Задачи: сформировать знания о географическом положении, размерах, границах России; показать влияние географического по­ложения на природу и расселение населения; обучать умениям ха­рактеризовать географическое положение России; закрепить уме­ния вычислять географические координаты объектов на карте и протяженность страны в градусах и км, пользуясь картографиче­ской сеткой.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Приступая к изучению темы урока, учитель напоминает, что понятие «географическое положение» уже известно школьникам и они знают, как географическое положение влияет на природные условия материков, природных зон, государства. Чтобы вспомнить эти знания, учитель предлагает ответить на вопросы:

1.  Что входит в характеристику географического положения территории?

2.  Почему изучение любой территории - материка, страны - начинается со знакомства с географическим положением?

Уточнив ответы, учитель предлагает школьникам записать в тетради понятие «географическое положение» и план географиче­ского положения России. Этот план можно будет затем использо­вать при характеристике географического положения отдельных регионов страны.

Географическое положение — это положение какого-либо объ­екта на земной поверхности по отношению к другим объектам или территориям.

План характеристики географического положения России:

1.  Положение на материке по отношению к экватору и нулево­му меридиану.

2.  Крайние точки и их географические координаты.

3.  Протяженность в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

4.  Размеры территории России.

5.  Положение в тепловых поясах и природных зонах.

6.  Сухопутные границы. Соседние государства.

7.  Морские границы. Соседние государства.

8.  Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

II.Получение новых знаний.

1.  Физико-географическое положение России характеризуется в процессе диалога и выполнения практической работы № 1 (с. 6, 34- 35 в рабочей тетради).

А)        Россия располагается на территории Евразии в северном и восточном полушариях, лишь Чукотский полуостров находится в западном полушарии.

Б) Крайние точки и их координаты:

      северная островная - мыс Флигели (81°49'с. ш.) на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца Иосифа;

      северная материковая - мыс Челюскин (77°43'с. ш.) на полу­острове Таймыр;

Мыс Челюскин открыт в 1742 году участником Великой Се­верной экспедиции штурманом С. И. Челюскиным и назван им Се­веро-Восточным. В 1843 году мыс получил имя своего первоот­крывателя.

      южная - гора Базардюзю (41011 'с. ш.) в республике Дагестан;

      западная - коса Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда;

«В Калининградской области, на прибрежной косе, находится западная оконечность России. За косой раскинулось Балтийское море, часть Атлантики, почти всегда серое под пасмурным небом и тускло-синее, когда разойдутся облака.

...С шипением киль катера врезался в береговую отмель. Мы выпрыгнули и под скрипучие крики чаек, чуть не по колена увязая в песке, стали карабкаться на крутую дюну. Высились голые горы песка, как барханы в Каракумах, с полосатой рябью, с редкими пучками песчаного овса, с мелкими птичьими следами. Но чаще холмы покрыты лесом. Дюны двигались, погребая жильё; теперь их почти все закрепили.

...Выбираюсь на гребень дюны. Они здесь самые высокие в Ев­ропе. Песок очень мелкий, в нём видны золотые крупицы, навер­ное, янтарь.

С гребня открывается вид с одной стороны на бескрайнее море с белой шумящей полосой прибоя, с другой - на спокойный замк­нутый залив. Узкая зеленая лента косы тянется на десятки кило­метров.

На косе крепко стоит полосатый красно-зелёный столб. Он от­мечает самую западную точку нашей Родины».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7 - 10.);

    восточная материковая - мыс Дежнева (169°40'з.д.) на Чу­котском полуострове;

Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева гово­рится, что он обошел Большой Каменный нос. В XVII-XVII1 вв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по хо­датайству Русского географического общества он был переимено­ван в честь его первооткрывателя.

«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии, я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается ог­ромный материк, имя которому - Евразия.

Картина этой восточной оконечности Азии была до того угрю­ма и величественна и производила такое впечатление, что хотелось как можно больше увидеть и запомнить, чтобы впоследствии об этом рассказать. Мыс Дежнёва представляет собой совершенно об­наженную скалу разных горных пород, отвесно громоздящихся из воды прихотливо-разнообразными грядами. Вершины этих скал, изрезанные зубцами всевозможных форм, были прикрыты гигант­ским одеялом тумана, над которым быстро неслись черные шквальные тучи, гонимые воздушными потоками в разные сторо­ны». (Першин А. А. Мыс Дежнёва. История памятника.);

    восточная островная - на острове Ратманова (170°з. д.) в Бе­ринговом проливе;

В 1816 году лейтенант О. Е. Коцебу открыл (как позже выясни­лось, ошибочно) остров в Беринговом проливе и назвал его в честь капитан-лейтенанта М. И. Ратманова, вместе с которым он в 1803 - 1806 гг. участвовал в первом русском кругосветном плава­нии. Когда стало ясно, что острова нет, название было перенесено на один из трех островов Диомида.

«...Вот уже который час наше судно настойчиво режет голу­бую толщу Берингова пролива. Вода здесь купоросного цвета. Ле­дяная, прозрачная. Над водой неусыпный гомон птиц.

...Мы держим путь на остров Ратманова. На востоке это по­следний кусочек суши, принадлежащий нашей стране. За ним ост­ров Крузенштерна. Но это уже не наш остров - он принадлежит Соединенным Штатам Америки. Между островами пролегает ме­ридиан, от которого принято отсчитывать время наступающего дня.

Обогнув остров Ратманова с севера, мы оказываемся между островами Диомида. В проливе неспокойно. Бутылочно­стеклянные волны бросают наше судно из стороны в сторону. ...Идем с севера на юг. Далеко у горизонта сиреневый берег мате­рика. Справа каменной глыбой, грозной и торжественной, возвы­шаются берега острова Ратманова. Метров на четыреста вздымают они ровное плато, почти отвесным камнепадом спускаясь к беспо­койной воде. Берега фантастически красивы. Осеннее солнце, хру­стальная чистота воды и такая же голубизна неба врезают остров в прозрачную раму, отчего он кажется ещё более выпуклым и торже­ственным.

Слева от нас американский берег. Остров виден четко, как на ладони. Такие же отвесные берега, каменные осыпи и белый при­бой у их подножия. ...В ныряющем окуляре бинокля американское селение Елики. Это небольшой поселок, где живет человек пятьде­сят эскимосов и несколько американцев».

(Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии СССР. С. 7 - 10.)

Учащиеся наносят крайние точки на контурную карту (задание 2 на с. 34 - 35 в рабочей тетради) и самостоятельно определяют их координаты. Учитель может использовать дополнительный мате­риал при наличии свободного времени и сформированных навыков работы с контурной картой у школьников.

В)        Затем учащиеся самостоятельно определяют протяженность России в градусах и км с севера на юг и с запада на восток.

Протяженность материковой части России по меридиану 100°

в.         д. составляет 28°, или 3108 км.

Протяженность России с запада на восток по Северному поляр­ному кругу составляет 160°, или 7120 км.

Результаты записываются на контурной карте (задание 3 на с. 34 - 35 в рабочей тетради).

Г) Россия - крупнейшее государство мира. Она занимает пло­щадь, равную 17,1 млн кв. км.

В процессе диалога анализируются данные таблицы «Площади отдельных материков и крупнейших стран мира», приведенной на с. 7 учебника. Школьники делают вывод о том, какие материки и страны Россия превосходит по площади (Антарктида, Австралия и Океания, Канада, США, Китай, Бразилия).

«В Европе есть только одна страна, где можно понять по- настоящему, что такое пространство, - это Россия», - писал Гайдо Г азданов.

Д) Почти вся страна находится к северу от 50° с. ш., поэтому большие территории заняты зонами лесов (преобладает тайга), ле­сотундры и тундры.

Е) Учитель дает определение понятия «государственная грани­ца», ученики записывают его в тетрадь.

Государственная граница - это линия, определяющая пределы государственной территории.

Протяженность границ России - почти 61 тыс. км. Западная и южная границы преимущественно сухопутные, а северная и вос­точная - морские.

Пользуясь картой атласа «Географическое положение России» (с. 2 - 3), школьники самостоятельно выполняют задание 1 на с. 34 - 35 в рабочей тетради (наносят границы России, определяют соседей и надписывают их названия). Учитель обращает внимание учащихся на то, что с некоторыми государствами Россия имеет морские границы. Здесь же необходимо дать определение понятия «территориальные воды», которое также записывается в тетрадь.

Территориальные воды - это морские воды, примыкающие к сухопутной территории государства и входящие в его состав. Ши­рина территориальных вод составляет 12 миль (или 22,2 км).

2. Учитель объясняет, как влияет географическое положение на особенности природы, хозяйства и жизни населения.

Россия - самое большое по площади государство. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отлича­ются большим разнообразием. Многие черты природы России свя­заны с её северным положением. Более половины территории стра­ны (64,3 %) располагается к северу от шестидесятой параллели. На такой же широте в Европе находится лишь Финляндия, Исландия, большая часть Швеции и почти вся Норвегия. Но в отличие от Рос­сии эти страны интенсивно обогреваются теплыми водами и воз­душными струями Атлантики и потому имеют относительно мяг­кий климат. Россия же характеризуется суровостью климата: низ­кими температурами зимы и её продолжительностью, меньшим количеством осадков, большими годовыми амплитудами темпера­тур. За исключением некоторых небольших регионов Предкавказья и Северного Кавказа, вся Россия - холодная северная страна. Это непосредственно сказывается на всех сферах хозяйственной дея­тельности и повседневной жизни людей. Огромные средства тра­тятся на борьбу с холодом. За длинную суровую зиму на эти цели расходуется огромное количество энергоресурсов. Так, в Москве за отопительный сезон на одного жителя расходуется около 3 т угля (в единицах измерения условного топлива), в Норильске - 7 т. Лишь на 40 % территории нашей страны люди могут строить горо­да и поселки без специальных дорогостоящих мер защиты от не­благоприятного воздействия суровой природной среды. Большие расходы на отопление, строительство, одежду, питание удорожают жизнь россиян.

Особенно пагубно сказывается суровость климата на сельском хозяйстве. В холодной стране необходимо иметь в рационе питания повышенное содержание белков животного происхождения. Но интенсивное животноводство в России затруднено из-за нехватки более ценных кормовых культур - кукурузы и сои: они могут вы­зревать у нас лишь на ограниченных территориях. Около 45 % всех земледельческих угодий находится в условиях недостаточного ув­лажнения. Совершенно обоснованно большинство земледельческих угодий России относят к зоне рискованного земледелия.

Холодные пространства России на огромном протяжении омы­ваются холодными и прохладными морями. На морях Северного Ледовитого океана плавучие льды держатся в течение всего года. В наиболее суровые зимы у берегов России замерзают почти все мо­ря, даже находящиеся у её южных границ. Помимо льдов осенью и зимой судоходству мешают густые холодные туманы. Всё это за­трудняет работу портов России, требует дополнительных затрат и специальных мер по обеспечению их нормального функциониро­вания.

В целом влияние основных природных особенностей России на жизнь и хозяйственную деятельность её населения носит противо­речивый характер. Северное положение страны, холодные замер­зающие моря, омывающие её, многолетняя мерзлота резко ухуд­шают экологические качества природной среды, осложняют все виды производственной деятельности, снижают жизненный уро­вень людей. В то же время обширные пространства России с хоро­шо сохранившимися естественными природными комплексами представляют огромную ценность в качестве экологического по­тенциала страны.

III.  Закрепление материала.

С целью закрепления полученного материала учащиеся отве­чают на следующие вопросы и выполняют задания:

1.    Измерьте расстояния в градусах и км вдоль 70-го меридиана и 60-й параллели.

2.    Определите кратчайшее расстояние между Москвой и Вла­дивостоком.

3.    Вычислите, во сколько раз территория России больше терри­тории Франции - самого большого государства Европы (площадь Франции - 545 тыс. кв. км).

4.    Определите пограничные объекты по их координатам: а) 43° с. ш. 146° в. д.; б) 54° с. ш. 170° в. д.

5.    Имеется ли у России и Индии общая граница?

6.    Каким образом изменилась бы природа России, если бы её территорию пересекал экватор?

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика