Тип урока: урок открытия новых знаний.

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока, самоконтроль, взаимоконтроль.

Предметные результаты:

1. Формировать умение отличать водоросли от других изученных растений;

2. Формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

- Формировать умение вести диалог;

- Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Коммуникативные УУД:

1. продолжить формирование умения самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группах (паре), вступать в аргументированную дискуссию.

Основные понятия: таллом, слоевище, ризоиды.

Оборудование: микроскопы, инструктивные карточки, микропрепараты представителей высших и низших водорослей, таблицы «одноклеточные водоросли», «многоклеточные красные и бурые водоросли», раздаточный материал.

Средства обучения: учебник, компьютерная презентация, компьютер, проектор, тетрадь.

Ход урока

Учитель читает отрывок из стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»:

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь - и нет конца пути...

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист;-

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы опять вернёмся в царство растений. Вы знаете, что их на нашей планете очень много.

Вопрос: какие формы растений бывают? (травянистые, кустарники, деревья; одноклеточные и многоклеточные; микроскопические и очень большие – до 100 м в высоту)

Вопрос: сколько известно видов растений? (более 320 тысяч видов)

Учитель: Давайте поиграем в игру: «Где обитают растения?». Я буду называть места их распространения, а вы будете отвечать хором: да или нет.

Вопрос: на земле, – да.

Вопрос: на воде, – да.

Вопрос: в реках, – да.

Вопрос: в морях, – да.

Вопрос: в океанах, – да.

Вопрос: в снегах Антарктиды, – да.

Вопрос: в пустыне, - да.

Вопрос: в тундре, – да.

Вопрос: в горах, – да.

Учитель: Молодцы! Вы ответили все верно!

Вопрос: где впервые появились растения? (в воде)

Учитель: На одном из прошлых уроков вы составляли схему происхождения растений.

Вопрос: что это были за древнейшие растения: низшие или высшие? (низшие)

Учитель: Вспомните слова из песни известного детского фильма «Буратино»: «Затянулось бурой тиной гладь старинного пруда….»

Вопрос: О чем говорится в данных строках? (о водорослях)

Вопрос: кто может назвать тему нашего урока? (Водоросли)

Учитель: Прекрасно! Теперь мы можем записать тему урока в тетрадь: «Водоросли».

Вопрос: сформулируйте цель урока. (Ознакомление с общими признаками строения водорослей).

Учитель: Задачи урока: рассмотреть форму, размеры, окраску водорослей и изучить их внешнее строение, нахождение в природе и применение.

Учитель: Водоросли – это низшие и самые древние растения на нашей планете. От них произошли высшие растения. Обитают они в воде, но не имеют ни корней, ни листьев, ни стеблей. Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные формы.

Рассмотрим рис. 33 на стр. 56 в вашем учебнике.

В тетради зарисуйте схему и выпишите примеры одноклеточных и многоклеточных водорослей из учебника.

Водоросли

̸ \

одноклеточные многоклеточные

(хлорелла) (ламинария, саргассум, спирогира)

Учитель: Водоросли также различаются по окраске: зелёные, бурые и красные. (Схему зарисовать в тетрадь).

Многоклеточные водоросли

̸ ǀ \

зелёные бурые красные

(багрянки)

Проведение физкультминутки

Учитель:Одноклеточные зеленые водоросли содержат зелёные пластиды.

Вопрос: назовите их (хлоропласты).

Вопрос: какой пигмент там содержится? (хлорофилл).

Вопрос: для чего он нужен? (для фотосинтеза)

Вопрос: что это такое? (процесс, при котором происходит образование органических веществ и кислорода на свету)

Учитель: Молодцы! Одноклеточные зеленые водоросли живут в пресной воде или во влажной среде (на почве, коре деревьев).

Лабораторная работа: «Строение хлореллы» (приготовить и рассмотреть микропрепарат хлореллы).

Умногоклеточных зеленых водорослей тело (слоевище или таллом) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. И живут они в пресной и соленой воде.

Лабораторная работа: «Строение спирогиры» (рассмотреть микропрепарат спирогиры).

Наиболее сложное строение имеют харовые водоросли, обитающие в пресных водоемах (рис. 34, стр. 57). Они напоминают хвощи и имеют образования, сходные с листьями, стеблями и корнями.

Учитель:Бурые водоросли – многоклеточные морские растения. У них желтовато-бурая окраска слоевища (рис. 35 (а), стр. 57). Форма также бывает разная: нитевидная, кустообразная, шарообразная, пластинчатая.

Учитель:Красные водоросли (багрянки) – многоклеточные морские растения (рис. 35 (б), стр. 57). В их клетках есть красные и синие пигменты. Формы: пластинчатые, цилиндрические, нитевидные, кораллоподобные, разветвленные и рассечённые. Они могут расти даже на глубине 100-200 м, так как красные пигменты могут улавливать даже небольшое количество света. Багрянки могут служить пищей для морских животных и человека.

Просмотр видеофильма «Общие сведения о водорослях»

Домашнее задание: § 14, ответить на вопросы после параграфа на стр. 57.

 

Учитель читает отрывок из стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова:

Все бездонней, все безмерней,
Недоступней глубина,
Но, как свет звезды вечерней,
Светят водоросли дна.

Закрепление изученного материала (работа по карточкам) и ответы на вопросы после параграфа.

 

Фамилия, имя: ________________________

Фамилия, имя: ________________________

Вариант 1

Задание: поставить знак Х

рядом с правильным ответом

Вариант 2

Задание: поставить знак Х

рядом с правильным ответом

Растения – это…

Растения – это…

А) Водоросли

А) Пеницилл

Б) Грибы

Б) Ламинария

В) Бактерии

В) Дрожжи

Водоросли бывают…

2. Водоросли бывают…

А) многоклеточные

А) зеленые

Б) одноклеточные

Б) красные и бурые

У водорослей есть…

3. У водорослей есть…

А) стебель

А) слоевище

Б) листья

Б) корень

В) таллом

В) цветок

Рефлексия: если вам понравился урок, то поднимите веселые зелёные смайлики, а если урок не понравился, тогда поднимите грустные, красные.

 

Карта урока

Тема урока: «Водоросли».

Цель урока: ознакомление с общими признаками строения водорослей.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты спирогиры и хлореллы, ламинария.

Ход урока:

Водоросли – это низшие и самые древние растения на нашей планете.

Водоросли

̸ \

одноклеточные многоклеточные

(хлорелла) (ламинария, саргассум, спирогира)

Многоклеточные водоросли

̸ ǀ \

зелёные бурые красные (багрянки)

У многоклеточных водорослей тело – этослоевище или таллом,а вместо корней – ризоиды.

Домашнее задание:

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика