Цели урока:

Закрепление необходимого фундамента для дальнейшего изучения органоидов клетки, а также процессов клеточного метаболизма.

Способствовать закреплению знаний учащихся по цитологии. Закрепить строение и функции органоидов клетки, а также выявление структурно-функциональной взаимосвязи между элементами системы клетки.

Способствовать самостоятельной оценке уровня знаний учащихся по пройденному материалу. Организации процесса само изучения, самооценки, самокоррекциии и саморазвития учащихся.

Знакомство учащихся с методами и средствами ДКУ на уроках биологии.

Оборудование: Пакет контрольно-измерительных материалов, диагностическая линейка, карта диагностики и мониторинга качества обучения ученика, учебники, таблицы.

Литература:

“Школьные технологии”. Москва., 2001г, №1.

Юнусбаев Б.Х., Юнусбаева Н.Р. Биология.

Технология системной диагностики и мониторинга качества обучения. Раздел “Общая биология”: Учебное пособие.– Уфа: БИРО, 2004г.

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Знакомство с целями и задачами урока.

Ребята, каждый, наверное, хотя бы один раз в жизни, хотел побывать на месте учителя, сделать опрос, выставить оценки? Сегодня у вас такой шанс появился, вы сами проверите свои знания, которые вы получили ранее.

Мы с вами закончили изучение раздела “Основы цитологии” курса “Общей биологии”, и сейчас познакомимся с технологией диагностико– коррекционного урока. Хотите ли вы сами изучить и оценить свой уровень по предмету? Насколько прочный багаж знаний вы получили по этому разделу биологии?

3. Фронтальная беседа по рассогласованию цели, содержания, методов и средств организации ЦКУ.

4. Первичная диагностика качества обучения (первый срез – тестирование).

Проводим краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий.

5. Раздача тестов и контроль исполнения.

1.Клеточный уровень организации жизни изучает биологическая наука:
а) биохимия и биотехнология;
б) микробиология и цитология;
в) генетика и селекция;
г) гистология и экология?

2. К доядерным (прокариотическим) организмам относятся:
а) вирусы и бактериофаги;
б) бактерии и синезеленые водоросли;
в) водоросли и амебы;
г) эритроциты и тромбоциты?

3. Клеточная теория была сформулирована:
а) Робертом Гуком в 17 веке;
б) Антоном Левенгуком в 1680 году;
в) Т. Шванном в 1838 году;
г) Р.Вихровым в 1858 году?

4. Специфическая для цитоплазматической мембраны функция– это:
а) защитная и биосинтез;
б) транспортная и связь с внешней средой;
в) фагоцитоз и пиноцитоз;
г) все ответы правильные?

5. К органоидам цитоплазмы не относятся:
а) ядрышки, хромосомы и кариоплазма;
б) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
в) включения, рибосомы и митохондрии;
г) аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоль?

6. Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации:
а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
б) хромосомы, центриоли и нити веретена;
в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;
г) центриоли, эндоплазматическая сеть?

7. “Энергетические станции” клетки – это:
а) рибосомы;
б) хлоропласты;
в) митохондрии;
г) лизосомы?

8. В рибосомах животной клетки протекает процесс:
а) биосинтеза;
б) хемосинтеза;
в) фотосинтеза;
г) синтеза АТФ?

9. Неклеточные формы жизни – это:
а) Бактериофаги и вирусы;
б) бактерии и синезеленые водоросли;
в) одноклеточные животные;
г) вид и популяция?

10. Плазматическая мембрана построена:
а) из липидов;
б) из липидов и белков;
в) из липидов и углеводов;
г) только из белков?

11.Укажите механизм мембранного транспорта, связанный с использованием АТФ:
а) диффузия;
б) натрий – калиевый насос и фагоцитоз;
в) перенос через открытые каналы;
г) все ответы правильные?

12. Выделите органоиды, не относящиеся к мембранным структурам клетки:
а) эндоплазматическая сеть;
б) рибосомы;
в) аппарат Гольджи;
г) лизосомы?

13. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:
а) митохондрии и цитоплазму;
б) рибосомы и вакуоли;
в) ядерную и плазматическую мембрану;
г) плазматическую мембрану и рибосомы?

14. Какие из клеток растений функционируют после их отмирания:
а) камбий;
б) ситовидные трубки;
в) клетки эпидермиса;
г) сосуды;
д) ни один из них?

15. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?

16. Через билипидную мембрану не могут перемещаться молекулы:
а) кислорода;
б) углекислого газа;
в) аминокислот;
г) воды?

17. Если амебу и эритроцит поместить в дистиллированную воду, то:
а) обе клетки разрушатся;
б) амеба сохранится, а эритроцит погибнет;
в) амеба погибнет, а эритроцит сохранится;
г) обе клетки сохранятся?

18. Нельзя считать вирусы полностью живой материей, потому что:
а) они не способны к размножению;
б) у них отсутствует обмен веществ;
в) они не построены из биополимеров;
г) у них очень маленькие размеры?

19. Какой из этих превращений невозможно для животной клетки:
а) белки – углеводы;
б) углеводы – жиры;
в) глюкоза – аминокислоты;
г) аминокислоты – жиры?

20. Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) неудовлетворительно?

6. Результаты тестирования (ответы ученика) вносятся на специальной “Карточке для оперативной проверки” учеником.

7. Рефлексия и самооценка результатов первичной диагностики.

8. Организация самостоятельной работы учащихся над ошибками, их самостоятельное нахождение и исправление.

9. Повторный контрольный срез– тестирование. Краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий; раздача тестов и контроль выполнения; индивидуальная рефлексия методом самооценки.

Тестовое задание №2.

1. У прокариот в сравнении с эукариотами:
а) отсутствуют митохондрии;
б) отсутствуют хромосомы;
в) отсутствуют рибосомы;
г) нет правильного ответа?

2. В мембранах эукариот:
а) один слой липидов;
б) два слоя липидов;
в) три слоя липидов;
г) липиды отсутствуют?

3. Легко пройдет через липидный слой мембраны:
а) вода;
б) эфир;
в) глюкоза;
г) крахмал?

4. Ядро представляет собой:
а) двумембранную структуру;
б) одномембранную структуру;
в) немебранную структуру;

5.В образовании лизосом клетки участвуют:
а) рибосомы;
б) аппарат Гольджи;
в) митохондрии;
г) вакуоли?

6. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?

7. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:
а) митохондрии и цитоплазму;
б) рибосомы и вакуоли;
в) ядерную и плазматическую мембрану;
г) плазматическую мембрану и рибосомы?

8. Клеточный уровень организации жизни изучает биологическая наука:
а) биохимия и биотехнология;
б) микробиология и цитология;
в) генетика и селекция;
г) гистология и экология?

9. На рибосомах в процессе биосинтеза образуются:
а) аминокислоты;
б) белки первичной структуры;
в) т-РНК;
г) и-РНК?

10. Какой из этих превращений невозможно для животной клетки:
а) белки – углеводы;
б) углеводы – жиры;
в) глюкоза – аминокислоты;
г) аминокислоты – жиры?

11. Какой органоид в растительной клетке соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?

12. В рибосомах животной клетки протекает процесс:
а) биосинтеза;
б) хемосинтеза;
в) фотосинтеза;
г) синтеза АТФ?

13.Одна из важнейших функций лизосом:
а) синтез ферментов;
б) переваривание отмерших клеток;
в) синтез гормонов;
г) синтез аминокислот?

14. Выделите органоиды, не относящиеся к мембранным структурам клетки:
а) эндоплазматическая сеть;
б) рибосомы;
в) аппарат Гольджи;
г) лизосомы?

15. “Энергетические станции” клетки– это:
а) рибосомы;
б) хлоропласты;
в) митохондрии;
г) лизосомы?

16. Какие органоиды связаны с делением клетки и передачей наследственной информации:
а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
б) хромосомы, центриоли и нити веретена;
в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;
г) центриоли, эндоплазматическая сеть?

17. Что является источником кислорода при фотосинтезе:
а) углекислый газ;
б) вода;
в) глюкоза;
г) солнечный свет?

18. Энергия света при фотосинтезе используется на:
а) разложение молекулы АДФ
б) синтез АТФ;
в) образование кислорода и АТФ;
г) образование воды?

19. Специфическая для цитоплазматической мембраны функция– это:
а) защитная и биосинтез;
б) транспортная и связь с внешней средой;
в) фагоцитоз и пиноцитоз;
г) все ответы правильные?

20. Оцените свое отношение к пройденной теме по шкале:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) неудовлетворительно?

10. Организация самоанализа по “Карте диагностики и мониторинга качества обучения ученика”.

11. Составление общей “Карты диагностико – коррекционного урока (ДКУ), выявление общих закономерностей и пробелов всего класса по усвоению темы и на этой основе организация фронтальной или групповой работы по их ликвидации.

– Дифференциация заданий и организация дополнительной работы с продвинутыми учениками.

– Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ.

12. Итоги урока. Выставление оценок.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика