Цели урока. Обучающая - дать понятие о психологических особенностях человека, познакомить с типами нервной деятельности, классификаций темпераментов, характерными признаками типов нервной системы, раскрыть понятия темперамент, характер, показать роль окружающей среды на формирование типа нервной системы;

Развивающая – развивать умения учащихся, применять знания о цвете, как один из аспектов здорового образа жизни;

Воспитывающая – мотивация на ЗОЖ, содействие воспитанию способности человека сохранять устойчивость в условиях окружающей среды в широком смысле слова, что определяет его жизнеспособность и индивидуальное здоровье.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Компоненты интеграции: биология, физика, психология, валеология.

Методы: Рассказ, беседа, объяснительно-репродуктивный, частично-поисковый;

Оборудование и материалы для опытов:

призмы,

источник света,

экран.

Портреты: Гиппократа, Дарвина, Гоголя, Шопена, Декарта.

Таблицы:

"Тип высшей нервной деятельности”;

"Черты характера”;

"Лечение цветом”;

"Действие цвета на характер человека”;

Листы бумаги черного и белого цвета.

Комментарий к уроку

Содержание урока

Учитель биологии.

Ребята, мы живем в счастливое время, когда каждый человек может самореализоваться. Самореализация – это кратчайший путь к самопознанию. Познав себя, познаешь мир и обретаешь свое место в нем.

Сегодня мы будем познавать себя. Все люди по своим личностным свойствам отличаются друг от друга. Личность каждого человека неповторима.

Психолог

Но есть такие психофизиологические свойства нервной системы, которые оказываются сходными для многих людей. На основании этих свойств принято выделять 4 типа темперамента.

В понятие темперамента вкладываются особенности психической деятельности человека, имеющего тот или иной тип нервной системы, которому соответствует сила или слабость, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность нервных процессов.

Учитель биологии.

(демонстрация портретов Гиппократа, Дарвина, Гоголя, Шопена, Декарта)

Запишите тему урока: "Темперамент, характер, самопознание”

Темперамент – это врожденная особенность личности. Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. В наше время разработана современная классификация темперамента, за основу которой взяты воззрения Гиппократа (ок. 460 – ок. 370гг. до н.э.) Не следует думать, что "слабый” тип значит плохой. При наличии хорошего воспитания а также развитии у него высокой чувствительности он может создавать ценные произведения в области искусства и науки. Например, к представителям меланхолического типа относились такие выдающиеся люди, как французский философ Рене Декарт, английский ученый Чарлз Дарвин, русский писатель Н.В.Гоголь, польский композитор Фредерик Шопен.

Работа в группах:

Составление схемы

Проверка выполнения задания. Аргументированный ответ хода рассуждений -

1 ученик составляет таблицу на магнитной доске, используя карточки-заготовки, стрелки рисует мелом.

Выполните задание:

изучите содержание учебника (стр. 321 – 323);

составьте схему "Тип высшей нервной деятельности”


Оказывается, каждый темперамент проявляет свою исключительную свою особенность по-разному в разном цвете.

Зная свой темперамент, поэкспериментируем со цветом.

На доске высказывание известного психолога Люшера "Из всех цветов я предпочитаю радугу, ибо в ней и ночь и день”. Давайте проверим, прав ли он?

Психолог

Мы часто наблюдаем после дождя такое явление природы как радуга. Как вы думаете, как оно возникает?

Явление игры цветов на алмазных гранях различных украшений наблюдали люди с древних времен, в Китае украшения в виде стеклянных призм принадлежали к числу излюбленнейших. Разгадкой данного явления занимался Декарт, получая искусственную радугу на водяной пыли фонтанов.

Впервые это явление, называемое физиками дисперсией света, было изучено и объяснено И.Ньютоном в 1666 году. Сейчас мы с вами проделаем опыт Ньютона по разложению белого цвета на отдельные цвета.

Учитель физики

Опыт 1. "Прохождение луча через призмы”.

- Лучи, проходя через призму, изменяют направление, или преломляются*, так как призма замедляет их. Белый цвет состоит из разных цветов. Составляющие его цвета идут через призму каждый со своей скоростью и поэтому по-разному преломляются.


Рис.1

Опыт 2. "Разложение солнечного луча”. Этот опыт удается, когда солнце стоит невысоко. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте  зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на составляющие его цвета.

Лучи света, проходя через призму, изменяют направление (преломляются), так как в веществе скорость света изменяется: волны красного цвета имеют большую скорость, и поэтому проходя сквозь призму преломляются меньше, а фиолетового наоборот: скорость меньше, а преломляются больше. Поэтому, когда белый свет проходит через призму, то цвета распределяются в таком порядке: от красного к фиолетовому. После дождя такими призмами становятся капли воды, взвешенные в воздухе, и сумма маленьких радуг дает такое красивое явление природы – радугу.

Зеркало


Рис. 2

Как вы объясните, почему небо окрашивается в различные цвета, основном в синий цвет?

Послушайте сообщения учащихся класса, получивших индивидуальное задание по вопросу соответствия темперамента человека и цвета.

Красный цвет соответствует холерическому типу темперамента. Действие красного цвета стимулирует: нервные центры; швы полушарий головного мозга; заряжает энергией мышцы; повышает артериальное давление и частоту пульса.

Учитель биологии

Желтый цвет. Исследователи утверждают, что это цвет сангвиника. Действие его сродни красному: повышает артериальное давление, частоту пульса. Более всего влиянию желтого цвета подвержена нервная система. Это цвет надежды. Люди, отрицающие категорически желтый цвет, могут страдать от потери любви, крахе надежды, стремление к изоляции. Желтый цвет вызывает интеллектуальный интерес к окружающему миру.

Сообщение учащихся

Приметные: желтые тона противопоказаны при невралгиях и перевозбуждении.

1 ученик.

Зеленый цвет окрашивает энергетическое поле флегматика. Символизирует постоянство, твердость, сопротивление изменениям. Эмоции, подвластные зеленому цвету, — гордость, воля. Оказывает физиологическое воздействие на гладкие мышцы, осуществляет контроль за ними.

2 ученик

Человек, выбирающий зеленое, стремится к торжеству своих идей, позиций. Зеленый — цвет надежды.

Психофизиологические особенности зеленого цвета: нормализация кровяного и глазного давления, стабилизация пульса, увеличение остроты зрения, усиление интеллектуальной работоспособности.

Справка: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 1991 г., привыкание к зеленому цвету дало увеличение правильности решения задач на 10 % и уменьшение количества ошибок до 25 %.

Зеленый цвет полезен при истериях, неврозах, бессоннице.

3 ученик

Синий цвет — это цвет меланхолика. Он символизирует спокойствие, чуткость, довольство.

Орган, принимающий его воздействие. - кожа. Предпочтение синего символизирует желание отдохнуть, расслабиться, снять с себя оковы дня.

Но синий цвет не так уж и прост. Длительное воздействие им вызывает депрессию, а на экстравертов оказывает успокаивающее влияние, на интровертов — стимулирующее.

Серый цвет - центр всех цветов. Нейтрален. Предпочтение серого — свидетельство желания замкнуться, отгородиться от всего. Все, кто не хотят открыть себя, пусть носят серые тона.

4 ученик

Фиолетовый цвет - смесь красного и синего, чаще всего ему отдают предпочтение подростки. Цвет самоотречения в духовных практиках. Влияние на организм неоднозначное: с одной стороны, возрастает выносливость легких, сердца и кровеносных сосудов, а с другой — понижается пульс, может возникнуть депрессия.

5 ученик

Голубой цвет успокаивает, уменьшает тревожность, частоту и силу пульса. Голубой — символ прозрачного неба и воды. Это цвет предпочтения в иудаизме (после белого) и знак этического приобщения к миру (в масонстве). При гипнозе голубой цвет обладает болеутоляющей силой.

6 ученик

Коричневый цвет — символ ощущений. Чрезмерная интеллектуальная деятельность есть прямое показание к применению коричневого цвета...

7 ученик

Оранжевый цвет символизирует тепло и веселье, возбуждает и стимулирует работоспособность. Но воздействие цвета более 20 минут приводит к депрессии. Вместе с тем оранжевый усиливает аппетит, стимулирует железы внутренней секреции и желудочно-кишечный тракт.

8 ученик

Оранжевая одежда буддистов — символ смирения и полного отречения от всего земного и бренного.

9 ученик

Белый цвет символизирует начало (и конец) Новой Жизни, ожидание и трансформацию.

А с какими эмоциями у Вас ассоциируется чёрный цвет?

10 ученик

Действительно, у большинства людей чёрный цвет вызывает неприятные эмоции. В период неприятностей, стрессов некоторые люди, к сожалению, видят всю свою жизнь только в "чёрном цвете”. И в такие минуты люди легко могут быть подвержены самым неожиданным поступкам. Черный цвет символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона для вас предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах. Может, стоит посоветоваться с психологом?

Психолог

Высказывания учащихся

Но у разных людей неприятные чувства могут вызывать и другие цвета. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека.

Психолог

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания деятельности, общения с людьми и обуславливают типичное для данного человека поведение.

Задание: рассмотрите таблицу самостоятельно и попробуйте отнести себя к одной из предложенных групп на основании черт характера присущих Вам.

Черты характера

Основы деления

Черты характера, выделенные на их основе

Отношение к другим людям

Экстраверты

Интроверты

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Волевые качества

Осознанные действия

Упрямство

Учитель биологии

В зависимости от характера человек отдает предпочтение определенным цветам. Например, белый – идеальный цвет,

Белый. Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет — ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера.

Серый. Этот цвет любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решиться на что-нибудь. Этот цвет предпочитают те, кто боится "проявить себя”.

Красный. Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение, верные и стабильные в своих отношениях, но и у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению.

Психолог

Оранжевый. Любимый цвет мечтателей, правда, не лишенных интуиции. Однако в старину ему присваивали также лицемерие и притворство.

В настоящее время в медицине успешно развивается направление цветотерапия – лечение цветом. Я предлагаю представителям групп выбрать один из лепестков ромашки.

Учитель биологии

Учащиеся выбирают один из лепестков предложенной ромашки, на которой обозначен цвет.

Учащимся раздаются экземпляры газеты

"Регион – Ноябрьск-2”.

Задание. Проработайте статью в газете "Лечитесь цветом!”. Подготовьте краткие "Советы знакомым” о лечении цветом, который Вы выбрали.

Красный. Он не даром считается самым "сильным” и биологически активным из всех цветов радуги. Красный цвет учащает сердцебиение, повышает температуру тела, усиливает обменные процессы. Он помогает снять стресс, победить усталость и справиться с ожирением. Кроме того, им с успехом лечат кожные заболевания (например экзему), а также скарлатину, корь и прочие болезни, при которых появляется сыпь. Но тем, кто страдает гипертонией, тахикардией или повышенной нервной возбудимостью, красный цвет лучше заменить на оранжевый.

Учитель биологии

Проверка выполнения задания (Возможные ответы)

Оранжевый противодействует вялости, депрессии, стимулирует работу сердца, не повышая при этом давления. Он применяется для лечения легочных, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний, болезней мочеполовой и эндокринной систем и даже бесплодия! А вот при аллергии, нейродермите и нервных расстройствах использовать оранжевый цвет не рекомендуется.

Желтый считается цветом интеллекта: он укрепляет нервную систему, помогает при напряженной умственной работе, способствует преодолению депрессивных состояний и меланхолии. Я замечал интересную вещь: некоторые из моих пациентов в трудные моменты жизни интуитивно переходили с черных, серых и коричневых тонов на желтый, хотя раньше были к нему совершенно равнодушны! Кроме того, желтый цвет благотворно влияет на печень, желчный пузырь, желудок и селезенку. Однако слишком яркий желтый цвет вреден при заболевании глаз, верхних дыхательных путей и нервном переутомлении.

Зеленый цвет – настоящий "доктор Айболит”: он гармонизирует деятельность сердца и легких, снимает головную боль, улучшает работу печени, стабилизирует кровяное давление и успокаивает нервы. Недаром мы так хорошо чувствуем себя в лесу или в поле, среди деревьев и травы. У зеленого практически нет противопоказаний, а польза от него огромная!

Голубой цвет понижает кровяное давление, снимает воспаление, останавливает кровотечение, уменьшает боль при ишиасе и язве желудка. Он помогает при недержании мочи, оказывает очень хорошее действие при заболеваниях нервной системы и болезнях обмена веществ, помогает справиться с воспалениями и даже снижает высокую температуру! Но если вы страдаете гипотонией или заболеваниями вестибулярного аппарата – увлекаться голубым цветом не рекомендуется.

Синий стимулирует иммунную систему, тонизирует сосуды, помогает справиться с диареей, расслабляет и успокаивает, а, кроме того, оказывает сильное болеутоляющее действие и помогает при болезнях глаз. Его используют для лечения варикозных и трофических язв, инфицированных ран, остиомиелита, турбекулеза костей и суставов, экземы, облысения и фурункулеза. Однако избыток этого цвета может вызвать усталость и депрессию. При гипотонии синий цвет следует заменить на голубой или зеленый.

Фиолетовый "подпитывает” мозг, способствует выработке гормона мелатонина, повышает иммунитет и оказывает омолаживающее действие на весь организм. Он незаменим при лечении воспалительных процессов, кожных заболеваний и нарушений мозгового кровообращения. Вместе с тем фиолетовый – очень "коварный” цвет: его "передозировка” может вызвать депрессию.

Итак, вы узнали, какой цвет может прийти Вам на помощь при лечении того или иного заболевания. Надеюсь Вы будете использовать эти знания в жизни.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментально установлены определенные цвета, наиболее благоприятно влияющие на человека. Это зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Поэтому, рекомендовано окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красный и желтый цвета  оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, то есть в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие быстро надоедает, вызывая охранительное торможение.

Учитель биологии

Ребята, попробуйте охарактеризовать свой характер и темперамент, пользуясь полученными на сегодняшнем уроке знаниями, сопоставив их с определенным цветом.

Психолог

А теперь поработаем с таблицей "Действие цвета на характер человека”

Учитель биологии

Заслушиваются 2-3  ответа учащихся.

Психолог

Темперамент

(внутренний цвет)

Характер, основные черты

Действие внешних цветов

Теплые

Холодные

Холерик (красный).

Вспыльчивый, сорвиголова.

Легкомысленность.

Сдержанность.

Сангвиник (желтый).

Веселый (жизнелюб).

Несознательность.

Уравновешенность.

Флегматик (зеленый).

Равнодушный, медлительный.

Интеллектуал.

Отстраненность.

Меланхолик (синий).

Серьезный, обособленный.

Контактность.

Замкнутость, уход в себя.

Если при составлении вашей характеристики не совпало составление цвета и темперамента – ничего удивительного, так как зачастую люди имеют темпераменты смешанного типа.

Наш урок продолжат учащиеся, которым я предложила в качестве домашнего задания подготовить интересную информацию под рубрикой "Знаете ли Вы?”

Учитель физики


Рис.3

Учащиеся

1. Гремучие змеи способны "видеть” тепло. Они могут находить и ловить свои жертвы даже в полной темноте.

Возле глаз у них имеются впадины, где находятся особые нервные клетки,  способные воспринимать инфракрасное излучение.

2. В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Они могут выполнять свою роль только при ярком свете. Поэтому в сумерках все предметы кажутся блеклыми.


Рис. 4

Рис.5

3. Не все животные могут, подобно людям, различать цвета. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета даже лучше, чем человек, а вот кальмар вообще лишен способности различать цвета.

4. Некоторые люди, не способные различать цвета, не смогут увидеть число на этом рисунке.

Цвета сообщают нам немало полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами.

Учитель биологии

Завершая урок, необходимо сказать, что здоровье отдельного человека составляет здоровье народа, а оно в Завершая урок, необходимо сказать, что здоровье отдельного человека составляет здоровье народа, а оно в свою очередь – здоровье природы.

Сегодня эмоциональное состояние человека рассматривают как качество здоровья.

Умение владеть цветовыми знаниями жизненно необходимо, как технология саморегуляции. Овладеть знаниями и технологиями – это значит воспитать "личность безопасного типа”, то есть обезопасить свое существование и быть безопасным для других.

Психолог

Учащимся вручаются памятки "Антистрессовые приемы”

В заключении, ребята, хочу Вам дать некоторые рекомендации, помогающие современному "цивилизованному” человеку не впасть в "стрессовый плен”, когда жизнь покажется только "чёрной”.

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ.

9 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному "цивилизованному” человеку не попасть в "стрессовый плен”. Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

Пейте больше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы "вредно” (можно, к примеру, "чуть-чуть” нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, рас кидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Учитель биологии

(учащиеся заполняют лист рефлексии)

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Домашнее задание

Продолжите предложение:

Лист рефлексии 
На этом уроке я узнал…
Меня удивило…
Думаю, что в жизни мне пригодится…

Параграф 63, стр.321–323, побеседовать со своими родными и близкими по вопросу лечения цветом, и эффективности данного способа.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика