Задачи: сформировать понятие «почвенные ресурсы»; по­знакомить учащихся с причинами развития эрозии почв и метода­ми борьбы с эрозией; рассмотреть роль мелиорации в повышении плодородия почв; сформировать умение прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведения комплексных мероприятий по охране почв и восстановлению их плодородия.

Ход урока

I.    Проверка знаний и умений по теме «Закономерности рас­пространения почв».

Возможные варианты проверки:

1.  Индивидуальный устный опрос.

1)  Почему на территории России образуются разные типы почв? Какова закономерность в размещении почв на равнинах и в горах?

2)  Сравните черноземы и тундрово-глеевые почвы по свойст­вам и условиям почвообразования.

3)  Сравните бурые полупустынные почвы и красноземы по свойствам и условиям почвообразования.

2.  Письменный опрос по карточкам.

КАРТОЧКА 1

1)  Охарактеризуйте серые лесные почвы.

2)  В каких условиях почвы подвергаются засолению?

КАРТОЧКА 2

1)  Охарактеризуйте краснозёмы и желтозёмы.

2)  Почему при малом количестве опада почвы пустынь при их поливе становятся плодородными?

КАРТОЧКА 3

1)  Охарактеризуйте бурые полупустынные почвы.

2)  В лесной зоне значительно больший опад, чем в степях. Од­нако чернозёмы значительно плодороднее лесных почв. Какими причинами это объясняется?

3.  Проверка умений работать с почвенной картой.

1)  Определите, какие типы почв занимают наибольшие площади.

2)  В каком направлении основные типы почв сменяют друг друга?

3)  Какая часть России, западная или восточная, имеет большее разнообразие почвенного покрова и какими причинами это объяс­няется?

4)  Перечислите типы почв на Западно-Сибирской равнине.

5)  Какие типы почв характерны для юга европейской части России?

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

В процессе вводной беседы учитель актуализирует имеющиеся у учащихся знания об охране почв и мерах по улучшению их пло­дородия.

      Как используются почвы человеком?

      От чего следует защищать почву?

      Приведите примеры простейших способов защиты почвы.


III. Получение новых знаний.

1.     На первом этапе лекции учащиеся усваивают объяснение учителя о земельных ресурсах в целом, дают оценку обеспеченно­сти России земельными ресурсами. Затем формируется понятие «почвенные ресурсы».

Учитель. Очень часто смешиваются понятия «земельные ре­сурсы» и «почвенные ресурсы». Земельные ресурсы — это земли, которые можно использовать в различных целях, а почвенные - только в сельском и лесном хозяйстве. В этих отраслях земля - средство производства. Наиболее ценные сельскохозяйственные угодья - пашни, которые расположены в зоне степей, лесостепей и смешанных лесов. Это в основном чернозёмные и тёмно­каштановые почвы. Здесь сосредоточена основная зона земледелия. Плодородные почвы сочетаются с умеренным климатом и доста­точным увлажнением.

Следует уделить внимание анализу диаграммы «Земельный фонд России» и картосхемы «Основные направления использова­ния земельных ресурсов» (эта картосхема приведена в учебнике Раковской Э. М., Бариновой И. И. География России. 8 кл. 1995. С. 98).

2.     Далее рассматривается вопрос об изменении почвы в процес­се хозяйственной деятельности.

Учитель. Нерациональное использование почвенных ресурсов является одной из причин эрозии и деградации почв.

Различают естественную и антропогенную эрозию почв. Есте­ственная эрозия протекает медленно, за счет чего скорость почво­образовательного процесса, как правило, превышает процесс есте­ственного разрушения почв. Естественная эрозия - это саморегу- лируемый процесс.

При возрастающей в последнее время антропогенной нагрузке на природную среду и, в частности, вследствие увеличения площа­дей пахотных земель происходит ускоренная человеком эрозия почв. Антропогенная эрозия протекает с разной степенью интен­сивности. При соблюдении норм агротехнической обработки почв и применении современных технологий возделывания сельскохо­зяйственных культур процессы антропогенной эрозии замедляют­ся. Например, при правильном севообороте поля теряют 20 см поч­вы за 100 лет, а при монокультуре всего за 15 лет. Изменение хи­мического состава почв вследствие химического загрязнения ок­ружающей среды и избыточного внесения минеральных удобре­ний, ядохимикатов, гербицидов и пестицидов приводит к накопле­нию в почве соединений, оказывающих существенное влияние на рост и развитие растений. Употребление в пищу растений и про­дуктов растительного происхождения с избыточным содержанием нитратов, окислов тяжелых металлов и других химических соеди­нений оказывает вредное воздействие на здоровье человека. Отри­цательное воздействие на состояние почв оказывают вырубка ле­сов, чрезмерный выпас скота, усиливающие ветровую и водную эрозию почв, а также неправильное орошение, загрязнение почвы нефтепродуктами в местах добычи и переработки нефти и многое другое.

Для лучшего усвоения объясняемого материала учитель опира­ется на схему «Причины развития эрозии почв», которая приведена в учебнике на с. 99. В подготовленных классах можно подробнее рассказать о водной и ветровой эрозиях.

Учитель. Водная эрозия смывает сотни миллионов тонн плодо­родной почвы, образует рытвины, борозды, овраги. Тысячи гекта­ров теряют плодородие, за счет роста оврагов площадь пашни со­кращается ежегодно на 100 тыс. га.

«Мы целый день ездили на маленьком газике от оврага к овра­гу, спускались на их дно, где было душно и неуютно, с горечью глядели на повисшие над обрывом деревца с судорожно вытяну­тыми, напряженными корнями.

Когда-то под Каневом были сплошные леса. Но после 1861 года в них застучали топоры: сахарозаводчикам понадобились дрова. И сразу вдоль троп и дорог потянулись промоины. Они росли, соеди­нялись, ветвились, превращались в страшные провалы. Беда гуляла по округе, разоряла крестьян. Овраги змеями подползали с самых неожиданных сторон и глотали пашни, сады, даже хаты. Каждый дождь и радовал крестьян, и пугал: во время дождя овраги превра­щались в стремительные, бурные реки мутной жижи. Особенно страшен был Хмелянский овраг - провал глубиной 70 м. В 1903 году во время ливня он вынес столько грунта, что перегородил ре­ку Рось. Началось наводнение.

Еще один овраг поразил меня. Кругом расстилалось ровное по­ле с самым обыкновенным, едва заметным склоном. А посредине этакая непостижимая щель глубиной метров сорок. Задерненные края оврага старческой кожей провисали над пустотами, обрыва­лись от собственной тяжести, сползали по осыпям».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической гео­графии СССР. - С. 92-93.)

Учитель. Опасна и ветровая эрозия. Её результат - пыльные бури, выдувающие плодородный слой значительно или полностью. Они особенно часты в степных районах страны, на Северном Кав­казе, в Заволжье, на Южном Урале.

«Бешено свистит ветер и несет тучи пыли над полями. Солнца не видно из-за темной мчащейся мглы. Временами оно красным шаром проглядывает на миг и снова исчезает. «Черным вихрем» зовет народ бешеные летние бури в степях и пустынях.

Вот бескрайнее пшеничное поле. Весенние зеленые всходы сплошным ежиком еще вчера радовали глаз. А сейчас кажется, что нет такой силы, которая спасла бы их: рыхлую почву слой за слоем уносит ветер - стелются по земле зеленые всходы пшеницы, уже показались белые прикорневые части стеблей. Новый порыв ветра, и стебель оголен до самого корешка. Ещё миг - и ветер подхватил пшеничный стебелек вместе с корешком, завертел в воздухе, снова подхватил и унес. А за первым стебельком выдуло из земли второй, третий, тысячный, и за полчаса поле оказалось прополотым, словно здесь и не было посева.

Но этого злодейства мало - «черный вихрь» унес и развеял са­мые плодоносные верхние слои почвы. Теперь нужна сотня лет, чтобы восстановить плодородие почвы естественным путем.

С диким свистом несется по степи «черный вихрь» и вдруг нале­тает на лесную защитную полосу - одну, вторую, третью. Деревья скрестили ветви, словно взялись за руки, и гневно зашелестели лист­вой. Вихрь все-таки прорвался через полосы, но потерял силу и уже не мог сдуть почву и унести всходы с полей, расположенных за по­лосами. Лес усмирил ветер. Теперь ему потребуется пробежать длинный путь для разбега по степям, чтобы снова набрать силу.

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической гео­графии СССР. - С. 92.)

Учитель. Большой ущерб приносит неправильно используемое орошение. Черноземы издавна считались неполивными землями. В настоящее время, чтобы увеличить урожаи, чернозёмы стали поли­вать. При этом теряется ценнейшее свойство - мелкокомковатая структура, почва уплотняется и становится похожей на глину. Со­держание кислорода резко падает, а углекислоты увеличивается. Углекислота подавляет деятельность микроорганизмов. Орошение чернозёмов приводит к выносу из них питательных веществ и к засолению, необратимому их ухудшению и разрушению.


3.     Поняв актуальность проблемы защиты почв от разрушения, учащиеся лучше усваивают понятие «мелиорация». Оно приведено в учебнике на с. 99, его можно выписать в тетрадь, т. к. оно входит в список ключевых слов темы. Для активизации учебного процесса учитель может предложить проблемную задачу: Почему при хоро­шей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходи­мость мелиорации земель? Следует также ознакомить учащихся с различными видами мелиорации, выяснить, какие виды мелиора­ции проводятся на местных землях. Используя рисунок 45 на с. 100 в учебнике, учащиеся отвечают на вопрос: какие виды мелиорации проводятся в нашей стране; с чем связан выбор того или иного ви­да мелиорации? В заключение учитель обобщает ответы учащихся и говорит, что значение хорошо проведенной мелиорации велико. Однако порою мелиорация осуществляется необдуманно, без учета конкретных условий, в таких случаях она приносит больше вреда, чем пользы.

4.     Заканчивая изучение темы о почвах и почвенных ресурсах, можно осветить вопрос «Почва и здоровье человека».

Учитель. Известно, что почва - среда обитания многочислен­ных низших животных и микроорганизмов, среди них есть болез­нетворные, возбудители инфекционных заболеваний. Некоторые из них очень устойчивы, долго сохраняются в почве. Бактерии явля­ются возбудителями таких опасных заболеваний, как сибирская язва, столбняк, газовая гангрена, ботулизм, брюшной тиф, дизенте­рия, холера. Они попадают в почву от больных людей. Заражение человека может произойти при обработке почвы, уборке урожая. Для предохранения от всех этих заболеваний необходимо тщатель­но соблюдать правила личной гигиены.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 17, подготовиться к контролю знаний.

Опережающее задание: приготовить реферат или сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений, занесенных в Красную книгу России.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика