Задачи: систематизировать и углубить знания о закономер­ностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», ис­пользуя ранее усвоенные знания об испарении и испаряемости; по­казать ведущую роль тепла и увлажнения в развитии и размещении растительных и почвенных зон; сформировать умение характери­зовать ход июльских и январских изотерм по территории России и вычислять коэффициент увлажнения для разных областей; разви­вать умение устанавливать связи между элементами климата по карте.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы».

Возможные варианты проверки знаний и умений:

1.   Устная проверка ключевых слов уроков 12 и 13.

2.   Работа на закрепление знаний по типам воздушных масс. На дос­ке записаны обозначения пяти воздушных масс. Для первого и второго вариантов поставлены порядковые номера. Запись выглядит так:

I вариант

ВМ

II вариант

1

АВМ

5

2

кУВМ

4

3

мУВМ

3

4

мТВМ

2

5

кТВМ

1

 

Учитель дает определения в такой последовательности, которая не совпадает с написанной на доске. Учащиеся записывают номер прочитанного определения.

Определения можно зачитывать в следующем порядке:

1) Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы фор­мируются летом в южных районах страны или приходят из Монго­лии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки.

2) Воздушные массы приходят с Атлантического океана, с Ти­хого океана - летом; зимой они смягчают морозы, вызывают сне­гопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, по­вышает влажность и приносит осадки.

3) Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; при­ходит с Северного Ледовитого океана.

4) Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропи­ческих и тропических широт Атлантического и Тихого океанов.

5) Воздушные массы формируются над территорией России, имеют резкую годовую амплитуду, сухие.

Ответы:

I     вариант - 5, 3, 1,4, 2.

II  вариант - 1, 3, 5, 2, 4.

3.  Работа у доски - приглашаются два ученика, которые вос­производят схемы строения циклона и антициклона, а также харак­теризуют эти атмосферные явления, указывают на их роль в фор­мировании климата.

4.  Фронтальная устная проверка знаний строится по вопросам:

•     Что называется атмосферным фронтом и какие процессы происходят в зоне схождения воздушных масс?

•     На какие группы делятся атмосферные фронты по темпера­туре? Опишите изменения погоды, которые возникают при прохо­ждении атмосферных фронтов.

•     Покажите на карте главные атмосферные фронты на терри­тории России. Как они изменяют свое положение по сезонам года и почему?

•     В чем состоит противоположность циклона и антициклона?

•     На какой территории действуют циклоны, на какой - антици­клоны?

•     Как влияют на погоду нашего края циклоны и антициклоны?

II.    Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Проведенный опрос позволяет активизировать знания учащих­ся и логично перейти к изучению нового материала о распределе­нии метеорологических элементов на территории России. В ввод­ной беседе следует вспомнить закономерности распределения тем­ператур воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле (гео­графия, 7 кл.), это можно сделать с использованием одноименной схемы (раздаточный материал).

III. Получение новых знаний.

Учитель разъясняет задачи урока: изучить распределение тем­ператур и осадков по территории нашей страны и уметь объяснять причины такого распределения, научиться устанавливать связи между элементами климата. Учащиеся должны уметь определять элементы климата в любом пункте и объяснять их. Достижение по­ставленных задач требует значительной работы с картой. Поэтому выполняется практическая работа № 6 «Выявление закономерно­стей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов».

1.     Изучение распределения температур осуществляется путем выполнения следующих заданий:

1)             По            климатической карте проследите ход июльских изотерм + 8°,+ 16 °, + 24 °. Сравните их на равнинах и в горных областях.

2)             Укажите основную закономерность в изменении температу­ры летом.

В результате школьники приходят к выводу: важнейшим фак­тором распределения температуры летом является солнечная ра­диация, поэтому изотермы июля располагаются в основном соот­ветственно широте. Особенность распределения тепла состоит в том, что на побережье Тихого океана изотермы июля ниже, чем на тех же широтах внутри материка. Например, на широте Волгограда проходит изотерма + 24 °, на широте Сахалина +15°. Это объясня­ется влиянием летнего муссона и преобладанием на Сахалине рас­сеянной радиации, при которой от облаков отражается 70 % прихо­дящей радиации.

3)    Определите по карте максимальную абсолютную температу­ру и самое жаркое место в России.

Абсолютный максимум температур зарегистрирован в Волго­граде (+ 43°С).

4)    Проследите ход январских изотерм -8°, -16°, -24° и -32°. Совпадает ли он с ходом летних?

5)    Проанализируйте положение зимних изотерм в горных об­ластях.

6)    Определите минимальную изотерму и абсолютный мини­мум.

7)    Объясните, почему самое холодное место находится южнее полярного круга.

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к следующим выводам. Изотермы января располагаются не в широтном направ­лении, а с северо-запада на юго-восток. На распределение тепла зимой оказывает влияние не солнечная радиация, как летом, а воз­душные массы, поступающие на материк, и атмосферные процес­сы. Морской воздух умеренных широт, который приходит в виде циклонов с поверхности Атлантического океана, влияет на повы­шение зимних температур в западных, северо-западных и юго- западных областях России. Сибирский антициклон, который фор­мируется над материком, арктические ВМ над горным рельефом, а также отсутствие теплых атлантических и тихоокеанских воздуш­ных масс объясняют низкие температуры воздуха в Сибири, осо­бенно в Верхоянске и Оймяконе (-68° и -71°С).

2.    С целью подготовки учащихся к формированию понятия об увлажнении необходимо продолжить практическую работу с кли­матическими картами, чтобы выявить закономерности распределе­ния осадков и испаряемости по территории России.

1)    Равномерно ли распределяются осадки на территории стра­ны?

2)    Где выпадает наибольшее количество осадков, где наимень­шее? Как это связано с воздушными массами?

3)    Какие факторы влияют на увеличение осадков?

4)    Объясните причины большого количества осадков на побе­режье Тихого океана.

Учащиеся обычно правильно отвечают на поставленные вопро­сы. Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана свя­зывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осад­ков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятель­ностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.

Можно использовать задания из учебника на - с. 63-64, выпол­нение заданий также формирует умение работать с картой и объяс­нять выявленные закономерности в распределении осадков по тер­ритории России.

5)   Чем объяснить, что наименьшее количество осадков выпада­ет на побережье Восточно-Сибирского моря?

3.   Обобщив и сделав вывод о распределении осадков, учитель логично осуществляет переход к формированию понятия «коэффи­циент увлажнения». Учащимся ставится проблемный вопрос: «На побережье Восточно-Сибирского моря и на юго-востоке Русской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (око­ло 200 мм). Однако на Колыме - болота, а в Поволжье - сухие сте­пи и полупустыни. Почему?» Учитель объясняет, что отдельные показатели температуры, количества осадков не могут характери­зовать целостно климатические условия территории. Только во взаимодействии, соотношении количества тепла и влаги можно оп­ределить особенности климата. Важно знать не только количество выпадающих осадков, но и количество испаряющейся влаги. Ана­лиз карты испаряемости (рис. 32 на с. 66 учебника) показывает, что в целом её распределение совпадает с количеством суммарной сол­нечной радиации. Определения «испаряемость» и «испарение» нужно записать в тетрадь, т. к. они входят в список ключевых тер­минов темы.

Испарение - это количество фактически испарившейся воды. Зависит от температуры и влажности воздуха, от испаряющей по­верхности и скорости ветра.

Испаряемость - это количество влаги, которое может испа­риться с поверхности при данных атмосферных условиях. Измеря­ется в мм слоя воды. Характеризует возможное испарение и сильно отличается от фактического испарения, особенно в пустыне, где испарение близко к нулю, а испаряемость - 2000 мм в год и более.

Сравнение карты испаряемости с распределением осадков по­зволяет увидеть разницу между этими элементами климата.

Например, в Нижнем Поволжье испаряемость 800 - 900 мм/год, а реальных осадков выпадает 200 - 300 мм/год. В Северо- Восточной Сибири количество осадков (до 200 мм/год) равно испа­ряемости. На Кольском полуострове осадков выпадает до 600 мм/год, а испаряемость около 400 мм/год.

Затем учитель дает определение понятию «коэффициент ув­лажнения» и знакомит учащихся с терминами, характеризующими увлажнение местности качественно (достаточное, недостаточное, скудное, избыточное), и приемами определения количественных показателей увлажнения местности.

Коэффициент увлажнения - это соотношение между годовой суммой осадков и испаряемостью определенной территории. Вы­числяется по формуле:

Кувл. = Осадки / Испаряемость

Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Если коэффициент увлажнения равен единице, то увлажнение считается достаточным. Достаточное увлажнение характерно для южной гра­ницы лесной и северной границы лесостепной зоны. В зоне степей, где коэффициент увлажнения меньше единицы (0,6 - 0,7), увлаж­нение считается недостаточным. В Прикаспии, в зоне пустынь и полупустынь, где коэффициент равен 0,3, увлажнение скудное. Для тундры, лесотундры, тайги типично избыточное увлажнение, здесь количество выпадающих осадков превышает испаряемость и коэф­фициент увлажнения больше единицы.

Учитель предлагает учащимся вычислить коэффициент увлаж­нения для городов Архангельска, Волгограда, Магадана, Самары, Якутска.

В заключение необходимо подвести учащихся к выводу о том, что коэффициент увлажнения - важнейший интегрированный по­казатель, который дает четкое представление о климатических ус­ловиях территории.

IV.  Закрепление материала.

С целью закрепления полученного материала проводится прак­тическая работа по заданиям, приведенным на с. 11 - 12 рабочей тетради.

V.     Подведение итогов урока.

Домашнее задание

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика