Задачи урока. Образовательные:

продолжить формировать понятия «анализатор, свет, сенсорная зона»;

ознакомить учащихся с процессом зрительного восприятия, аккомодацией, оптической силой, близорукостью, дальнозоркостью;

познакомить с ролью зрения в формировании общей картины окружающего мира.

Развивающие:

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения;

развивать умения делать выводы, работать с моделями в группах;

развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно, способности стремиться к успеху;

развивать уверенность в себе.

Воспитательные:

формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения, необходимости ношения очков для исправления близорукости и дальнозоркости;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;

овладевать приёмами гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок биологии и физики с использованием компьютера, ролевая игра.

Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», рельефная таблица «Строение глаза». стенд «Береги глаза», таблицы для проверки близорукости и дальнозоркости, таблицы для обнаружения нарушений цветного зрения (дальтонизма), компьютер, мультимедийное учебное пособие Биология 9 класс, «Просвещение», презентация учащихся «Гигиена зрения», лист бумаги, рейтинговый лист учащихся, модели глаза, очки, схемы Кеплера и Леонардо да Винчи.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя биологии

Яйцо и цыплёнок.
Был белый дом, чудесный дом,
Тепло, уютно было в нем.
Вдруг дом разбился, и оттуда
Смешное вылупилось чудо,
Такое мягкое, родное, пушистое и золотое.
А где же мама? Глядь по сторонам,
Здесь нет… Там нет. А может быть вон там?
Наверно, нужно бы пойти и посмотреть,
Ведь скучно одному вот здесь сидеть.
Увидев небо, он воскликнул: «Ой!»
А синий ведь красивый цвет, какой!»
А под ногами море изумруда,
Но только здесь оно откуда?
Он, изумруд потрогал осторожно,
Подумал: «Нет, такое невозможно!»
Ведь изумруд тот был мягчайший, словно пух.
Он прыгнул на траву и крикнул: «Ух!»
Птичье слышалось повсюду пенье
И чьё то из травы шипенье.
Ветер листьями шумел.
Шмель большой к цветку летел.
А запахи, что не найти слова,
От их количества кружилась голова.
Цветок прекрасный он заметил
И меда аромат отметил.
Заметил дальше червячка движенье,
Поймал его в одно мгновенье.
Но вот услышал: «Где ты? Где?
Беги скорей навстречу мне

Учитель биологии: Прослушав это стихотворение, давайте ответим на вопросы:

1) Какие анализаторы позволили цыплёнку получить ощущения?
2) Что называется анализатором? Чем он отличается от органа чувств?
3) Строение какого анализатора мы изучали на прошлом уроке?
4) Задание для 2 учащихся класса – подготовить рассказ о строении зрительного анализатора, используя разборные модели «Строение глаза».
5) Задание для учащихся класса – нарисовать схему строения зрительного анализатора, подписать её части.

Учитель: Сегодня мы предоставляем право вам самим оценить свои знания на уроке, используя рейтинговую систему. Критерии оценивания вы можете увидеть в рейтинговом листе. 

(Во время работы учащихся проводится релаксация, звучит музыка и ведется показ слайдов с репродукциями великих художников о природе.)

Подведение итогов работы. Рассказ учащихся о строении зрительного анализатора по модели, рельефной таблице.

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и физики, но более углублённое и научное представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

Учитель физики: Строение и процессы, происходящие в органах зрения, всегда интересовали людей. Медленно, но настойчиво раскрывали учёные тайны одного из самых совершенных оптических инструментов природы – человеческого глаза. Представьте себе площадь средневекового европейского города в воскресный день. Бродячие цирковые артисты дают представление. Один номер сменяется другим, и в самом конце перед тесной толпой зрителей возникает седобородый человек, устанавливающий в центре площади на треножнике большой черный ящик. Человек показывает, что в одной из боковых стенок ящика сделано отверстие, а противоположная отверстию стенка выполнена из прозрачного пергамента. Весёлый разноцветный клоун встает прямо перед ящиком – с той стороны, где отверстие. Зрителей приглашают по очереди поближе рассмотреть пергамент, предварительно закрыв себя и ящик черным покрывалом от слепящих лучей солнца. Удивлению и восторгам нет конца: на пергаменте явственно проступает изображение клоуна, только вверх ногами – будто клоун стоит на голове.
Нам , живущим в ХХ веке и привыкшим к фотографии, телевидению и кино, трудно себе представить мысли и чувства средневековых зрителей, впервые увидевших только что описанную камеру-обскуру, замечательное изобретение безымянного автора, прообраз многих современных оптических приборов.
Леонардо да Винчи разбирая устройство камеры-обскуры, пришел к выводу «То же происходит и внутри глаза!» Великий художник и учёный научился анатомировать глаз, сумел установить основные части глаза человека. Сохранились его рисунки, изображающие как лучи попадают в глаз через зрачок. Иоганн Кеплер высказал правильное предположение: лучи, собранные хрусталиком, дают на светочувствительной сетчатке глаза, как в камере-обскуре, перевёрнутое изображение. Исследования физиков и врачей ХХ века показали, что это соответствует истине: мозг, а не глаз меняет изображение, облегчая нашу ориентацию в окружающем мире. Экспериментаторы рискнули надеть очки, переворачивающие изображение. Сначала все видели перевёрнутым, но через несколько дней изображение восстановилось.
Как получается и воспринимается глазом изображение?

Учитель биологии: Сегодня мы пригласили на урок: ученого физика, врача-окулиста, офтальмолога, литератора, учёного-биохимика. Предоставим им слово.

III. Ролевая игра

Учёный-физик: Свет, падающий в глаз, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле, т.е. в оптической системе глаза, благодаря чему на сетчатке образуется уменьшенное и перевёрнутое изображение. Свет, падая на рецепторы зрительного нерва, раздражает эти окончания, нервные импульсы по зрительному нерву передаются в зрительную долю коры больших полушарий головного мозга. Четкое изображение на сетчатке возникает благодаря способности хрусталика изменять свою кривизну, его оптическая сила изменяется. Когда мы смотрим вдаль, то кривизна хрусталика невелика, при переходе взгляда на близлежащие предметы мышцы сжимают хрусталик, его кривизна и оптическая сила увеличиваются. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией глаза. (Демонстрация мультимедийного учебного пособия «Биология» Просвещение – Медиа». Слайд №5)

Врач окулист: У человека бинокулярное зрение, т.е. человек видит 2 глазами. От каждого глаза отходят зрительные нервы. Часть волокон перекрещивается между собой, сигналы от левых половин сетчаток поступают в левую часть мозга, а от правых – в правую в кору больших полушарий в затылочную часть. В восприятии образа участвуют оба полушария, каждое из которых получает информацию от правого и левого глаза. Поэтому человек различает величину, форму, объем, может оценивать расстояние до предмета.

Учитель физики: Мы обладаем цветовым зрением. Благодаря чему мы воспринимаем цвета? Каковы пределы светочувствительности глаза?

Учёный физик: Пределы светочувствительности глаза широки, и зависят от количества попадающего в зрачок света. Адаптация происходит за счет изменения диаметра зрачка. Все знаем, что яркий свет вызывает сужение зрачка мгновенно. Может происходить изменение чувствительности световоспринимающего аппарата, но это требует несколько минут. Нижний порог чувствительности при сумеречном зрении и полной темновой адаптации соответствует потоку энергии излучения равному 2 •10 –17 Дж/с, верхний предел при полной световой адаптации 
2 •10 –5 Дж/с. Наиболее чувствителен глаз к излучению с длиной волны   = 555 мкм, что соответствует желто-зелёному цвету. Чувствительность его резко снижается в сторону красной и фиолетовой части спектра.

Учёный биохимик: В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках – палочках и колбочках. Палочки имеют более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического зрения. В них происходит под действием света распад зрительного пигмента родопсина, а в темноте его синтез. Колбочки имеют низкую светочувствительность и начинают реагировать при высокой освещённости сетчатки, это аппарат дневного и цветного зрения. Они воспринимают красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета.
Опыт №1 Обнаружение нарушений цветного зрения (дальтонизма)

Литератор:

Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку посмотри –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз.
Ну а как же видит глаз?
Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадет на роговицу,
Миг – и дальше устремится.
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше следуя порядку
Попадет он на сетчатку.
Круглый дом с одним окном, 
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен свету?
Нет, от глаза нерв идет 
В мозг сигнал передает,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу –
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик –
Помутнеет чёрный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет,
И, чтоб видел глаз опять хрусталик надо поменять.
Да глаза нужны! Глаза важны!

Учитель биологии: Врачи окулист и офтальмолог пришли с подарками, они приготовили презентацию «Гигиена глаза». Они подготовили для вас тестовые задания для проверки полученных на уроке знаний. Демонстрация презентации учащихся «Гигиена глаза».

Демонстрация мультимедийного электронного пособия «Биология» Диск №2 Гигиена зрения 

IV. Закрепление изученных знаний

Учитель биологии:

Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.

1. Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз».

Памятка

Для нормального формирования зрения и его сохранения

1) Необходимо читать, писать в хорошо освещённом помещении. При письме лампу надо ставить слева, чтобы тень от руки не закрывала написанное. Нельзя долго работать за компьютером, смотреть телевизор не более 2 ч.
2) Нельзя читать в транспорте, лёжа, располагать текст ближе 30–35 см от глаз.
3) Рабочее место должно быть окрашено в спокойные тона. Это понижает внутриглазное давление, обостряет зрение и повышает работоспособность.
4) Вредно смотреть на слишком яркий свет, это приводит к гибели чувствительных клеток глаз и резкому ухудшению зрения.
5) Надо оберегать глаз от ударов, ушибов, последствием чего может стать слепота.
6) Необходимо больше употреблять продуктов, содержащих витамин А, из-за нехватки которого может возникнуть заболевание «Куриная слепота»
7) Алкоголь и никотин разрушают витамин А, вызывают потерю зрения.

Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:

Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко, 
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.

2. Физкультминутка. Выполнение гимнастики для глаз. 

3. Индивидуальное задание. Выполнение тестов на компьютере, используется электронное мультимедийное учебное пособие Биология, «Просвещение – Медиа».

V. Домашнее задание

1) Параграф 20 Наблюдения и самонаблюдения, опыт Мариотта.
2) Сообщение «Влияние цвета на организм человека по китайскому искусству фэн-шуй».
3) Реферат «Микрохирургия глаза».

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика