Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ.

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Планируемые результаты.

Предметные: получить знания о мхах как о новой, более сложной группе растении по сравнению с водорослями, формировать умение оперировать биологическими терминами.

Метапредметные: выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

отрабатывать умения самостоятельно работать с информацией и на основе полученных данных делать выводы.

Личностные: продолжить формирование умений анализировать и делать выводы о проделанной работе. Оценивать свои знания и умения.

Регулятивные УУД

1. Формулировать учебную проблему и задачи

2. Продолжить формирование умения самоанализа.

3. Сформировать умение составлять в группе план решения проблемы.

Познавательные УУД

1. Использую технологию проблемного чтения, сформировать умение самостоятельно находить информацию и объяснять её.

Коммуникативные УУД

1. Продолжать формирование работы в группе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Форма урока. Урок-практикум.

Основные понятия урока: высшие споровые растения, спора, мхи, сперматозоид, яйцеклетка.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербарием; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими споровыми.

Межпредметные связи: экология, география, литература.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: гербарий - кукушкин лен, сфагнум, компьютер, проектор, мультимедийная презентация по теме «Мхи».

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Орг. момент

Здравствуйте ребята!  Cадитесь.

Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и  полного  взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Работать мы будем с рабочими листами, которые находятся у вас на столах у каждого

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это группа симбиотических организмов.

Подсказка вторая – эти растения

являются кормом для оленей.

Подсказка третья – эти растения растут очень медленно 1-3 мл в год, но продолжительность составляет 50-100 лет.

Четвертая подсказка – растения поселяются первыми в самых бесплодных местах.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о лишайниках.

Это удивительные растений. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так: “Тайны маленьких растений”.

 

 

 

 

Просматривают слайд 1 в презентации урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Мотивация и целеполагание урока

Предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока – “Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека”.

3.Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их в рабочий лист. 

Озвучивают свои вопросы.

Формулируют цель урока.

Изучение нового материала.

Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина “моховидные” и “мхи”. Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники.Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

На какие растения похожи эти моховидные?

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 5 с фрагментом “Маршанция”

БЛОК №1

Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

Для этого надо изучить строение настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки мхов лежат на столе.

Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

Задание. Сравнить два мха.

Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

Лабораторная работа.

Выполняем в лабораторной тетради задания № 1, 2, 3.

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы:

Какие органы есть у мха – кукушкин лен?

Какие органы есть у сфагнума?

Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.

Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые “вышли” на сушу.

Ученики предлагают свои гипотезы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют результата работы.

 

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

Предлагают свои варианты выводов по блоку № 1.

БЛОК № 2

Тайна вторая. “Земноводные растительного мира”. Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе.

Отвечают на вопрос:

Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

Просит сформулировать вывод по блоку №2.

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.

Предлагают свои варианты гипотез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают клетки листа в рабочем листе.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске.

Предлагают свои варианты вывода.

БЛОК № 3

Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3. “Размножение мхов”.

Почему они так многочисленны и так широко распространены?

Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Заслушивает ответы на вопросы.

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §40, с. 147.

Заслушивает вывод по блоку №3.

Вывод. Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои варианты ответов на вопросы.

 

 

 

Вопросы в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах

 

Предлагают свои варианты вывода

БЛОК № 4

Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна “Загадки болотных трясин”.

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы.

Заслушивает выводы по блоку №4.

Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы.

 

 

Формулируют вывод по блоку №4.

 

Подведение итогов урока

Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе “Моховидные”?

Перечисляют полученные данные о мхах.

Корректировка ответов.

Коррекция знаний и умений

Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Обсуждают, оформляют результат работы

Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.

Тестирование на рабочих листах

Выполняют тест.

Взаимопроверка.

Проверяют с ответами

Рефлексия деятельности

Закончите предложения:

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание

1. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание “Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи”.

Записывают домашнее зада

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика