При подготовке к урокам химии в 8 классе особое место уделяю системе дополнительных домашних заданий для одаренных детей. Это – творческие, нестандартные задания, направленные на:  

- развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания;  

- развитие навыков самостоятельной исследовательской работы у учащихся;

- обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе проектной деятельности;  

- умение преломлять полученные знания, умения, навыки посредством собственной проектной деятельности;  

- создание оптимальных условий для нахождения своего Я в процессе различных видов учебной, технологической и трудовой деятельности; 

- повышение уровня мотивации учащегося к изучению химии.

Дополнительные задания к урокам химии в 8 классе подбираю с учётом индивидуальных особенностей учеников, то есть с разной степенью сложности и различной направленности. Особое внимание уделяю подбору заданий на основе компетентностного подхода.

В таблице 6 приведены примеры дополнительных заданий к некоторым урокам в 8 классе.

 

Таблица 6. Система дополнительных домашних заданий

 

Урок

Дополнительные задания

1

2

3

1

Предмет химии. Вещества.

1) Сочинение "Что думают о школьной химии мои родители"; "Что думают о школьной химии мои учителя";            

2) Какую туфельку, правую или левую, потеряла Золушка?  

3) При работе в химической лаборатории постоянно приходится пользоваться посудой и приборами из стекла. К сожалению, наряду с ценными свойствами - прозрачностью, химической и термической стойкостью - стекло обладает хрупкостью. Поэтому при работе со стеклом следует проявлять максимальную осторожность. Но что делать, если, например, прибор разбился? прежде всего необходимо тщательно собрать осколки щеткой в совок и выбросить их в мусорное ведро. а как быть с самыми мелкими осколками в щелях между кафельными плитками или половицами, которые невозможно вымести веником или щеткой? Ведь они очень опасны! во время уборки эти осколки могут попасть в тряпку и поранить руки. Предложите способ удаления мелких осколков стекла.

4) Какая деталь автомобиля была изобретена случайно? Кем? Когда?                                                

2

Основные сведения о строении атома.

1) Сколько формул молекул воды можно составить с учётом изотопного состава водорода и кислорода?

2) Кроссворд “Великие химики”;

3) Кем по профессии был человек, названный москвичами в легендах светящимся монахом? Кто он?

4) Какой инертный газ и ионы каких химических элементов имеют одинаковую электронную конфигурацию с частицей, возникшей в результате удаления из атома кальция всех валентных электронов?

5) В предложенных группах укажите порядковые номера элементов,

образующих nростые   вещества:

а) с наиболее выраженными металлическими свойствами:

19, 37 и 55; 11, 12 и 13; 32, 50 и 82;

б) наиболее выраженными неметаллическими свойствами;

17,35 и 53; 15, 33 И 51; 5, 6 и 7.

Назовите выбранные вами элементы·, запишите электронные конфигурации их атомов.

3

Простые вещества – металлы.

1)Викторина “Знакомые и незнакомые металлы”;

2) Какой химический элемент был получен как побочный эффект от попытки выделить золото из мочи?

3) Почему платина сначала была дешевле серебра, а теперь гораздо дороже?

4) Почему у жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян?

5) После Первой мировой войны под обломками старинного замка Западной Европы была обнаружена химическая лаборатория, в которой эксперты нашли медную, железную, стеклянную и фарфоровую химическую посуду. В некоторых склянках сохранились соединения ртути, сера, фосфор, серебро, медный купорос, бронза. эксперты попытались определить возраст лаборатории. одни из них придерживались мнения, что лаборатория функционировала в 13-14 веках, вторые настаивали на том, что это лаборатория 16 века, а третьи относили время ее деятельности к 18 веку. как вы думаете, кто из экспертов прав?

6) Алхимики считали, что существует только 7 металлов, причем с помощью «философского камня» любой «неблагородный» металл можно превратить в «благородный», то есть в золото.

1) Какие это семь металлов?

2) Почему алхимики не хотели верить в то, что число металлов может быть и больше?

3) Можно ли на самом деле «неблагородны» металлы превращать в «благородные»?

4) Чем же металлы отличаются от неметаллов?

5) Какой металл, на Ваш взгляд, является самым важным для человека? Почему?

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простые вещества – неметаллы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Откуда происходит запах мокрой земли?

2) Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?

3) Почему в Англии в последние десятилетия наблюдается снижение смертности от болезней сосудов головного мозга?

4) В лаборатории имеется 10 различных химических столов. Известно, что каждый из 10 химиков этой лаборатории умеет работать только за двумя столами и за каждым столом умеют работать только двое химиков. Можно ли расставить химиков у столов так, чтобы каждый стоял у стола, за которым умеет работать?

5) Немецкий алхимик Хенненг Бранд, занимаясь поисками «философского камня» случайно открыл этот элемент. Как записано в его дневнике: «После ряда сложных манипуляций … в приемнике реторты образовалось белое, светящиеся вещество». Свой секрет алхимик продал за 200 талеров и стал заниматься медициной.

1) Что за элемент был открыт? Сколько аллотропных модификаций имеет данный элемент? Какая из модификаций была получена Х. Брандом?

2) Дайте характеристику простому веществу, которое образует данный элемент с точки зрения окислительно-восстановительных свойств. Приведите не менее 4-х реакций.

3) Приведите формулу не менее 4-х кислот, в состав которых

входит данный элемент. Укажите его степень окисления и назовите вещества.

4) Каково биологическое значение данного элемента?

6) Этот химический элемент иногда называют «бездомным», так как в периодической таблице он занимает две клетки. Роль этого элемента, как в живой, так и в неживой природе очень велика. Простое вещество, образованное этим элементом, было открыто в 1766 году.

1) Что это за элемент?

2) Почему он в периодической таблице Д.И. Менделеева занимает две позиции?

3) Кто и как открыл простое вещество?

4) Напишите не менее 4-х реакций, в результате которых можно получить данное простое вещество?    

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистые вещества и смеси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Викторина “Смеси и вещества”

2) Химику-практику предложили разрешить следующие проблемы: 1) Как из смеси цинка и алюминия приготовить чистые оксиды ZnO, Al2O3? 2) Как химическим путем из смеси алюминия, кальция и серебра выделить металлы в индивидуальном виде? Химик быстро справился с задачами, предложите ваше решение, приведите уравнения реакций.

3) Серебристо-белый металл отличается тугоплавкостью. Кислоты-окислители на холоду его пассивируют, а при нагревании переводят в раствор, например в виде нитрата M(NO3)3. С кислотами-неокислителями металл реагирует с выделением водорода с образованием гексааквакатионов [M(H2O)6]2+, придающих раствору голубой цвет. На воздухе этот раствор быстро становиться зеленым из-за окисления. Металл реагирует с расплавом КОН с образованием соединения желтого цвета К2МО4. Определите металл и напишите уравнения химических реакций, которые упомянуты в условии. 4) Этот металл был известен давно. Он входил в состав латуни, производство которой в древнем мире было достаточно распространено. Металл, о котором идет речь, подробно в Европе описал в 1721 г. саксонский химик-металлург И. Генкель. Пары этого металла воспламеняются на воздухе с образованием густого белого дыма. Нагретый чуть выше 100 оС металл становиться очень ковким, а при более высокой температуре делается хрупким. Металл реагирует со всеми кислотами-неокислителями, щелочами в водном растворе аммиака выделяя водород. Определите металл и напишите уравнения реакций.

6

Физические явления.

1) Кроссворд “Физические явления в природе”

3) Дивом Йеллоустона (США) именуется гейзер Эксельсиор - один из крупнейших в мире. Его струя бьет из озера со скалистыми крутыми берегами. Перед извержением поверхность озера начинает волноваться, окутывается клубами пара, а затем точно из центра водоема с грозным рокотом вырывается гигантский столб кипятка диаметром 10 метров и высотой почти 100 метров. Какие химически явление можно наблюдать перед и в процессе извержения?

4) Составить перечень физических явлений (максимально возможный) по временам года.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химические реакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Домашний эксперимент “горение сахара”

2) Мягкий, очень тяжелый металл (М) люди широко использовали еще до нашей эры. В средневековье самая известная тюрьма Венеции имела наверху под крышей камеры, сделанные из этого металла. Зимой в них было невыносимо холодно, и летом узники изнывали от жары. Темно-коричневый оксид данного металла, имеющий состав МО2, при действии концентрированной соляной кислоты выделяет из нее хлор, а при растирании с серой вызывает ее воспламенение. Сильно охлажденная смесь МО2 и НС1 превращается в тяжелую жидкость МС14, дымящую на воздухе. Добавление к этой жидкости нескольких капель воды вызывает выделение хлора. Оксид МО2 получается из оксида (M2IIMIV)O4, имеющего красный цвет, под действием концентрированной азотной кислоты. Назовите металл М. Напишите возможные уравнения химических реакций, о которых сказано в условии задачи.

3) Почему вода грозового дождя всегда содержит следы азотной кислоты? Назовите все вещества, к каким классам неорганических соединений они относятся?

4) Небольшой кусочек свечи закрепили на конце изогнутой проволоки, вставленной в пробку. Таким образом горящую свечу опустили в колбу, которая с помощью пробки герметично была закрыта. Через некоторое время свеча погасла, но на стенках колбы можно было увидеть капли воды. Пробку открыли и в колбу быстро налили раствор известковой воды, затем закрыли пробку и встряхнули колбу. 1) Почему погасла свеча? 2) Откуда взялась вода на стенках пробирки? 3) Что произошло с известковой водой после того, как ее прилили в колбу? 4) Напишите уравнения химических реакций, о которых говориться в задаче.

8

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1) Кроссворд “Растворы”

2) Домашний эксперимент “Раствор или нет”

3) Прочитайте сказку "Василиса Прекрасная". Нет ли в ней проблем, имеющих отношение к химии? Если есть, то попытайтесь сформулировать их и предложить варианты решения;

4) Поставьте эксперимент: возьмите 4 стакана с газированной водой. В каждый стакан добавьте соответственно по чайной ложке сахара, соли, питьевой соды, стиральной соды. Объясните происходящие явления.

5) Можно ли сделать с помощью серого и пыльного белое и мягкое?

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислоты в свете ТЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Викторина “Удивительные кислоты”

2) Домашний эксперимент “Индикаторы из природного сырья”

3) Для выполнения этого задания необходимо вспомнить теорию электролитической диссоциации и ряд основных понятий, связанных с ТЭД, а также внимательно прочитать условия!

Иониты – это вещества или материалы, способные к обмену ионов при соприкосновении с растворами электролитов. Иониты состоят из каркаса-матрицы, несущего заряд (фиксированные ионы), и противоположно заряженных подвижных ионов (противоионов). В зависимости от природы матрицы различают органические и неорганические иониты, которые составляют следующие группы: 1) природные иониты – алюмосиликаты; 2) искусственные иониты, получаемые химической обработкой, например сульфированием углей, целлюлозы; 3) синтетические ионообменные полимеры. А теперь предположите области практического использования ионитов, аргументируйте свое мнение.

4) предложите способ нанесения на поверхность стекла рисунка, который невозможно соскоблить.

10

Основания в свете ТЭД.

1) Кроссворд “Основания”

2) Домашний эксперимент “Основания дома”

3) Ученость выглядывает оттуда...

— Нисколько, сударь, — немедленно ответил Ломоносов, — глупость заглядывает туда!

О чем шел разговор между Ломоносовым и придворным щеголем?

4) Могут ли в растворе одновременно находиться следующие пары веществ: NaOH + P2O5, Ba(OH)2 + CO2, KOH + Ca(OH)2, NaHSO4 + BaCl2, HCl + Al(NO)3. Подтвердите ваш ответ реакциями. Назовите продукты возможных реакций

 

11

Соли в свете ТЭД.

1) Викторина “Удивительные соли”

2) Домашний эксперимент “Выращивание кристаллов”

3) Приведите пример обменной реакции, в ходе которой из соли А получается соль Б. молекула А состоит из 5 атомов, а молекула Б – из двух атомов.

4) В лаборатории имеется белое кристаллическое вещество, окрашивающее пламя горелки в желтый цвет. Если это вещество обработать 70%-ной серной кислотой, ощущается запах тухлых яиц, а раствор окрашивается в желтый цвет. При обработке того же вещества фосфорной кислотой выделяется бесцветный хорошо растворимый в воде газ. Если к раствору этого газа в воде прилить раствор нитрата серебра, то выпадет желтый осадок. Какое вещество находится в лаборатории? Напишите уравнения всех упоминавшихся реакций

5) На пяти банках с белыми порошкообразными веществами стерлись первые части этикеток. Осталось только: «Оксид ка…», «Оксид ка…», «Оксид ма…», «Оксид ба…», «Оксид ци...». Определите химическим способом какие это вещества. Напишите уравнения химических реакций. Укажите сферы применения данных соединений.

6) В пяти пробирках находятся следующие вещества: хлорид калия, гидроксид натрия, хлорид меди (II), хлорид алюминия и серная кислота. Предложите способ распознавания данных веществ. Составьте план проведения эксперимента и приведите уравнения химический реакций. Ответьте дополнительно на следующие вопросы: 1) Как можно, не пользуясь реактивами, различить хлорид калия и хлорид бария? 2) Как различить сульфат меди (II) и сульфат никеля органолептическим способом? 3) Как разделить смесь угля, железных и медных опилок? 4) Как в лаборатории доказать амфотерность оксида алюминия? 5) Как доказать, что в состав белой краски входят свинцовые белила?

 

Ученики с большим удовольствием разбирают такие задания, особенно несущие в себе практическое содержание.

Система дополнительных заданий выступает как одно из наиболее удобных средств работы с одаренными детьми на уроках химии. Она реализует личностно-деятельностный подход в обучении, способствует дальнейшему развитию критического одаренных я учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Тесник Юлия Валерьевна, учитель химии

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика