ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

 

Транспорт и его составляющие

 

Транспорт является отраслью материального производства, которая осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов.

Транспорт - это одна из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства, а именно: машиностроения (автомобиле -, локомотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт существенно влияет на экономический рост, расширение торговли, повышения уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Также транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%. В том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт.

В состав транспортной отрасли входят:

транспортные коммуникации;

инфраструктура транспорта, под которой понимается комплекс постоянных (неподвижных) зданий, сооружений, устройств, приспособлений и т.п., предназначенных для осуществления транспортной деятельности;

техника транспорта, включающая в себя транспортные средства и погрузочно-разгрузочные системы;

технические средства обслуживания пользователей транспортных средств (клиентов);

информационно - вычислительные системы управления перевозочными процессами и системы управления транспортными потоками;

персонал, работающий в транспортной отрасли.

На функционирование транспорта большое значение оказывают природно-климатические факторы (окружающая среда).

В общей постановке все указанные составляющие транспортной отрасли могут быть объединены в три группы:

транспортная техника,

люди,

окружающая среда.

Транспорт, как и всякая производственная система, имеет внешнюю и внутреннюю среду. Основными субъектами внешней среды являются потребители транспортных услуг, а внутреннюю среду представляют работники транспорта, транспортные устройства и среда.

Понятие транспортной системы охватывает все виды грузового транспорта и их транспортных средств, как общего, так и специального назначения, совокупность погрузочно-разгрузочных средств и предприятий, обеспечивающих операции загрузки, разгрузки, перевозки и складирования грузов, а также все виды транспортных средств, которые осуществляют перевозку пассажиров.

По этим признакам можно выделить пять типов транспортных систем.

Первый тип - это транспортная система Северной Америки. Для транспортных систем данного типа характерно наличие всех видов транспорта и промышленности по его обслуживанию (производство транспортных средств, оборудования), высокое качество дорог и инженерных коммуникаций, хорошо развитая инфраструктура. Транспорт играет важную роль в экономической жизни стран и их внешнеэкономических связях.

Второй - транспортные системы стран Западной Европы и Японии. По основным параметрам деятельности, качества обслуживания они практически не уступают транспортным системам первого типа, но в некоторых странах отсутствуют отдельные виды транспорта (морского или речного), предприятия по производству транспортных средств и др. Роль транспорта в экономической жизни и мирохозяйственных связях этих стран также очень велика.

К третьему типу относятся транспортные системы некоторых стран Азии, Африки и Латинской Америки, быстро развивающихся и «новых индустриальных стран». Удельный вес транспорта в экономике этих стран пока незначительный, но развитие транспортной инфраструктуры здесь происходит ускоренными темпами и ограниченные технические возможности транспортных средств в целом преодолеваются.

Четвертый тип - это транспортные системы подавляющего большинства развивающихся стран. Они не избавились от явно выраженной колониальной транспортной инфраструктуры и в значительной степени (особенно в международных сообщениях) зависят от транспорта развитых стран мира. Так, при населении, что составляет более 70% всего населения Земли, и 64 % территории эти страны имеют в своем распоряжении лишь 23 % мировой дорожной сети, 22 % автотранспортных средств, а их доля в грузообороте железнодорожного транспорта составляет лишь 15 % мирового грузооборота. Большинство развивающихся стран, лучше связаны воздушным сообщением с развитыми странами, чем между собой. Иногда перелет самолетом с одной столицы развивающейся страны к другой проще осуществить обходным путем через столицу развитого государства.

К пятому типу относятся транспортные системы стран с переходной экономикой. Речь идет, прежде всего, о странах Центральной Европы, СНГ и Балтии. Транспортные системы стран этого региона находятся в состоянии адаптации к новым условиям и объемов внешнеэкономической деятельности. Транспортные системы стран Центральной Европы, особенно Польши, Венгрии, Чехии, Румынии, осуществляя попытки активной интеграции в западноевропейские транспортные структуры, играют роль транзита между Востоком и Западом, Севером и Югом. Страны Балтии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Грузии, экономика которых в значительной степени связана с транзитным обслуживанием внешней торговли стран СНГ, привлекают транзитные грузы на переработку в своих портах. Так, в структуре грузооборота портов стран Балтии преобладают грузы стран СНГ, прежде всего России. В портах Латвии, например, доля собственно латвийских грузов составляет лишь 3-5 %, а транспортные услуги составляют 50-60 % стоимости товарного экспорта.

Современная мировая транспортная система, как и транспортные системы отдельных государств, постоянно развивается. В ней самой и в отдельных ее составляющих происходят структурные изменения, касающиеся уменьшения или увеличения удельного веса отдельных видов транспорта в общем грузообороте, технического или технологического обеспечения различных транспортных операций. На развитие транспорта существенно влияет энергетическая и экономическая ситуация в мире.

Наглядно изменения в характере мирового транспорта за последние десятилетия можно проследить на примере развития основных его видов.

 

Виды транспорта

 

Транспорт выполняет множество жизненно важных функций. К таковым можно отнести - обеспечение перевозки пассажиров и грузов, географическое разделение труда, обеспечение связей в промышленной сфере.

Все виды мирового транспорта можно разделить на несколько категорий: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный транспорт.

Рассмотрим каждый вид транспорта более подробно.

.      Железнодорожный транспорт:

Железнодорожный транспорт чрезвычайно важен для внутренних перевозок. Протяженность железных дорог мира составляет примерно 1,3 млн км. Более половины эксплуатационной длины приходится на развитые страны и лишь 1/5 - на развивающиеся. Соответственно, в первом случае плотность дорог гораздо выше, чем во втором. Наиболее высока она в Бельгии, Германии, Швейцарии: 4-18 км/100 км2. Во многих странах этот показатель не превышает 0,1-0,5 км/100 км2. Есть страны, которые не имеют железных дорог: Бурунди, Нигер, Кипр, Лаос, Чад, Исландия и тому подобное.

Железнодорожная сеть развитых стран отличается высокой пропускной способностью. Этот показатель зависит от количества проложенных линий. Большая часть дорог - однопутная. Двухпутные и многоколейные составляют примерно 1/7 общей длины железных дорог мира. Многоколейные дороги расположены на подходах к крупным железнодорожным узлам. Иногда в мощных индустриальных районах между поставщиком и потребителем сырья прокладывается несколько путей для бесперебойной поставки угля, железной руды и тому подобное.

Характерной особенностью этого вида транспорта является наличие больших по длине трансконтинентальных дорог. В Европе это Брест (Франция) - Париж - Берлин - Варшава - Москва - Екатеринбург, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Милан - Рим - Реджоди Калабрия, Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Кадис и много других, которые пересекают континент в разных направлениях. Работает многофункциональная туннельная дорога под Ла-Маншем, который соединил Францию и Англию.

Крупнейшие трансконтинентальные железные дороги в Америке: Галифакс - Монреаль - Виннипег - Ванкувер, Нью-Йорк - Чикаго - Сиэтл - Сан-Франциско, Балтимор - Сент-Луис - Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Буэнос-Айрес - Антофагаста. В Австралии известна дорога Сидней - Перт. В Азии продолжается работа по объединению железнодорожной сети континента: сооружается трансазиатская дорога от Стамбула до Сингапура (14 тыс. км). После завершения строительства железной дороги в Китае, которая соединит город Ош (Кыргызстан) с китайской транспортной системой, для стран Центральной Азии появится альтернативный российскому-китайский выход к портам Тихого океана.

Уровень технической оснащенности очень важен для характеристики размещения железнодорожного транспорта. На дорогах США и Западной Европы, Японии действуют магистрали с увеличенной скоростью движения. Пассажирские поезда здесь курсируют со скоростью 200-250 км/час. Применение электрической тяги наиболее распространено в Европе.

В развивающихся странах, технический уровень железнодорожного транспорта низкий: применяется разнотипный подвижной состав, в основном маломощные локомотивы, вагоны малой грузоподъемности, значительное место принадлежит паровой тяге.

Во всем мире наблюдается тенденция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта в общем объеме грузо- и пассажироперевозок.

Преимущества железнодорожного транспорта:

возможность доставки “frоmdооrtоdооr” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

высокая эффективность использования при дальних перевозках;

независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

высокая пропускная и провозная способность транспорта;

способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

высокие затраты на строительство железных дорог;

высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава.

.      Автомобильный транспорт:

Автомобильный транспорт начал развиваться позже железнодорожного вида транспорта. Он используется для перевозок на близкие расстояния, но с каждым годом растет удельный вес транспортировки на большие расстояния. Из 30 млн.км дорожной сети мира 20 млн.км приходится на автомобильные дороги. Этот вид характеризуется наличием дорог с твердым покрытием, состоянием и размещением подвижного состава. Он более развит там, где есть разветвленная сеть шоссейных дорог и многочисленный автомобильный парк. Это, прежде всего, США, Япония, страны Западной Европы. Автопарк мира насчитывает более 500 млн. автомобилей. Обеспеченность автомобилями населения различных стран мира имеет разные показатели. Так, в США один автомобиль приходится на 1,5 чел.; а в развивающихся странах - до нескольких десятков человек на один автомобиль.

В развивающихся странах более половины автодорог без твердого покрытия, поэтому они используются сезонно. Дороги с твердым покрытием построены возле крупных городов или в приморской зоне. На разных стадиях строительства находятся трансазиатская (Стамбул-Сингапур), трансафриканская (Момбаса-Лагос), транс сахарская и другие магистрали, которые призваны способствовать развитию автотранспорта и экономики этих государств.

В Австралии на автотранспорт приходится более 50% грузооборота внутреннего сообщения всех видов транспорта. В странах Западной Европы -45%, в Северной Америке -20%, в развивающихся странах, в Африке, Азии и Латинской Америке -20-35%.

Пассажирооборот автобусных линий мира превышает пассажирооборот железнодорожного транспорта.

Можно выделить такие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта:

отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее;

высокая скорость перевозок;

высокая степень мобильности автотранспорта;

обеспечение высокой сохранности груза;

возможность доставки грузов “frоmdооrtоdооr”;

экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км).

Недостатки автотранспорта:

ограниченность перевозки массовых партий груза;

зависимость от дорожной сети;

достаточно высокая стоимость транспорта;

ограниченность использования на большие расстояния.

.      Трубопроводный транспорт

Высокой экономичностью и производительностью характеризуется трубопроводный транспорт. Это вид непрерывного транспорта, с помощью которого осуществляют перемещение жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам. Наибольшее распространение в мире получили газопроводы, нефтепроводы и продуктоводы.

Этот вид транспорта возник сравнительно недавно и стремительно развивается. Сейчас в мире насчитывается более 13 млн.км трубопроводов и ежегодно это количество возрастает. Наиболее мощное развитие трубопроводный транспорт получил в нефте- и газодобывающих странах и странах-потребителях нефти, нефтепродуктов и газа. Крупнейшие трубопроводы находятся в США, Канаде, России. Газопроводы эксплуатируются преимущественно в странах Европы и Северной Америки. Более половины газопроводов мира сосредоточено в США.

Кроме континентальных (Азия, Африка, Европа, Америка), сооружены и трансконтинентальные трубопроводы (Азия-Европа, Европа-Африка и тому подобное). Пролегают они как сушей, так и морем (Черное, Средиземное, Северное и тому подобное).

Преимущества трубопроводного транспорта:

высокая автоматизация транспортировки;

независимость от окружающей среды;

низкая себестоимость транспортировки;

герметичность труб. Потери практически исключены;

непрерывность транспортировки;

низкая себестоимость транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

использование только в одном направлении;

если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях;

использование только в одном направлении.

.      Водный транспорт:

Морской транспорт служит для внешнеэкономических связей. Лишь в некоторых странах, таких как Бразилия, Россия, США, Канада, Франция, Китай морской транспорт осуществляет каботажные перевозки. Этот транспорт перевозит более 80% внешнеторговых грузов, он наиболее дешевый, потому что эксплуатация морских путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров и веса.

Большая часть грузооборота морского транспорта приходится на наливные грузы - нефть и нефтепродукты. Сухогрузы имеют меньший удельный вес. В их структуре преобладают основные массовые грузы, затем - генеральные и второстепенные массовые. В структуре морского транспорта преобладают специализированные суда - танкеры, лесовозы, рудовозами, рефрижераторы, суда типа «Ро-Ро» с горизонтальным способом погрузочно-разгрузочных работ. Более половины мирового флота составляют танкеры, что связано с развитием мирового нефтяного рынка.

Морской флот сосредоточен в десяти крупнейших судновладеющих странах мира: США, Германии, Греции, Китае, Японии, Норвегии, Великобритании, России, Сингапуре, Либерии. На их долю приходится 70% тоннажа мирового флота.

В мире насчитывается более 2000 морских портов. К крупным относятся порты с грузооборотом свыше 10 млн.тонн. Около 20 портов имеют грузооборот более 60 млн.т: Роттердам, Новый Орлеан, Токио, Сингапур, Гавр, Кобе, Тиба, Йокогама, Нью-Йорк, Шанхай, Марсель, Кавасаки, Нагоя, Антверпен, Осака и другие.

Морские пути, в зависимости от характера их использования, подразделяются на международные океанские, международные морские, пути регионального значения и внутренние или каботажные пути. По интенсивности судоходства основное место принадлежит Атлантическому океану, потом идут Тихий и Индийский океаны. Международные региональные морские перевозки осуществляются в морских бассейнах: Средиземноморском, Североморском, Балтийском, Карибском.

Главные грузы морского транспорта - нефть и нефтепродукты, зерно, фосфориты, каменный уголь, железная руда, сырье и полуфабрикаты для алюминиевой промышленности, лес и лесоматериалы.

Грузопотоки зерна направляются из стран-экспортеров (Австралия, Канада, Аргентина, США), стран Западной Европы, некоторых стран Азии, Африки, и Латинской Америки. Сахар транспортируют из Филиппин, Индонезии, Доминиканской Республики - до Европы и Северной Америки. Хлопок везут из США, Индии, Японии, Мексики, Египта, Бразилии, стран Европы.

Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рекам, озерах и искусственных водоемах. По грузообороту и пассажирообороту этот вид транспорта уступает всем остальным. По численности судов он преобладает над морским транспортом, но за общим водоизмещением уступает ему в полтора десятка раз. Наиболее развит этот транспорт в США, Германии, Канаде, Словакии, Бельгии, Франции, Украине, Нидерландах, России, Венгрии. На США приходится более половины грузооборота водного транспорта экономически развитых стран мира. Основные грузы: нефтепродукты, кокс, нефть, уголь, строительные материалы. Важнейшие в системе внутреннего водного транспорта: река Миссисипи с Теннесси, Миссури, Огайо, Великие озера (Верхнее, Эри, Мичиган, Онтарио, Гурон).Большое значение имеет также Береговой канал длиной 4 тыс. км, расположен в прибрежной полосе Атлантического океана. Он соединяет крупнейшие города побережья и устья рек, впадающих в океан, оптимизируя, таким образом, внутреннюю речную систему и каботажное плавание.

Крупнейшие порты внутренних водных путей сосредоточены в устьях рек, как Роттердам, Гамбург, Бремен, Астрахань, Антверпен, Гавр, Архангельск, Херсон и др. Развивающиеся страны имеют мощные речные системы: Нигер, Амазонка, Тигр, Конго, Замбези, Меконг и тому подобное. Однако в этих странах нет сети судоходных каналов, и поэтому реки используются не в полной мере. Это и определяет слабый уровень развития портового хозяйства и речного флота.

Преимущества водного транспорта:

неограниченная пропускная способность морских путей;

мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

ограниченная пропускная способность портов;

зависимость от работы портов;

зависимость от климатических условий.

.  Воздушный транспорт:

Воздушный транспорт является самым быстрым и в то же время самым дорогим видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысяч километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка (большая часть - почта); 60% перевозок - международные рейсы. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки.

Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

По количеству авиалиний первое место в мире занимают Соединенные Штаты Америки - 9134, по количеству аэропортов с длиной взлётной полосы более 3 км - Канада и Бразилия (в каждой более 500). Авиационными государствами являются Япония, США, Франция, Россия, Великобритания и др.

Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта.

Можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

высокая скорость доставки;

возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта;

спрямление пути.

Недостатки воздушного транспорта:

невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

слишком высокая стоимость перевозки;

зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры;

ограниченная грузоподъёмность.

Воздушный транспорт занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400). Крупнейшие аэропорты мира: в США - Даллас, Атланта, Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.[2]

Относительная оценка характеристики каждого вида транспорта представлена в таблице 1 «Оценка характеристик транспорта» (максимальная оценка-5).

 


Таблица 1

Оценка характеристик транспорта

Характеристики

Железнодорожный транспорт

Автотранспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

3

2

4

5

1

Доступность

2

1

4

5

3

Надёжность

3

2

4

1

5

Грузоподъёмность

2

3

1

5

4

Частота

4

2

5

1

3

Суммарная оценка

14

10

18

17

16

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что наилучшую оценку характеристики имеет водный транспорт. Второе место занимает трубопроводный, за ним - воздушный, железнодорожный и автотранспорт.

 

Факторы использования различных видов транспорта

 

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки покупателей, множество грузов.

Функции транспортировки:

) перемещение груза. Каждый груз может быть доставлен до мест дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет превратить добывающее сырье в готовой продукции, и был доставить ее конечному покупателю. Рядом с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового аспекта перемещения, существует еще один - временной.

) хранение груза. В процессе перевозки происходит еще и хранение груза, т. е. не занимаются складские помещения. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, можно будет осознанно избирать более медленные способы транспортировки. С другой стороны, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом.

Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место минимальными затратами.

Основными факторами, от которых зависит осуществление перевозок различных видов транспорта, являются:

организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров;

характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;

размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;

состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

размещение сети путей сообщения;

техническая вооруженность;

условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;

пропускная и провозная способности;

система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

капиталовложения;

маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

скорости движения и сроки доставки;

наличие провозной и пропускной возможностей;

условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина вышеперечисленных показателей в каждом виде транспорта различна. Она зависит от дальности перевозок, типа подвижного состава, мощности и структуры грузопотоков, величины отправок, материально-технической базы вида транспорта и ряда других важных факторов.

 


 ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУТРА В ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ

 

Экономико-географическая характеристика ОАЭ

 

Объединенные Арабские Эмираты - располагаются на юго-востоке Аравийского полуострова и граничат с Королевством Саудовской Аравии, Катран и султанатом Оман. Берег ОАЭ омывают воды Персидского залива и Оманского заливов. Территория ОАЭ составляет 83600 кв. м. ОАЭ представляют собой Федерацию, образованную в 1971 г., и состоящую из 7 эмиратов, каждый из которых имеет одноименное название с основным городом: Дубай, Абу-Даби,Ум-Аль-Кайвейн,Аджман, Рас-Аль-Хайма, Фуджейра и Шарджа.

Столицей и административным центром является Абу-Даби. Это самый большой Эмират, площадью 67 тыс. кв. м. и населением 900 тысяч человек.

По оценке 2009 года население всех Эмиратов составляет 4 798 491 чел. При этом только 11 % из них - коренные жители. Так, здесь много иммигрантов из других арабских стран (Египта, Марокко, Йемена, Омана), а также переселенцев из Филиппин и ряда стран южной Азии (Шри-Ланки, Непала, Бангладеша, Индии, Пакистана), которые прибыли сюда в качестве временных рабочих.

Арабские Эмираты - мусульманская страна, государственной религией является ислам. Мусульмане - 96% (сунниты 80%, шииты 16%), прочие - 4%. Ислам - официальная религия. Другие религии не запрещены.

Объединенные Арабские Эмираты имеют засушливый, субтропический климат. Дождевые осадки нечасты, выпадают преимущественно в феврале-марте. Уровень годовой нормы осадков приблизительно 13 сантиметров, но в засушливые года количество осадков бывает, не превышает 3 см в год.

Объединённые Арабские Эмираты - страна с зоной свободной торговли - предлагают 100% иностранную собственность и нулевые налоги, что способствует привлечению капиталов иностранных инвесторов. Высокие нефтяные доходы, сильная ликвидность, дешёвые кредиты и нехватка жилья в 2005-2007 гг. привели к резкому росту цен на активы (акции и недвижимость) и потребительской инфляции. С ростом цен растут операционные издержки для бизнеса в ОАЭ, что отрицательно сказывается на благосостоянии государственных служащих и других лиц с фиксированными доходами. Зависимость от нефти и большое количество рабочих-экспатриантов ставят перед Арабскими Эмиратами значительные долгосрочные задачи. Стратегический план развития ОАЭ на ближайшие несколько лет сосредоточен на диверсификации экономики и создании более широких возможностей для граждан посредством улучшения образования и расширения рабочих мест в частном секторе.

Экономика Объединенных Арабских Эмиратов базируется, преимущественно, на добыче и переработке нефти и природного газа. Нефтедобывающая промышленность стала основной в стране, вытеснив такие традиционные виды занятий, как выращивание ныряние за жемчужинами, разведение верблюдов, финиковых пальм и лошадей и рыбную ловлю.

В последнее время доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в ВВП постепенно снижается, обеспечивая дорогу другим отраслям, таким, как торговля, туризм, сельское хозяйство и строительство недвижимости. В последнее все активнее проводится инвестирование средств. В первую очередь инвестиции поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения. Ведь эта отрасль (доля сельского хозяйства в ВВП - 2,5%) является традиционной, но из-за недостатка пресной воды и из-за особенностей природных условий (культивировано лишь 0,5% территории ОАЭ) ее развитие затруднено. Поэтому активное инвестирование средств в эту отрасль является необходимым условием для ее развития. Ведь до сих пор многие виды продуктов питания приходится импортировать.

Объединенные Арабские Эмираты имеют древнюю традицию сельского хозяйства в оазисах, выращивая зерновые культуры в течение пяти тысяч лет. Вода из-под земли направлялась так, чтобы орошать оазисы и маленькие области, и данная техника используется по сей день. Средний урожай в сезон насчитывает более чем 600 000 тонн зерновых культур, и такие важные культуры, как баклажаны, помидоры, салат, огурцы, капуста и др. Правительство Эмиратов подготавливает землю для местных фермеров совершенно бесплатно, с обеспечением семенами, сельхозмашинами и рекомендациями относительно контроля над вредителями. Правительством также финансируются исследования, касающиеся разных зерновых культур, их адаптацию к местному климату.

Но сельское хозяйство ОАЭ - это не только выращивание зерновых культур. Другие отрасли сельского хозяйства ОАЭ сосредоточены на развитии промышленности домашней птицы и на производстве молочных продуктов. Стада импортированного рогатого скота приспособились к климату и теперь выращиваются для производства молока, сыра и других молочных продуктов для местного рынка.

Крупнейший партнёр по торговле - Япония, которая забирает наибольшую долю нефтяного и газового экспорта ОАЭ, и также является крупным импортным поставщиком, в основном, транспортных средств, электроники и различных изделий для потребителей.

Товарооборот между Россией и ОАЭ в 2007 году вырос на 27 %, составив порядка 821 млн.долл. США (771 млн долл. российский экспорт и 50 млн долл. эмиратский экспорт). В 2008 году товарооборот составил 846,4 млн.долларов США, а в 2009 - 670,6 млн.долларов США.

 


Общая характеристика развития транспорта в ОАЭ

 

Объединенные Арабские Эмираты лежат на полпути между производственными экономическими путями Дальнего Востока и Европы, что способствует превращению страны в международный экономический центр. В стране хорошо развита транзитная транспортная инфраструктура, в частности, есть шесть международных аэропортов: в Фуджейре, Шардже, Абу-Даби, Рас аль-Хайме, Дубае и Алэйне, продолжается строительство одного из крупнейших аэропортов - Аль-Мактум. Наибольшие из них, Абу-Даби и Дубай, пропустили через себя более 50 миллионов пассажиров в 2010 году. Но регулярные и чартерные рейсы из России осуществляются только в Дубай. Исключение составляет 11 дней на Рождество и Новый год, когда чартеры также принимает аэропорт Абу-Даби. Международный аэропорт Дубая признан «лучшим в мире и на Ближнем Востоке».

С 1996 года аэропорт ежегодно получает наивысшие оценки за свои достижения. Он многократно объявлялся лучшим аэропортом в регионе и на Востоке, одним из лучших аэропортов мира, лучшим аэропортом по использованию современных технологий, по обслуживанию пассажиров и авиаперевозчиков, по организации связи и по обеспечению безопасности. Два года подряд, в 2002 и в 2003 годах, аэропорт Дубая был признан самым быстро развивающимся аэропортом в мире.

В 2007 году в Дубае открылся новый международный аэропорт Джебел-Али, который занимает территорию, равную площади лондонского Хитроу и чикагского О’Харэ, вместе взятых. Он в 10 раз больше нынешнего дубайского аэропорта и располагается на площади в 140 квадратных километров. Аэропорт имеет 6 взлетно-посадочных полос и обслуживает до 120 миллионов пассажиров и 12 миллионов тонн груза в год. А, начиная с 2009 года, в новом аэропорту проводится «Дубайский авиасалон».

В дополнение к аэропортам и морским портам в ОАЭ имеются развитые телекоммуникации.

Арабские Эмираты - морская страна, поэтому никого не удивляет такое количество портов на ее территории. Большинство из них не обслуживают пассажиров, а занимаются грузоперевозками, что позволяет существенно наполнять бюджет ОАЭ. В районах портов разных эмиратов или в непосредственной близости от них располагаются свободные экономические зоны, привлекающие иностранных инвесторов.

Морской транспорт ОАЭ имеет в своём составе 341 судно. В их числе 56 судов общей вместимостью св. 1 тыс. т, включая 7 контейнеровозов, 1 судно для перевозки птицы, 13 сухогрузов, 1 танкер для перевозки сжиженного газа, 3 танкера для перевозки химических веществ, 25 нефтеналивных, общая грузоподъёмность этих судов равна 1,25 млн. т (2002). В стране насчитывается 15 морских портов, через которые проходит грузопоток около 88 млн. т. в год, включая экспортируемую нефть.

Пассажирские водные гавани тоже играют значимую роль в транспортной системе ОАЭ, обслуживая громадное число туристов и местных жителей. Лучшими круизными портами в стране являются:

PоrtRashid в Дубае. Он располагается всего в 15 минутах езды от столицы в искусственно созданной гавани. Его ежегодный оборот - около 400 тыс. пассажиров. Через данный порт проходит 70% импорта и реэкспорта;

порт Абу-Даби. Изначально он строился, как грузовой, однако большой приток туристов привел к тому, что он стал обслуживать пассажирские суда, которые прибывают утром, а отбывают вечером. Когда Абу-Даби стал укреплять свою славу как туристического центра, власти решили расширить порт и построить отдельный пассажирский терминал;

порт Фуджейры. Его основная деятельность - грузоперевозки, однако ежедневно с 7.00 до 8.00 он встречает пассажирские лайнеры, а не позднее 18.00 - провожает их;

порт Джебель-Али в Дубае имеет самую большую в мире искусственную глубоководную гавань, 67 причалов и 15 км портовых набережных.

До начала ХХІ века железнодорожный вид транспорта не был представлен в ОАЭ.

В 2010 году была создана первая железнодорожная компания - EtihatRailCоmpany. Она взяла на себя обязательства до 2018 года построить наземные железнодорожные пути, которые свяжут не только различные эмираты, но и создадут соединение с Оманом и Саудовской Аравией.

 

Автомобильный и общественный транспорт

транспорт арабский эмираты автомобильный

Общественный транспорт в ОАЭ развит достаточно слабо - большинство местных жителей предпочитают передвигаться на автомобилях.

В Дубае и Абу-Даби действует автобусное сообщение, ориентированное на передвижение между основными торговыми точками города. Стоимость проезда в дубайском автобусе составляет 1,5 дирхама, билеты продаются водителем на остановках, вход в автобус осуществляется через переднюю дверь. Автобусы достаточно современные, оснащены кондиционерами, расписание соблюдается четко (с 6.00 до 23.00), хотя маршруты очень запутаны. С 24 октября 2006 г. в Дубае появились ночные автобусы. Движение по пяти маршрутам, охватывающим главные районы города, осуществляется с 23.30 до 06.00 с 30-минутными интервалами. Стоимость проезда - 3 дирхама (0,8 US$).

Также автобусными линиями связаны некоторые столицы эмиратов. Большинство отелей располагают автобусами, доставляющими гостей в центр города.

Во многих районах функционирует маршрутные такси, двигающиеся по определенному маршруту и останавливающиеся по требованию клиента.

Наиболее распространенный вид общественного транспорта в ОАЭ - такси. В муниципальных такси проезд оплачивается по счетчику. Проезд в такси, принадлежащих частным компаниям, стоит меньше, поскольку в них принято торговаться и можно существенно сбить цену. Также действуют машины белого цвета с надписью «EmiratesTaxi». Поездка на таких таксомоторах обойдется пассажирам в 1,5-2 раза дороже, чем обычно: в них установлен счетчик, по которому придется платить в зависимости от километража, также оплачивается сам факт посадки. Посадка в зависимости от времени суток стоит 2-3 дирхама, а каждые 900 м - по счетчику - 1 дирхaм.

В ОАЭ существует достаточно много частных компаний, машины которых отличаются друг от друга разным цветом кузова, униформой водителей и уровнем обслуживания, поэтому останавливать стоит только машины с опознавательными знаками такси.

С января 2007 года на улицах Дубая появились такси, предназначенные специально для женщин. Женские такси окрашены в розовый цвет, а их водители-женщины полностью одеты в соответствующую однотонную форму. К настоящему времени уже принято на работу более 100 водителей. Основными точками стоянок женских такси являются больницы, роддома и торговые центры Дубая.

Одной из достопримечательностей Дубая являются традиционные местные водные такси - абры, которые осуществляют перевозки с одного берега Дубайского канала на другой. Абры на протяжении десятков лет были самым дешевым видом транспорта в городе. Однако с 2005 года стоимость проезда увеличилась в два раза - с 50 филсов до 1 дирхама. Сейчас в Дубае работает 149 абр. За год они перевозят до 20 миллионов человек. В скором времени планируется открыть водное сообщение не только между двумя берегами канала, но и между эмиратами.

Однако вождение в этой стране имеет ряд особенностей:

если ваша машина сломалась на перекрестке, то вам нужно убрать ее как можно быстрее, потому что получите штраф за создание пробки;

местные водят не слишком аккуратно, подрезают и сигналят;

знаки здесь устанавливаются не за 100-150 м до перекрестка, а на самом перекрестке, так что реагировать придется быстро;

если вас все же остановил автоинспектор, то не начинайте спорить или ругаться, а уж тем более не нужно предлагать ему взятку, поскольку моментально окажетесь за решеткой.

Интересной особенностью страны является практически полный запрет на автостоп в пределах городской черты и пригородов. Стоять на обочине дороги с целью остановить попутную машину не просто запрещено ПДД, но и является административным нарушением. Если по вине пассажира произойдет авария, особенно на автостраде, ему почти автоматически присуждается тюремное заключение сроком на несколько месяцев. При этом за местный автостоп, если он, конечно, удался, приходится платить - бесплатно местные водители практически никого не подсаживают.

Также следует отметить метрополитен в Дубаях. Метрополитен открылся 9 сентября 2009 года в 9 часов 9 минут и 9 секунд.

Метро Дубаи является четвертым по счёту на Ближнем Востоке. Стамбулский туннель - старинная карликовая линия метро (открыта в 1875 году) первый метрополитен в регионе, Хайфский «Кармелит» построен в 1959 году. В 1999 году появился тегеранский метрополитен. Каирский метрополитен в связи с его расположением на африканском континенте не может быть отнесен к метрополитенам Ближнего Востока.

Сеть дубайского метрополитена:

. Зелёная ветка: 24-километровая линия с 20 станциями.

. Пурпурная линия: 49-километровая линия вдоль дороги AlKhail. Планируется как экспресс между Международным Аэропортом Дубаи и Дубайским Всемирным Центральным Международным Аэропортом.

. Красная линия: 52-километровая линия с 29 станциями.

. Голубая ветка: 47-километровая линия вдоль Эмиратской Дороги.

Существует три типа вагонов: «золотой» (повышенной комфортности), для женщин с детьми и обычный. Проезд в «золотом» вагоне стоит в два раза дороже и для него требуется специальная карта. В вагоны для женщин и детей, которые располагаются в начале и/или в конце поезда, мужчинам входить не рекомендуется, даже если они сопровождают свою семью. Иностранки не обязаны путешествовать исключительно в специальных секциях, так что семейным парам лучше воспользоваться обычным вагоном, если вы хотите ехать вместе.

Плата за метро (и за автобусы) проводится при помощи специальных разовых или смарт-карт. Смарт-карты имеют лицевой счет, который нужно пополнять в зависимости от того, как часто вы будете пользоваться общественным транспортом. Стоит обратить внимание на то, что оплата за поездки на общественном транспорте в Дубаях зависит от продолжительности вашей поездки (то есть, количества станций). Поэтому проверка карты проводится дважды: когда вы входите в общественный транспорт (автобус или метро) и когда выходите из него.

А еще одно чудо - полностью автоматизированная система. Опытные туристы советуют обязательно посетить метрополитен, даже если у вас нет нужды куда-то ехать. Такой чистоты в каждом уголке вы не увидите больше нигде.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировая транспортная система постоянно развивается. В соответствии с требованиями времени и законов экономического развития в ней происходят адекватные качественные и количественные изменения. Это находит отражение в улучшении технического оснащения транспортных операций, изменении географии важнейших транспортных грузо - и пассажиропотоков, структурных соотношениях роли и значения различных видов транспорта в мировом хозяйстве.

Транспортные системы национального, регионального, внутриконтинентального и межконтинентального уровней выступают элементами, и объектами глобальной производственной инфраструктуры и тем самым обеспечивают дальнейшее углубление интеграции между национальными народнохозяйственными комплексами, создают условия эффективного функционирования наднационального воспроизводственного процесса. Вместе с тем, в развитии транспортных систем мира возникают проблемы, связанные с доминированием современных объектов транспортной инфраструктуры и необходимости модернизации традиционных видов транспорта относительно требований современных глобализационных процессов.

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн.км: протяжённость автомобильных дорог - 24 млн.км, воздушных путей - 9,5 млн км, трубопроводов - 1,9 млн км, речных - 0,55 млн км, железнодорожных путей - 1,25 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран равна 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится около 74 % мирового грузооборота.

Мировая транспортная система - совокупность путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением грузов и пассажиров), занято в мире более 100 млн человек. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн.пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому. Региональные транспортные системы характерны для Латинской Америки, стран СНГ, Сев. Америки, Юж. Азии, Зарубежной Европы, Австралии, Юго-Зап. Азии.

В каждой стране транспортная система имеет свою национальную специфику. Однако взятые вместе, в переплетении и взаимодействии, прежде всего в международных комбинациях, они создают мировую транспортную систему, которая является важной составляющей мирового хозяйства.

Сегодняшние Объединенные Арабские Эмираты - высокоразвитое государство. Удивление вызывает такой быстрый переворот - превращение из слабо развитой страны в современную индустриальную цивилизацию.

Обеспечение ОАЭ транспортом состоит в передвижении по городу на такси, на метро, а между городами и государствами - в перелетах на самолетах и вертолетах, а также плавание на судах.

ОАЭ - страна, которая показала пример всему миру, как мудро использовать залежи черного золота для обогащения народа и для построения развитого государства. Грязные бедные порты превратились в высокоразвитые туристические и финансовые мировые центры. Другим государствам можно только позавидовать архитектурным шедеврам, созданным буквально за последние 10 лет, бурлящему притоку иностранных инвестиций, паркам и цветникам, которые изобилуют в жарком пустынном климате, роскошными аэропортам, в которые можно ходить, как в музеи. Ну, а метро Дубая и вовсе считается одной из главных достопримечательностей города.

Железнодорожная сеть в ОАЭ слабо развита, но это не мешает признать то, что в Эмиратах транспортная система поддерживается на высочайшем уровне.

Протяжённость автомобильных дорог с покрытием в Эмиратах составляет 4691 км (2009 год). Все эмираты связаны первоклассным шоссе. Количество автомобилей превышает 1 млн.

Правительству ОАЭ еще есть куда совершенствовать свою транспортную систему. Например, закончить строительство железнодорожных путей или расширить автобусную развязку. Зная, с каким упорством шейхи развивают свое государство, в успешности этих проектов сомневаться не стоит.

Транспорт в ОАЭ еще не достаточно развит, однако потенциал страны и темпы развития экономики позволяют делать оптимистические прогнозы на недалекое будущее.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспортной инфраструктуры и ее роли как системообразующего фактора будут только возрастать.

Влияние транспорта на жизнедеятельность отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика