Цель урока: формирование представления о адаптации живых организмов.

Задачи урока:

Обучающая: Научить объяснять сущность термина «адаптация», «биогеоценоз», «экосистема».Определять предмет науки экология. Устанавливать связь между организмами в биогеоценозе на схеме, приведённой в учебнике. Раскрыть значение ярусного строения сообщества. Показать значение наземного и подземного ярусов в природном сообществе.

Воспитывающая: установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, формировать основы здорового образа жизни.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о взаимосвязи живых,  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Планируемый результат:

Предметные: знать о сути взаимоотношений растений в биогеоценозе.

Метапредметные.

Познавательные: работать с различными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: работать в паре, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: презентация, диагностическая карта, учебник

 

Ход урока

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Учащиеся организуют свое рабочее место.

Здравствуйте! Ребята, мы начинаем наш очередной урок биологии, очередное путешествие в мир познаний.

А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений – это рабочие тетради, письменные принадлежности и хорошее настроение.

Проверяют наличие всех необходимых материалов и принадлежностей.

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся формулируют и записывают тему урока, проговаривают цель и задачи.

Ребята, кто из вас самый смелый? Вам нужно выбрать конверт любого цвета. Откройте свои конверты и назовите тему вашего задания.

1 группа – Чего нельзя делать в лесу?

2 группа – Первая помощь в лесу.

3 группа – Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

4 группа - Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

Желающие выходят и открывают конверты. Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Актуализация знаний

Учащиеся вспоминают свойства живого, строение клетки.

Скажите, готовы отправиться в поход?

Но для того, чтобы отправиться в поход, необходимо собрать инвентарь.

Для этого нужно выполнить задания.

На чем основаны пищевые связи в биоценозе?

Почему растения являются первым трофическим уровнем?

Объясните в чем заключается ярусность в растительном сообществе?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Составляют пищевую цепь.

Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с царствами живой природы: бактерии, растения, животные, вирусы, грибы.

Словесные (беседа, рассказ) и наглядные (демонстрация) методы.

Фронтально и индивидуально.

Живые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, аквариум. Чуть больше -  луг, река. И громадной -  вся наша  планета Земля.

Как бы вы назвали  живые организмы которые живут совместно, сообща на какой то природной территории?

А давайте узнаем, какие организмы поселились в лесу и в каких отношениях они находятся друг с другом.

Какие живые организмы определяют строение лесного природного сообщества?

Какие жизненные формы вы знаете?

Обратите внимание, как распределяются растения в лесу?

Для чего необходимо такое расположение растений?

Задание для группы 1.

1.Биоценоз леса

 2.Определение растений

3.Ярусность

Задания для группы 2.

1.Биоценоз луга

 2.Определение растений

3.Ярусность

Ннаходят информацию в учебнике, отвечают на вопросы учителя, формулируют основные понятия записывают их в тетрадь.

Слушают учителя, работают с таблицей, делают выводы о связи растений в биоценозе. Учащиеся каждой группы дополнить схему для «Биоценоза леса» и «Биоценоза луга»

Сообщение от групп, взаимооценка в группах, заполнение лестницы успеха.

Первичная проверка понимания (+физминутка)

Учащиеся осваивают классификацию живых организмов, используют полученные знания, осознают уровень освоения учебного материала.

Объясняет правила игры учащиеся хлопают в ладоши если демонстрируется светолюбивые растения, руки в стороны – если тенелюбивые

Словесные (объяснение)и практические (игра) методы.

Фронтально и индивидуально.

Слушают и выполняют правила игры, определяют виды растений по отношению к свету Самостоятельно оценивают уровень усвоенных знаний

 

Первичное закрепление

Учащиеся определяют принадлежность к царству живые организмы объясняют свой ответ, работают с учебником.

Организовывает работу учащихся согласно их собственной оценке знаний, проводит тестирование

Словесные (работа с книгой) и практические (упражнение) методы.

Индивидуально, дифференцированно.

Определяют принадлежность организмов к определенному царству объясняя свой выбор, подготавливают информацию о значении злаков в жизни человека.

Информация о домашнем задании

Учащиеся вспоминают свойство живого и отличительные особенности клеток животных и растений.

Задание.

П. 57

Загадки про природные сообщества

Записывают задание в дневник.

Рефлексия

Учащиеся осознают собственную деятельность, формулируют вывод.

Записывает на доске начало фразы «На уроке я научился…». Просит учащихся закончить эту фразу, опираясь на проделанную работу.

Словесные (беседа) методы.

Фронтально и индивидуально.

Заканчивают фразу, осознавая и формулируя полученный о

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика