Цели урока:

образовательная: изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть влияние факторов на живые организмы; ознакомиться с законами оптимума и ограничивающего фактора, раскрыть основные понятия; «симбиоз», «квартиранство», «паразитизм», «хищничество», «конкуренция», «антогонизм»;

2) развивающие: способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся;

3)воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к биологии, экологии, а также бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: дидактический материал, схемы, таблицы.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Настрой учащихся на работу.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка усвоенных знаний.

Работа по карточкам (Приложение 1)

III.Изучение нового материала

1)Закон оптимума

Закон Оптимума гласит: «Каждый фактор имеет лишь определенные пределы положительного влияния на организмы.

Благоприятная зона воздействия фактора-зона оптимума.

Пределы выносливости между критическими точками называются экологической валентностью(толерантностью) живых существ по отношению к конкретному фактору среды.

Виды с широкой экологической валентностью называются Эврибионтными(эвривидами).

Виды с узкой экологической валентностью называется стенобионтными(стеновидами)

 

Вопрос классу: приведите примеры оптимума.

2) Правила ограничивающих факторов.

Закон минимума (1840г. Ю.Либих): «Темп роста зависит от питательного элемента или других условий, которые присутствуют в минимальном количестве по отношению к потребности и наличности».

Независимое приспособление видов к каждому из факторов среды (степень выносливости, критические точки, оптимальная и пессимальная зоны отдельных индивидов не совпадают( объясняется наследственными качествами, половыми, возрастными, физиологическими различиями).

Вопрос классу:приведите примеры пессимума.

3) Взаимодействия факторов:

Н-р, жару легче переносить в сухом, а не во влажном воздухе, угроза замерзания выше при сильном ветре, чем в безветренную погоду.

Вопрос классу: Увядание растений можно приостановить …?(путем увеличения количества влаги в почве, снижение t воздуха, уменьшающего испарение.

4) Экологические индикаторы:лишайники, хвойные растения-индикаторы чистоты воздуха.

5) Экологическая ниша вида-это комплекс факторов ,которые требуются для существования вида, включая его связи с другими видами в сообществе.

Различают:

-фундаментальную нишу-те условия, в которых вид может существовать.

-реализованную нишу-условия, где вид реально встречается в данном сообществе.

Экологическая ниша вида определяет его распространение и роль в сообществах.

6). Биоты и Биомы

Биота-исторически сложившаяся совокупность живых организмов, объединенных общей областью распространения. В биоту могут входить виды, которые не имеют экологических связей друг с другом.

Биотические факторы:

Биотические факторы – совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других.

- Внутривидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между организма-ми на популяционном уровне. В основе их лежит внутривидовая конкуренция.

- Межвидовые взаимодействия характеризуют взаимоотношения между различными ви-дами, которые могут быть благоприятными, неблагоприятными и нейтральными.

 

Соответственно, обозначим характер воздействия  +, – или 0. Тогда возможны следующие типы комбинаций межвидовых взаимоотношений:

00  нейтрализм – оба вида независимы и не оказывают никакого действия друг на друга; в природе встречается редко (белка и лось, бабочка и комар);

+0  комменсализм – один вид извлекает пользу, а другой не имеет никакой выгоды, вреда тоже (крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян растений (репейник), не получая ни вреда, ни пользы);

–0  амменсализм – один вид испытывает угнетение роста и размножения от другого (све-толюбивые травы, растущие под елью, страдают от затенения, а самому дереву это без-различно);

++ симбиоз – взаимовыгодные отношения (актиния и рак-отшельник);

++ мутуализм – виды не могут существовать друг без друга (инжир и опыляющие его пче-лы; лишайник);

 ++ протокооперация – совместное существование выгодно обоим видам, но не является обязательным условием выживания (опыление пчелами разных луговых растений);

 - - конкуренция – каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное воздействие (растения конкурируют между собой за свет и влагу);

+ – хищничество – хищный вид питается своей жертвой (щука и карась);

+ – паразитизм – паразит тормозит рост и развитие своего хозяина и может вызвать его гибель (свиной цепень и кабан).

Биом-совокупность различных групп организмов и среды, их обитания в определенной ландшафтно-географической зоне (в тундре,хвойных лесах и т.д.)

Выделяют биомы: сухопутные, морские , пресноводные и т.п.

IV. Рефлексия

Определение принадлежности признака к определённому экологическому фактору:

 

Абиотический

Биотический

Антропогенный

1,3, 4, 6

2, 7, 8, 10

5, 9, 11,12

 

Экологические факторы:

1. Влажность.                                      

2. Сосна в лесу.

3. Температура

4. Свет.

5. Распашка земель.

6. Солёность.

7. Волк в лесу.

8. Свиной цепень в организме.

9. Загрязнение воды нефтепродуктами.

10.Блохи в шерсти животных.

11.Выхлопные газы автомобилей.

V.Д.з. Приготовить сообщения.

1. «Изменение климата, его причины и последствия»

2. «Проблема пресной воды»

3. «Истощение озонового экрана в стратосфере»

 

Приложение 1

 

Карточка 1.

Как Вы думаете, какие организмы и как могут влиять на выветривание горных пород?

Карточка 2.

Как вы думаете, почему у одних животных развитие прямое, а у других - с личинкой? От каких условий среды и особенностей организмов зависит наличие личинки?

Карточка 3.

Приведите примеры антропогенных факторов, которые по воздействию на сообщества близки к естественным абиотическим и естественным биотическим факторам.

Карточка 4.

Пищу считают важным экологическим фактором. К какой группе факторов следуют отнести пищу растений, животных, человека? Почему пищу относят к экологическим факторам?

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика