Информационная карта урока(ИКУ)

Целеполагание для учащихся

Целеполагание для учителя

1. познакомиться с циркуляцией воздушных масс на территории России; 
2. изучить сущность и значение атмосферных фронтов;
3. изучить процесс формирования атмосферных вихрей: циклона, антициклона.

1. представить учащимся схему циркуляции воздушных масс на территории России; 
2. организовать самостоятельное выявление учащимися сущности и значения атмосферных фронтов;
3. организовать практическую работу с картой, требующую использования всех каналов приема и переработки информации для нахождения на территории России атмосферных фронтов и центров низкого и высокого давления;
4. разработать и представить учащимся развивающие задания  для усвоения и диагностики учебной информации.

Опорные понятия

Новые понятия

- Атмосферное давление;
- Воздушная масса;
- Широтная  зональность;
- Барометр;
- Изобаты;
- Циркуляция воздушных масс.

- Трансформация воздушных масс;
- Атмосферный фронт;
- Холодный атмосферный фронт;
- Теплый атмосферный фронт;
- Атмосферный максимум;
- Атмосферный минимум;
- Циклон;
- Антициклон.

Этапы урока

Этапы урока

Дидактическое обеспечение

Формы и приемы учебной работы учащихся, рефлексия

1. Организационный этап (цели, задачи, этапы урока).

- компьютерная презентация(КП), рабочие материалы к уроку;

- активное слушание, знакомство с рабочими материалами;

2. Знакомство с циркуляцией воздушных масс на территории России.

- КП, рабочие материалы к уроку;

- рассказ учителя географии с элементами беседы;

3. Изучение сущности и значения атмосферных фронтов.

- КП, рабочие материалы к уроку;

- эвристическая беседа с учителем физики;

4. Изучение процессов формирования циклонов и антициклонов.

- КП, рабочие материалы к уроку;

- самостоятельная работа с текстом учебника, анализ иллюстративного материала;

5. Практическая работа с картой: нахождение центров формирования атмосферных максимумов и минимумов.

- КП, рабочие материалы к уроку;

- коллективная практическая работа на единую цель, руководит – учитель географии;

6. Подведение итогов, домашнее задание.

- рабочие материалы к уроку.

- самопроверка, самооценка.

Ход урока

1 этап

Учителя географии и физики обсуждают с учащимися тему и план урока, знакомят их с рабочими материалами к уроку.

2 этап. Изучение нового материала.

Учитель географии предлагает учащимся вспомнить, что такое воздушная масса, какие типы воздушных масс формируются на поверхности Земли.

Учащиеся, работая с текстом учебника, объясняют происхождение морских и континентальных воздушных масс, поясняют процесс их трансформации.

Далее, работая с файлом презентации, учитель географии объясняет процесс формирования атмосферного фронта – своеобразной переходной зоны, сопровождающейся  ветрами, облачностью, выпадением осадков, т.е. сменой погоды.

Учитель физики предлагает учащимся вспомнить, что такое атмосферное давление, в каких единицах оно измеряется, с помощью каких приборов его измеряют.

Далее, работая с файлом презентации, учитель физики раскрывает суть  процесса формирования теплого и холодного атмосферных фронтов, механизм образования атмосферных вихрей циклонов – системой замкнутых изобар с пониженным давлением в центре и антициклонов – системой замкнутых изобар с повышенным давлением в центре.

В ходе эвристической беседы, работая с иллюстративным материалом учебника, учитель географии организует самостоятельное выявление учащимися характерных признаков крупных атмосферных вихрей: циклонов и антициклонов.

По итогам работы учащиеся заполняют в тетради таблицу:

Характерные признаки погоды

циклон

антициклон

зима

лето

зима

лето

 

 

 

 

 
3 этап. Коллективная практическая работа на единую цель (проводит учитель географии).

Оценив важность информации об атмосферных фронтах и  центрах формирования атмосферных вихрей, учитель географии предлагает учащимся провести практическую работу по их  нахождению на карте

Объясняет алгоритм деятельности:

1 группа - находит атмосферные фронты;

2 группа - атмосферные максимумы;

3 группа – минимумы.

Консультанты каждой группы показывают их на настенной карте.

Далее учащиеся класса обозначают на контурной карте арктический и полярный фронт, Ирландский и Алеутский барические минимумы, Северо-Атлантический, Южно Тихоокеанский, Азиатский  барические максимумы.

4 этап. Самодиагностика уровня усвоенных знаний.

Учитель географии предлагает учащимся провести предварительную диагностику приобретенных знаний в форме географического диктанта.

Из предложенного ниже перечня найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта:

атмосферный вихрь с высоким давлением в центре;

атмосферный вихрь с низким давлением в центре;

приносит пасмурную погоду;

устойчив, малоподвижен;

устанавливается над Восточной Сибирью;

зона сталкивания теплых и холодных воздушных масс;

восходящие потоки воздуха в центре;

нисходящее движение воздуха в центре;

движение от центра к периферии;

движение против часовой стрелки к центру;  

 они бывают теплые и холодные.

После проведения диктанта учитель географии выводит на экран правильные ответы. Он спрашивает учащихся, кто ошибся при ответе на первый, второй и т.д. вопросы. При необходимости проводит  коррекцию, уточнение усвоенной информации

Учащиеся проводят самооценку, сверяя с ответами на экране. Участвуют в общей  оценке уровня усвоения всем классом информации.

Далее учитель  предлагает учащимся определить практическое значение изученной темы, составить описание любимой погоды

На экран проектируются картинки и отрывки  из стихотворений, по которым учащиеся определяют деятельность атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

Домашнее задание: §17, в портфолио подобрать материал из произведений русских классиков (поэтов, писателей, художников, музыкантов) по изученной теме.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика