Цели урока.

1. Образовательные:

а) повторить и закрепить знания учащихся о внешнем и внутреннем строении листа, процессах фотосинтеза, дыхания и испарения воды листьями.

б) выявить приспособленность растений к недостатку влаги на примере кактусов и иерихонской розы.

2. Развивающие:

а) развивать умение учащихся работать с натуральными объектами.

б) развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Воспитательные: способствовать формированию у детей чувства любви к природе и желания её охранять.

Оборудование: комнатные растения, иерихонская роза, схемы-аппликации (магнитные) фотосинтеза и дыхания, экран, компьютер, видеопроектор, магнитные карточки( иерихонская роза, автотрофы, ксерофиты, мезофиты, гигрофиты, гидрофиты, гидатофиты).

План урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя (высказывание К.А.Тимирязева).

3. Повторение и закрепление знаний о строении и функциях листа:

а) простые и сложные листья, листорасположение, внутреннее строение листа;

б) процесс фотосинтеза;

в) процесс дыхания;

г) испарение воды листьями, задача Я.Гельмонта.

д) экологические группы растений, приспособление растений к недостатку влаги.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Ход урока

Высказывание К.А.Тимирязева: "Если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он вам приготовил сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений”.

Задание: Пояснить высказывание учёного.

Заложить опыт с иерихонской розой( обратить внимание учеников на внешний вид растения; в конце урока мы вернёмся к ней и посмотрим, что же произошло).

А теперь давайте вспомним - какие листья бывают (по количеству листовых пластинок) и как они могут располагаться на стебле?

(Работа с комнатными растениями и презентацией)

Вопрос: Зачем растению листья, какие функции они выполняют?

Задание: На доске разместить схему-аппликацию фотосинтез и дыхание растений, а затем пояснить её. (Один ученик)

Работа с классом по вопросам:

1) дать определение процессу фотосинтеза,

2) по способу питания растения относятся к каким организмам? (автотрофы или гетеротрофы),

3) охарактеризуйте процесс дыхания у растений,

4) как происходят процессы газообмена? (По таблице показать устьица, хлоропласты).

А теперь вернёмся к схемам-аппликациям (ученик поясняет в чём отличие фотосинтеза и дыхания).

Задача: Более 300 лет назад учёный Я.Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд, насыпал в него 80 кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2 кг 25 г. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66 кг.Тщательно высушенная почва весила 79 кг 944 г, т.е. вес почвы уменьшился всего на 56 г. Вес ивы увеличился на 63 кг 75 г. Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счёт воды. (Задача выводится на проектор)

Вопрос: Правильный ли вывод сделал учёный? Поясните.

Вопрос: Какую роль играет вода для растения?

На какие экологические группы делятся растения по отношению к воде? (Гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты-магнитные карточки прикрепляются на доску, а учащиеся дают определение каждому понятию).

А теперь вернёмся к нашему опыту. (ученики видят раскрывшееся растение под воздействием воды). Учитель рассказывает об этом растении. 

Вопрос: К какой группе растений относится иерихонская роза? Есть ли здесь ещё такие растения? (Кактусы). Как приспособились эти растения к недостатку влаги?

Итог урока.

На проекторе показана схема "Функции листьев”. Учитель (или ученик – на усмотрение учителя) подводит итог о значении листьев для растения и для человека.

Домашнее задание.

Подготовить информацию об иерихонской розе (презентация, доклад).

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика