Цель: обобщить знание о лесном сообществе и его компонентах, познакомить учащихся с некоторыми приспособлениями растений для жизни в условиях лесного сообщества, а также с особенностями влияния одного компонента леса на другой.

Задачи:

Закрепить понятие лес и его ярусов

Познакомиться с растительным и животным миром наших лесов

Сформировать у учащихся представления о взаимосвязи компонентов лесного сообщества

Умение работать с карточками и гербариями.

Тип занятия: изучение нового матерела

Оборудование:

Презентация «Жизнь леса»

Карточки для игры «Древесные растения нашего края»

Гербарий «Растения наших лесов»

Компьютер

Мультимедийный проектор

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Актуализация занятия

– Здравствуйте, ребята я предлагаю вам несколько загадок:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

– Вы отгадали все мои загадки, а теперь, может быть, догадаетесь, что мы будем изучать на нашем сегодняшнем занятии. Правильно сегодня мы поговорим о том, что такое лес.

3. Изучение нового материала. Презентация «Жизнь леса»

Наша страна – это страна лесов, больше половины территории России покрывают леса.

Мало кто задумывался над тем, что такое лес, из чего он слагается. А вопрос этот не так прост, как кажется.

Лес – это, прежде всего, сложное растительное сообщество. В состав его входит множество растений: крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землей, относительно высокие кустарники, низкие кустарнички, и большое разнообразие различных трав, мхов, лишайников. Все эти растения тесно связаны между собой, каждое занимает свое определенное место в лесу, играет ту или иную роль в жизни леса.
В лесном растительном сообществе обычно можно выделить несколько ярусов растений. Верхний – основной ярус – это деревья, ниже ярус кустарников, еще ниже – травянисто-кустарничковый ярус и наконец, мохово-лишайниковый покров. 

В лесу встречаются также и такие растения, которые не входят ни в один ярус, например лианы, покрывающие древесные стволы, а также мхи и лишайники, растущие на стволах и ветвях деревьев. Это так называемая внеярусная растительность.

(На слайде фотографии с изображением травянистой лианы – эхиноцистис, заносное растение характерное для кустарниковых зарослей, и лишайника уснея длиннейшая, которая наиболее часто встречается в заболоченных ельниках)

На этом слайде представлены древесные лианы, встречающиеся в наших лесах – княжик сибирский и  паслен сладко-горький.

Важнейшее место занимают деревья, именно они образуют леса.  Мощные древесные растения создают под кронами совершенно особую лесную среду.  Вся обстановка под пологом леса очень отличается от того, что мы находим на открытом месте.  Особенно это заметно жарким летним днем. Когда под кронами деревьев, значительно прохладней и влажней чем на открытом участке.

Вопрос учащимся: Какие еще примеры влияния леса на окружающую среду вы знаете?

Следует сказать, что под кронами разных древесных пород создаются совершенные разные условия и соответственно произрастают совершенно разные растения.
Так в еловом лесу, под плотными, вечнозелёными кронами, всегда сумеречно, прохладно и воздух наполнен влагой.  Крупные кустарник здесь не произрастают, а почва покрыта зелеными мхами, немногими теневыносливыми видами кустарничков (например, брусники) и травянистых растений.

Все растения, произрастающие под пологом еловых лесов мелкие и невзрачные. И даже их цветы совсем мелкие и имеют белую окраску – это майник, грушанка, седмичник, кислица, такие цветки лучше всего заметны в густом сумраке, их легче находят насекомые – опылители.

Рассмотреть  перечисленные на слайде растения в гербарии, обратите внимание детей на незначительные размеры растений, и их мелки не яркие цветы.

В сосновом лесу, произрастающем на очень сухих песчаных почвах мы увидим совсем другую картину. Здесь предостаточно света, а растения конкурируют за питательные вещества и влагу в почве. Несмотря на обилие света под кронами сосен  здесь мы увидим очень бедную растительность. Чаще всего почва в таких сосняках покрыта лишайниками – ягелем – это сосняки беломошники.

Либо вообще не имеет ни какой растительности, почва здесь покрыта слоем пожелтевшей хвои, опавших шишек и веточек.  Сосняки, под пологом которых не произрастают ни кустарнички, ни мхи, ни травы, ни лишайники называются мертвопокровными.

Кустарниковый ярус, произрастающий под пологом леса – называют подлеском. В состав подлеска входят только теневыносливые растения – способные мириться с недостатком света. Если и попадаются светолюбивые виды, то они выглядят угнетенными, не цветут и не плодоносят.

В число наиболее распространённых  подлесочных кустарников входят ольховник, шиповник, спирея, багульник, жимолость, можжевельник.

Куда богаче видовой состав кустарников на опушках. Здесь можно увидеть многие светолюбивые виды – черемуху, боярышник,  ивы, рябину, смородину.
Мы с вами уже говорили, что роль деревьев в лесном сообществе очень велика. Именно они создают среду обитания для всех остальных лесных жителей. Но и роль кустарников произрастающих в подлеске и на опушках тоже весьма значительна.
Особенно важны кустарниковые заросли на опушках, они сдерживают порывы ветра, защищая деревья от ветровала. Почти все лесные кустарники имеют сочные и вкусные плоды привлекающие множество птиц и животных. Лесные кустарники  – это места гнездования птиц, истребляющих большое количество вредных насекомых. Кустарники – это надежное укрытие не только для птиц, но и практически для любых лесных животных.

Рассмотреть перечисленные на слайдах 12 и 13 кустарники в гербарии.

Травянисто-кустарничковый покров различен в разных типах леса. (Об этом мы уже говорили ранее) Преобладание кустарничков – особенно брусники и черники характерно для хвойных  лесов. Некоторые кустарнички, такие как голубика, клюква, шикша произрастают только на заболоченных участках леса.  

Среди лесных трав и кустарничков множество видов, у которых  развиваются сочные плоды, привлекающие зверей и птиц (костяника, майник, брусника). Вкусные сочные плоды и ягоды кустарничков и трав – это не только пища для животных и птиц, но и способ распространять семена, для растений.

(На слайде: костяника, земляника, майник, княжника.)

Интересно, что среди лесных растений почти нет таких, у которых семена были бы снабжены особыми приспособлениями для полета (хохолком из волосков и т.д.). Для распространения семян с «парашютиками» в лесу нет необходимых условий. Подобного рода семена встречаются у растений открытых мест. Тем не менее, у некоторых типичных лесных растений  семена переносятся с помощью потоков воздуха. Однако ни каких специальных «парашютиков» семена в данном случае не имеют. Они переносятся по воздуху благодаря тому, что  чрезвычайно малы и легки, как пылинки. Их подхватывает даже самое слабое дуновение ветерка. Такие мельчайшие семена встречаются, например, у всех наших орхидей и грушанок. Пылевидные семена – это тоже одно из приспособлений растений к жизни в лесу.

Следующий ярус леса, с которым мы познакомимся –  мохово-лишайниковый – это самый нижний ярус лесного сообщества, едва приподнимающийся над поверхностью почвы. Мхи одни из самых теневыносливых растений леса. Моховой покров наиболее развит в ельниках и различных типах леса произрастающих на заболоченных почвах.

Моховой покров играет заметную роль в жизни леса, особенно тогда, когда он сплошь покрывают почву.  Наиболее распространенные в нашем крае мхи – это кукушкин лен, сфагнум. В этом случае мхи, растущие большой массой, препятствуют прорастанию опавших семян деревьев. Семена как бы зависают среди стебельков мхов, и при прорастании их корешки не дотягиваются до почвы.

(На слайде 1.  Полия поникшая (Pohlia nutans (Hedw.) Lindb.), 2. Кукушкин лен. 3. Маршанция)

Лишайники в отличие от мхов предпочитают селиться на сухих, хорошо освещенных участках, и встречаются чаще всего в сосняках.  Лишайники – растения достаточно светолюбивые, они например не могут образовывать сплошной покров под  пологом еловых лесов.

(На слайде фото: 1. Эверния сливовая, 2. Ягель. 3. Пельтигера пупырчатая)

Не всякое растение, встречающееся в лесу, можно отнести к тому или иному ярусу. Есть такие растения, которые не принадлежат ник  одному лесному «этажу». О внеярусной растительности в качестве лиан, мхов и лишайников, покрывающих ветви и стволы деревьев мы уже говорили в начале нашей беседы. Теперь же мы свами познакомимся с  подростом. Подрост – это молодое поколение леса. Сначала будущие деревья очень малы и располагаются среди трав и кустарников.

(На слайде фото: Еловый подрост)

Затем они поднимаются до уровня подлеска. Крупный подрост еще выше, он поднимается над кустарниками, а затем постепенно заменяет родительские деревья. Если под пологом деревьев есть подрост, значит, лес может поддерживать свое существование, он жизнеспособен.

(На слайде фото: 1. Молодая ель, 2. Молодая сосна кедровая)

Растения не единственные жители леса.  Обратимся сначала к грибному населению леса. В лесу развиваются самые разнообразные грибы – от крупных шляпочных, таких как подберезовики, подосиновики, грузди, волнушки, до чрезвычайно мелких, микроскопических, не видимых простому глазу.

(На слайде фото: 1. Сыроежка, 2. Подберезовик, 3 Спатулярия, 4. Рыжик)

Некоторые виды грибов поселяются на стволах деревьев – это трутовики. Здесь на слайде представлены некоторые из них – это лиственничная губка, настоящий трутовик, окаймленный трутовик).

Роль грибов в жизни леса чрезвычайно велика. Они важны, прежде всего, потому, что разлагают отмершие остатки растений, накапливающиеся на поверхности почвы. Но некоторые виды грибов полезны и в другом отношении.

Гифы грибов, развивающихся в почве, оплетают, как паутина, корни деревьев и кустарников, образуя микоризу. Микориза – это симбиоз.

Вопрос учащимся – что такое симбиоз и паразитизм, чем они отличаются.

Такое содружество растения и гриба выгодно для одного и другого партнера, и позволяет каждому из них лучше развиваться, получать больше питательных веществ.

Еще одна важная составная часть леса – это животные. Трудно себе представить лес без зверей, птиц, насекомых. Они встречаются по всюду, в кроне деревьев, в зарослях кустарников, под пологом леса.

В первую очередь давайте вспомним о крупных млекопитающих населяющих наши леса. В большинстве случаев – это копытные животные, такие как лось (сохатый), марал, …
Крупные растительноядные животные, обгрызая ветки, кору и листья деревьев и кустарников, часто причиняют ущерб древесной растительности. Особенно сильно страдает подрост и кустарники, произрастающие под пологом леса.

Очень велико число мелких видов млекопитающих обитающих в наших лесах – белки, бурундуки, мыши, зайцы. Мелкие животные в больших количествах потребляют семена, ягоды и различные плоды, а также почки и листья многих растений.

(На слайде фото: белка, бурундук, белка летяга)

Среди лесных зверей встречаются также хищные и всеядные животные.

Вопрос учащимся: перечисляете лесных хищных и всеядных животных.

В лесу обитает множество птиц – как очень крупных, такие как глухари, рябчики, тетерева,  особенно много мелких видов – синицы, поползни, пищухи, свиристели, снегири клесты и многие другие.

Вопрос учащимся: Значение птиц в лесном сообществе:

Велико в лесном сообществе и разнообразие насекомых. Здесь можно увидеть муравьев, неустанно трудящихся на благоустройстве своих муравейников.

И насекомых – опылителей, пчелы, шмели, бабочки, некоторые жуки.

Однако в лесу встречается немало насекомых, которые причиняют ущерб растениям. Это хвое-листогрызущие насекомые – непарный шелкопряд осиновый листоед;  жуки-ксилофаги – усачи (большой еловый усач), короеды, златки.

Приложение №1

Игра «Древесные растения нашего края»

 

Необходимое оборудование:

Карточки - вопросы - шт.

Карточки - ответы - шт.

Листы с ответами (для педагога).

 

Рекомендации для педагога:

Карточки-вопросы содержат изображения деревьев, кустарников и кустарничков, наиболее распространенных в Иркутской области.

Карточки-ответы содержат изображения различных частей растений (листьев, коры, веточек) и различных фенологических фаз развития, шишек, хвои, листьев, цветов, плодов.

Игра может проводиться как между командами, так и индивидуально. Количество участников должно быть не более чем карточек с вопросами. Карточки с рисунками-вопросами раскладывают на отдельном столе вниз изображением. На другом столе раскладывают карточки с рисунками-ответами, вверх изображениями. На обратной стороне карточек номера, по которым можно идентифицировать изображенные на них растения и их части. В ходе игры у учащихся может возникнуть затруднения на 1-ом этапе с определением по внешнему виду ели и пихты, поскольку два этих древесных растения имеют абсолютно идентичный облик. Если два участника вытянули карточки с изображением ели и пихты, то засчитывается бал за любой из двух ответов или в качестве правильного ответа засчитывается ответ с упоминанием   обоих вариантов.   Педагог должен сам распределить варианты ответов (согласно номера на обратной стороне карточки).

          Сложность с определением растений на карточках-вопросах, может возникнуть с малоизвестными видами – шикшей, толокнянкой, голубикой, клюквой, багульником.

Ход игры:

Этап (оценивается 1 бал): Игроки (или представители команд) по очереди вытаскивают одну карточку-вопрос. В течение 3- минут игроки знакомятся с изображением на карточке. После чего они должны назвать изображенное на карточке растение и его положение в систематике.

 

Этап: Игроки должны выбрать среди карточек-ответов изображения листьев, цветов, плодов и др. относящихся к растению, изображенному на карточке-вопросе. На подбор карточек-ответов участникам дается не более 15 минут.

 

Этап: (оценивается – полный ответ 1 бал, частичный ответ 0,5 баллов). Защита. Игроки должны обосновать выбор карточек-ответов для своего растения, а так же рассказать о хозяйственном значении изображенных на карточках частей растений.

 

Список видов древесных растений для карточек – вопросов

 

Сосна обыкновенная

Лиственница сибирская

Ель сибирская

Пихта сибирская

Сосна кедровая

Береза повислая

Осина. Тополь дрожащий

Черемуха обыкновенная

Рябина обыкновенная

Боярышник кроваво-красный

Смородина черная и красная

Малина сахалинская

Шиповник иглистый

Брусника

Черника

Голубика

Клюква

Толокнянка

Шикша

Можжевельник

 

Лист с ответами:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

кора

хвоя

ствол

нижние ветви

хвоя

листья

лист

плоды

плоды

плоды

Б

шишки

шишки

шишки

хвоя

шишки

созревшие сережки

цветение

цветение

цветы

побег

В

почки

цветение

хвоя

шишка

подрост

кора

плодоношение

лист

лист

лист

Г

хвоя

кора

цветение

 

цветение

цветение

кора

 

кора

 

Д

цветение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

плоды

плод

побег

поды

плоды

цветы

цветы

листья

плоды

Веточка

Б

лист

цветок

цветок

цветы

черника зимой

плоды

плоды

цветы

 

шишкоягоды

В

плоды

побег

плод

веточка зимой

лист

 

 

плоды

 

подрост

Г

цветение

лист

лист

 

цветы

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика