учащиеся делают вывод, что при движении на юг становится теплее и температура повышается.

3)  А как изменяются облачность и увлажнение?

Облачность и увлажнение уменьшаются при движении с севе­ра на юг.

4) Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

Климатические показатели подтверждают закон широтной гео­графической зональности.

Закрепить знания поможет работа с таблицами и картами атласа.

Задание 1. По показателям определите природную зону: среднегодовая температура +3,5 °С, облачность 65 %, коэффициент увлажнения 1,1. (Это зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0 °, самого теплого +21,0 °С, облачность 75 %, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? Обоснуйте свой ответ. (В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а об­лачность менее 75 %, и коэффициент увлажнения также меньше.)

Если учителю легче организовать работу с физико-географическим профилем, то можно предло­жить учащимся такие задания:

1. Проследите, как возрастает средняя температура июля. Назо­вите причины этого климатического явления и объясните, как из­менения температуры воздуха летом сказываются на испаряемости и испарении.

2. Проследите, как меняется коэффициент увлажнения с севера на юг. Где наблюдается избыточное увлажнение, где - достаточ­ное, а где - скудное? Объясните причины этих увлажнений.

3. По профилю установите, влияют ли климатические измене­ния на растительность и почвы.

Затем следует обратить внимание учащихся на то, что на Вос­точно-Европейской равнине наблюдаются климатические различия не только между севером и югом, но и между западными и восточ­ными областями равнины. Чтобы убедиться в этом, проводится анализ климатической карты в атласе. На карте видно, что, например, Брянск и Самара расположены приблизительно на одной широте, но различаются средним годовым количеством осадков, средними температурами лета и зимы. Климат Брянска более влажный, мягкий, менее континентальный по сравнению с климатом Самары.

Можно предложить учащимся подумать над вопросом: «В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?» Заслушав ответы учащихся, учитель дополняет сведе­ния пояснениями о развитии циклонической деятельности над за­падными областями равнины, которая наблюдается в морских воз­душных массах с Атлантического океана. Используя знания об удельной теплоемкости воды, учащиеся могут самостоятельно объ­яснить, почему морские умеренные воздушные массы с Атлантики приносят на равнину осадки и понижение температуры воздуха, а зимой - снегопады, повышение температуры воздуха и даже отте­пели.

На климат равнины оказывают влияние также и антициклоны, которые приходят с севера с арктическим воздухом и с востока с континентальным умеренным воздухом из Сибири. Летом иссу­шающую роль играют континентальные тропические воздушные массы из Средней Азии, которые приходят в виде суховеев.

4. После анализа климатических условий на Восточно- Европейской равнине учитель делает логический переход к харак­теристике речной и озерной сети региона, ведь климат в первую очередь влияет на этот компонент природы. Работа учащихся по карте.

Задания:

1)  Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.

2)  Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.

3)  Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 км2, а у Дона - 30 км2, несмотря на то что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.

Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о реках Русской равнины. Реки соединяют территорию равнины в единое целое. Они создают неповторимый ландшафт местности: речные русла, низкие поймы, высокие берега, террасы и др. Основное питание рек - снеговое, дождевое, подземное. Северные реки полноводны, величавы, с шумным ледоходом и большим весенним половодьем.

Но в холодной воде северных рек все химические процессы идут медленнее, поэтому у них пониженные возможности самоочище­ния. Сейчас в северные реки сбрасывают тысячи тонн сточных вод, что приводит к гибели ценных пород рыб, оскудению рек и озер.

Символ Русской равнины - река Волга, самая крупная река. Она начинается со студеного ключа в валдайских лесах и проходит путь длиною в 3690 км. Её долина пересекает четыре природные зоны и придает каждому участку своеобразную красоту. После впадения Камы ширина реки достигает 2 км. Обходя скалистые, покрытые лесом известняковые Жигули, река образует изгиб, на­зываемый Самарской Лукой. На Прикаспийской низменности от Волги отделяется рукав Ахтуба, и возникает Волго-Ахтубинская пойма. Земля этой поймы обильна и плодородна. Она начинается в 170 км от Каспия. Дельту Волги сравнивают с рогом изобилия, по­вернутым к Каспию.

Волга - любимая река народов Европейской части России. Об­раз Волги одушевлен в былинах, песнях, сказаниях. Чаще всего реку связывали с образом матери: «Волга-матушка...». Волга в дав­них песнях была символом удали, воли, свободы. Любопытный факт: в старину крупные волжские города располагались таким об­разом, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Саратов, Царицын), а на левом - женское (Кострома, Казань, Самара, Астра­хань).

В настоящее время Волга находится в катастрофическом поло­жении. Это уже не река, а целая система водохранилищ. Сотни предприятий химической и металлургической промышленности сбрасывают грязные стоки в реку. По притокам и малым рекам идут отравленные химикатами стоки с ферм, полей. Под угрозой находится стадо осетровых рыб. Необходимо осуществить систему мер по спасению Волги.

5. В заключение разбирается вопрос об особенностях почв и растительности на территории Восточно-Европейской равнины. Формированию у учащихся знаний о закономерных зональных из­менениях растительности и почв помогает анализ физико- географического профиля (раздаточный материал).

Задания:

1)  Проследите, как меняется растительный покров на равнине при движении на ней с севера на юг.

2)  Установите влияние климатических условий (температур ле­та и коэффициента увлажнения) на характер растительности на равнине; объясните, какие климатические условия способствуют произрастанию лесов. Объясните, что мешает произрастанию лесов на юге и севере равнины.

3)  Проследите по профилю изменение почвенных зон на равни­не; назовите почвы северной части равнины и природные условия, при которых они сформировались.

4) Сделайте вывод о ведущих природных факторах, опреде­ляющих зональные изменения физико-географических условий на Восточно-Европейской равнине.

Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу о том, что широтную зональность на равнине прежде всего опреде­ляет равнинность рельефа и умеренно континентальный климат.

III.  Закрепление материала.

При наличии времени на уроке можно провести закрепление материала, еще раз вернувшись к основным вопросам урока:

•   Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно- Европейской равнины?

•   Объясните, почему явления водной и ветровой эрозии слабо выражены на севере равнины, но активно протекают на юге?

•   Почему в обнажениях горных пород в Подмосковье можно наблюдать несколько погребенных морен?

•   Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?

•   Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.

•   Чем характеризуются климатические условия на севере, в средней полосе и на юге равнины?

•   Почему умеренные воздушные массы зимой влажные и теп­лые, а летом - влажные и прохладные?

•   Объясните, почему над Арктикой и летом, и зимой форми­руются холодные, сухие и прозрачные воздушные массы, которые приходят на равнину в виде антициклонов.

•   К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?

•   Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном её использовании под пастбища оленей?

IV.  Подведение итогов урока.

Домашнее задание: нанесите объекты географической номенклатуры на контурную карту, письменно выполнить задание: «Определите, на берегах каких рек и озер расположены города Ря­зань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика