Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Цель: сформулировать понятие значения дыхания, как процесса необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы.

Задачи.

Дидактическая - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Образовательная - организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Развивающая - продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "Знаю - Хочу узнать - Узнал" и чтение с остановками.

Воспитательная - создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование:

компьютер с мультимедиапроектором,

графпроектор,

цифровой микроскоп с микропрепаратом,

музыкальный центр,

телевизор,

DVD-плеер,

магнитно-маркерная доска,

флипчарт,

мультимедийный экран,

таблицы и муляжи.

Ход урока

I. Стадия вызова и целеполагания.

1. Минутка добронастроя (под музыку).

2. Подготовка, переход и сообщение темы урока.

а) Параллельное повторение по группам

1 группа

2 группа

"Дыхание у растений"

"Биология" 6 кл. 34.35. 

Схемы на кодоплёнке

"Дыхание у животных"

"Биология" 7 кл.

Схемы на кодоплёнке

б) Составление учащимися схемы "Что я знаю о дыхании?"


 

3. Обсуждение схемы

ВЫВОД:

Всё живое на земле дышит, и с прекращением процесса дыхания погибает.

Римский поэт Овидий сказал: "Dum spiro, spero", что в переводе означает

4. Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал"

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Дыхание - это свойство всех живых организмов 

 

 

2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2

 

 

5. Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.

6. Заполнение графы "Хочу узнать"

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

1. Дыхание - это свойство всех живых организмов

Как дышит человек

 

2. При дыхании поглощается О2 и выделяется СО2

Через какие органы попадает кислород в лёгкие

 

II. Стадия осмысления.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка "Это нам нужно как воздух" доказывает это. Люди заметили, что без пищи и воды животное и человек смогут жить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут (6 - 10 мин.)

Почему?

Для чего мы дышим?

Какое значение для нас имеет дыхание?

Ответ ищем на странице 132 учебника и Энциклопедии для детей (стр.166)

ВЫВОД: схема "Значение дыхания", "Формула окисления" (презентация)

 + О= СО2 + Н2О + W (энергия)

Ответы: для жизнедеятельности организма:на всё затрачивается энергия (W)

ВЫВОД:

мы дышим ради получения энергии, поэтому воздух вокруг должен быть чистым (проветривать чаще классы, разводить зеленые комнатные растения, использовать люстры Чижевского для насыщения воздуха отрицательно заряженными ионами и др.);

О2 - это основа основ жизнедеятельности организма;

дыхание - это обмен газов между клетками и окружающей средой.


Физминутка по теме "Дыхание" по методике Г.Стрельниковой с использованием цифрового телевизора и DVD-плеера

Вопрос: Каким образом попадает Ов организм человека? Какой орган ответственен за попадание воздуха в лёгкие?

Ответ: Нос

- Правильно, при нормальном дыхании человек дышит через нос.

Вопрос: А зачем человеку нос?

Учащиеся дают ответы. Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека без носа, с двумя дырочками на ровном месте, просто невозможно!

"Без носа человек - чёрт знает что - птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми и вышвырни за окошко!.." . Так писал о носе Н.В. Гоголь.

Учитель: А если серьёзно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян - его не было! Чтобы узнать об этом, я вам предлагаю совершить необычное путешествие вместе с воздухом (О2), который попадает в наш организм.

Итак, внимание! Готовы? Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.

МЫ ВЛЕТАЕМ В НОС (презентация "Носовая полость")

Глядите-ка, кто-то лежит рядом с нами? Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в розовую пещеру. Только осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна? Давайте вместе послушаем сообщение о человеческом носе.

1. Сообще6ние заранее подготовленного ученика.

Учитель: Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим путь и мы. Внимание, пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление - надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло.

2. Сообщение ученика с использованием презентации.

ГОРТАНЬ располагается на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью.

СОСТОИТ

1) из хрящей.

2) щитовидный хрящ (спереди и сбоку),

3) изнутри выстлана слизистой оболочкой с рецепторами, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи и при этом возникает кашель. Снаружи её положение заметно по выступу (особенно у мужчин) - кадык;

Голосовые связки -> голосовая щель

Учитель: Сложность строения гортани обусловлена тем, что она, помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Итак, нам сейчас предстоит провести небольшое исследование в парах, благодаря которому мы должны выяснить, как возникают звуки человеческой речи..

Самостоятельная работа в парах с учебником и текстом:

I группа - Рассмотрите и изучите рисунок и таблицу "Гортань". Определите, какие её образования участвуют в формировании звуков?

II группа - От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?

III группа - Где формируются членораздельные звуки речи?

Что называется артикуляцией?

IV группа - От чего зависит тембр и сила голоса?

ВЫВОД: Значение гортани: глотание, образование звуков.

Учитель: Из гортани воздух попадает в трахею.

Сообщение заранее подготовленного ученика (с использованием презентации)

ТРАХЕЯ находится: начало на уровне 7 шейного позвонка и заканчивается на уровне 5 грудного позвонка, расположена спереди от пищевода длина 10 - 11 см., 16 - 20 хрящевых полуколец,

Внутренняя стенка - мерцательный эпителий,

В нижней части делится на 2 бронха

Бронхи имеют хрящевые кольца

 Бронхиолы (25 млн.)

Альвеолы (3400 млн.) отвечают за газообмен

Лёгкие - можно сравнить со сказочным виноградным деревом

Демонстрация

1. самодельная наглядная модель (надутый воздушный шар сплетён красными и синими нитями ),

2. две грозди винограда


Учитель: А вот строение лёгких. Как происходит газообмен в лёгких и тканях мы рассмотрим, когда отправимся в путешествие на следующем уроке.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Ребята, давайте поблагодарим наши органы дыхательных путей за их огромную работу по защите организма.

К сожалению, часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания:


РЕФЛЕКСИЯ. Заполнение таблицы

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

III. Стадия размышления и рефлексии.

Заполнение таблицы "ЗХУ", графа "Узнал"

Анализ записей

Составление кластера

Проверка уровня изученного материала

ТЕСТ "ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА"

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость,

Б) гортань,

В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость,

Б) гортань,

В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость,

Б) гортань,

В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;

Б) улучшает;

В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;

Б) трахея;

В) лёгочная артерия;

Г) бронхи

Домашнее задание.

1. Параграф 26,  стр.138 - 139;

2. Заполнить таблицу "Органы дыхательной системы".

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика