Задачи: расширить знания учащихся о воздушных массах, о свойствах воздушных масс арктического, умеренного и субтропи­ческого поясов, о движении воздушных масс над территорией страны; сформировать знания о циклонах, антициклонах, атмо­сферных фронтах и типах погоды; познакомить учащихся с транс­формацией воздушных масс; научить объяснять циркуляцию атмо­сферы, влияние её на состояние погоды.

Ход урока

I.    Проверка знаний и умений по теме «Климатообразующие факторы».

Возможные варианты проверки:

1.   Экспресс-опрос. Вопросы и задания предполагают однознач­ные или краткие ответы.

•      На какие группы делятся климатообразующие факторы?

•      Что называют солнечной радиацией?

•      Назовите виды солнечной радиации и дайте их определение.

•     Какие закономерности распределения солнечной радиации наблюдаются на территории России?

•     Назовите природные районы нашей страны с благоприятны­ми условиями для использования солнечной энергии.

•     Как показана солнечная радиация на картах?

•     В каких единицах она измеряется?

•     Где территория получает максимальное количество солнеч­ной радиации? Чему оно равно?

•     Какая территория получает минимальное количество радиа­ции? Чему оно равно?

2. Практическая работа для проверки умения анализировать карты солнечной радиации.

Вариант 1

1) Определите количество суммарной солнечной радиации для Санкт-Петербурга и Новосибирска. Объясните различия.

2) Определите величины поглощенной радиации для Вологды и Магадана, расположенных примерно на одной широте, и объясни­те, почему они различны. Назовите факторы, от которых зависит распределение поглощенной радиации.

3) По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Архангельске, Москве, Астрахани и объясните причины полу­ченных показателей этих видов радиации.

Вариант 2

1) Определите количество суммарной солнечной радиации для Мурманска и Ростова-на-Дону. Объясните различия.

2) Определите величины поглощенной радиации для Волгогра­да и Хабаровска, расположенных примерно на одной широте, и объясните, почему они различны. Назовите факторы, от которых зависит распределение поглощенной радиации.

3) По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Салехарде и Тобольске и объясните причины полученных показа­телей этих видов радиации.

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы актуализируются опорные знания - понятие «воздушные массы», основные свойства воздушных масс, господствующих над территорией России. При необходимости можно записать определение «воздушная масса» в тетрадь, а также отметить основные типы воздушных масс России.

Воздушная масса - обширная часть воздуха тропосферы, имеющая однородные свойства, полученные уточнить территории, над которой она сформировалась: запасы влаги, тепла, пыли.

Типы ВМ:

•     арктические и антарктические,

•     умеренные,

•     тропические,

•     экваториальные.

Над Россией перемещаются арктические, умеренные и на юге тропические ВМ. Умеренные ВМ имеют самое широкое распро­странение на территории нашей страны, что связано с особенно­стями её географического положения.

Все ВМ разделяются на морские и континентальные. Морские ВМ приносят потепления, облачность, атмосферные осадки. Кон­тинентальные, имеющие незначительную влажность, обычно ис­сушают воздух и резко меняют его температуру либо в сторону по­тепления, если они тропические, либо похолодания, если они арк­тические. Так, например, западные и северо-западные области Вос­точно-Европейской равнины. Сюда часто приходит морской воздух умеренных широт (мУВМ) с Атлантического океана, который при­носит осадки и повышение температуры воздуха зимой. Поэтому в этой области зима относительно теплая для данных широт.

Хорошей подготовкой к восприятию новых знаний будет осуще­ствление работы с климатической картой России в атласе (с. 14-15) по следующим заданиям:

1) Определите, какие ВМ образуются на территории России. Почему они имеют различные свойства?

2) Какие ВМ характерны для европейской части?

3) Какие ВМ приходят с Атлантики? Как далеко они распро­страняются? Каково влияние Атлантики на климат страны?

4) Какие ВМ господствуют на востоке России? Меняется ли по сезонам года их направление?

В процессе этой работы с картой учащиеся должны усвоить, что над поверхностью нашей страны господствуют такие явления, как:

западный перенос ВМ с Атлантического океана;

арктический воздух, который приходит в умеренные широты из Арктики;

со Средиземного и Черного морей на Восточно-Европейскую равнину приходит морской тропический воздух;

на побережье Тихого океана дуют зимние и летние муссоны, т. е. континентальный умеренный и морской умеренный воздух.

III. Получение новых знаний.

1.      Учитель. Как мы убедились в процессе вводной беседы, воз­душные массы обладают способностью перемещаться и трансфор­мироваться.

Дальнейшая работа направлена на рассмотрение роли циркуля­ции воздушных масс в формировании климата. Прежде необходи­мо вспомнить, что называется атмосферной циркуляцией.

Атмосферная циркуляция - это перемещение воздушных масс различного происхождения.

Далее учитель напоминает, что является основной причиной перемещения ВМ.

Учитель. Атмосферная циркуляция возникает вследствие раз­личий физических свойств суши и океанов, т. е. неодинакового на­гревания и охлаждения их и соприкасающегося с ними воздуха. Атмосферная циркуляция возникает под влиянием центров высоко­го и низкого давления. Вне территории России расположены Азор­ский и Арктический максимумы и Алеутский и Исландский мини­мумы. В пределах России в зимнее время основное климатообра­зующее воздействие оказывает Сибирский (или Азиатский) макси­мум. Его центр располагается в районах Забайкалья, Республики Тува и Северной Монголии. Здесь, вдали от океанов, земная по­верхность сильно выхолаживается и охлаждает нижние слои воз­духа. Поэтому среднеянварские температуры на северо-востоке Сибири в межгорных котловинах опускаются ниже - 40 °С, а в районе Оймякона до - 48... - 50 °С.

В заключение этого этапа урока учитель говорит ещё об одном свойстве ВМ - трансформации.

Учитель. Трансформация - это способность воздушных масс изменять свои физические свойства, продвигаясь над поверхно­стью суши из одних областей в другие.

 

2.   Этот этап урока является продолжением первого и рассмат­ривается по трем основным вопросам: атмосферные фронты, атмо­сферные фронты над территорией России, циклоны и антициклоны. Основную роль играет объяснение учителя. При объяснении с це­лью облегчения усвоения материала целесообразно использовать наглядность. Главное внимание необходимо сосредоточить на формировании у учащихся знаний основных признаков этих поня­тий.

Учитель. Атмосферный фронт - это переходная зона между двумя различными воздушными массами, т. е. зона их взаимодей­ствия. Ширина атмосферного фронта достигает нескольких десят­ков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух раз­личных по свойствам ВМ происходит достаточно быстрое измене­ние давления, температуры, влажности. Поэтому в этой зоне кон­центрируются большие запасы энергии, которые расходуются на образование циклонов и антициклонов (это атмосферные вихри с разным направлением воздушных течений), происходят самые «бурные события» - образуются облака, выпадают осадки, меняет­ся погода, возможны грозы, бури и т. д. В зоне атмосферных фрон­тов наблюдаются большие скорости ветра. На высоте 9 - 12 км ветры нередко достигают ураганной силы - 200 км/ч и более, а у поверхности земли до 70 км/ч. Большую опасность для полетов представляют резко меняющиеся вертикальные движения воздуха, в результате чего самолеты испытывают «болтанку». Известны случаи, когда из-за вертикальных движений воздуха высота полета самолетов менялась со скоростью 300 м/с. Особенно опасны поле­ты через холодный фронт в горных районах. Поэтому для высотной авиации важен прогноз степени «болтанки» самолетов.

Закрепив понятие «атмосферный фронт», переходим к вопросу

о          том, как образуются теплые и холодные фронты. Для этого ис­пользуется рисунок 27 на с. 59 учебника «Движение воздуха в теп­лом и холодном фронтах».

Учитель. Теплый фронт формируется в том случае, когда ско­рость движения теплой ВМ превышает скорость холодной ВМ. При этом теплый воздух наступает и оттесняет холодный. При прохождении теплого фронта происходит увеличение температуры воздуха. С большой скоростью восхождения теплого воздуха и ин­тенсивной конденсацией связно обилие осадков, обычно они носят затяжной моросящий характер.

В противном случае, когда холодная воздушная масса движется быстрее теплой, образуется холодный фронт. При этом наблюдает­ся понижение температуры воздуха, выпадение ливневых осадков, нередко сопровождаемых грозами. Часто возникают сильные вет­ры, шквалы. Быстро происходит прояснение, и наступает похоло­дание.

В любом случае прохождение атмосферных фронтов приводит к смене погоды.

Для лучшего усвоения знаний об атмосферных фронтах жела­тельно организовать работу с картой «Атмосферные фронты над территорией России» (рис. 26 на с. 58 учебника). Ученикам предла­гается найти на карте атмосферные фронты и ответить на вопросы:

1)                Как           называются главные атмосферные фронты на террито­рии России?

2)                Где они проходят?

3)  Как меняется по сезонам года их положение?

Заканчивается второй этап получения новых знаний на уроке

изучением вопроса «Циклоны и антициклоны». Учащиеся уже знают о том, что циклоны и антициклоны образуются в зоне атмо­сферных фронтов. Учитель, объясняя этот блок нового материала, выявляет существенные признаки понятий, сравнивает циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погод. Схему движения воздушных масс в циклонах и антициклонах учащиеся изучают по рисунку 28 на с. 60 учебника.

Учитель. Циклоны и антициклоны - это мощные атмосфер­ные вихри с диаметром более 1500 - 3000 км. Протяженность их по вертикали колеблется от 2 - 4 до 15-20 км. Таким образом, гори­
зонтальные размеры этих вихрей в среднем превышают вертикаль­ные их размеры в 100 - 150 раз, т. е. они довольно плоские.

В центре циклона атмосферное давление наименьшее, поэтому воздушные течения вблизи поверхности Земли направлены от пе­риферии к центру. Под действием силы Кориолиса происходит от­клонение ветра, и он дует против часовой стрелки в северном по­лушарии и по часовой стрелке в южном полушарии. В развиваю­щемся циклоне наблюдается восходящее движение воздуха, вслед­ствие чего он охлаждается, содержащийся в нем пар конденсирует­ся, образуется мощная облачность, и выпадают осадки. На терри­тории России циклоны приходят с северной части Атлантического и Тихого океанов, т. е. из центров низкого давления (Исландский и Алеутский минимумы).

В антициклоне атмосферное давление последовательно возрас­тает от периферии к центру. Поэтому ветры здесь направлены от центра к периферии. В северном полушарии они дуют по часовой стрелке, а в южном - против часовой стрелки. В развивающемся антициклоне осуществляется нисходящее движение, вследствие которого воздух нагревается и удаляется от состояния насыщения водяным паром, и облака, как правило, рассеиваются. При прохож­дении антициклонов облачность обычно невелика, устанавливается сухая и ясная погода. Сибирский антициклон образуется над тер­риторией России зимой, его центр располагается в северной Мон­голии. Западный отрог этого антициклона проходит через Запад­ную Сибирь по 50° с. ш. и южную часть Русской равнины. Северо- восточный отрог распространяется от Байкала до Чукотки.

Циклоны и антициклоны возникают, развиваются, затухают и исчезают. Их «жизнь» продолжается от нескольких дней до одной, реже двух недель.

Для лучшего усвоения понятий «циклон» и «антициклон» мож­но использовать таблицы, в которых отражены основные признаки циклональной и антициклональной погоды.

Признаки циклональной погоды


Состояние погоды

Летом

Зимой

Давление

Температура

Сила ветра

Влажность

Облачность

Осадки

повышенное очень высокая незначительная незначительная ясно

не выпадают

повышенное очень низкая незначительная, штили незначительная ясно

не выпадают

 

3.    В заключительной части урока учитель рассказывает о воз­действии подстилающей поверхности на климат.

Учитель. Влияние подстилающей поверхности на климат про­является соответственно её физическим свойствам. Особенно вели­ко влияние на климат рельефа, снежного покрова и растительности.

Ученики уже знают о том, что рельеф является одним из глав­ных климатообразующих факторов, а также им известна общая ха­рактеристика рельефа России. Поэтому вначале можно предоста­вить учащимся возможность самостоятельно оценить роль рельефа в формировании климата страны, воспользовавшись физической и климатической картами. Учитель в этом случае только обобщает полученные выводы.

Учитель. В рельефе России преобладают крупные равнины - Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье. Рав­нинный рельеф не препятствует продвижению ВМ, поэтому аркти­ческий воздух распространяется на юг страны, а умеренные ВМ беспрепятственно проникают на восток. Зимой с арктическим воз­духом связана морозная, сухая погода. Арктический воздух, рас­пространяясь в южные районы, вызывает резкое похолодание. Температуры в районе Астрахани, Ростова-на-Дону могут пони­жаться до - 33... - 34 °С; а в районе Новосибирска и Красноярска до -50 °С. Умеренные ВМ распространяют далеко на восток влия­ние Атлантического океана. Низкогорный и среднегорный Урал не препятствует перемещению арктического воздуха в низкие широты и мало влияет на продвижение в Западную Сибирь атлантического воздуха.

Высокогорные системы России также оказывают большое влияние на климат. Они усиливают циклоническую деятельность, увеличивая облачность и выпадение осадков. По климатической карте хорошо видно, что в горах среднегодовое количество осадков значительно выше, чем на окружающей их территории. Горы вы-


полняют и «барьерную» функцию. Так, например, Большой Кавказ благодаря значительной высоте и почти широтному протяжению ограждает Черноморское побережье Кавказа от холодного воздуха со стороны Русской равнины и вместе с Черным морем обусловли­вает на побережье мягкую зиму. Горные хребты Дальнего Востока летом отчасти препятствуют проникновению в глубь материка ти­хоокеанического влажного муссона.

Другой тип подстилающей поверхности - снежный покров. Он занимает почти всю территорию России и оказывает большое влия­ние на климат страны в зимний период. Отражательная способность снежного покрова составляет 80 - 90 % от поступающей радиации, что значительно охлаждает поверхность снега и приземные слои воздуха. В результате образуется дополнительное выхолаживание приземных слоев, а это усиливает суровость зимы. Роль снежного покрова как климатообразующего фактора заключается и в том, что затраты тепла на таяние снега весной удлиняют весенний период.

Значительное воздействие на климат оказывает растительный покров. Известно, что на процесс испарения влаги растительностью приходится от 50 до 70 % от суммарного испарения на суше, таким образом, растения являются одной из составляющих частей круго­ворота воды в природе. Между количеством осадков и биомассой растений существует определенная зависимость. Она выражается в следующем: чем больше выпадает осадков, тем выше растительная масса, тем больше испарение и умереннее температура воздуха.

IV.   Закрепление материала.

Вопросы и задания:

1.   Что такое ВМ? Назовите типы ВМ над территорией России и их свойства. Перечислите основные пути движения ВМ над страной.

2.   Что такое циклон? Назовите главные признаки, характери­зующие циклональное состояние погоды летом и зимой; объясните, почему циклональная погода характеризуется влажностью и осад­ками, ветреностью и неустойчивостью. Почему летом циклоны приносят понижение температуры воздуха, а зимой - повышение?

3.   Что такое антициклон? Назовите главные признаки, характе­ризующие антициклональное состояние погоды летом и зимой. Объясните, почему антициклональная погода обычно характеризу­ется ясностью и отсутствием осадков, устойчивостью погоды и безветренностью, низкими температурами зимой и высокими - ле­том.

4.   Что такое атмосферный фронт? Какими атмосферными явле­ниями он характеризуется? Какую погоду приносит теплый фронт, какую - холодный?

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика