Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о водорослях, мхах, хвощах, плаунах, папоротниках и голосеменных растениях, их значении в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме, расширить их кругозор.

Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, обобщать и систематизировать, развивать творческое мышление обучающихся.

Воспитательные: продолжить воспитание чувства коллективизма, совершенствовать навыки работы в команде.

Тип урока: Обобщение.
Форма урока: Игровая.
Оборудование: гербарии, карточки с заданиями, плакат «Уголок природы», рисунки растений.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс необходимо разделить на три команды по 6–7 человек, каждая команда придумывает название. Назначается ученик, подсчитывающий баллы. В помощь учителю для проведения урока выбираются два ученика, которые будут играть роль сказочных персонажей: болотной Кикиморы и Бабы-Яги. Ученики по командам рассаживаются за столы.

2. Основная часть урока

Учитель: На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели особенности строения основных представителей отделов растений, познакомились с их значением в природе и жизни человека. Сегодня у нас заключительный урок, на котором мы повторим, обобщим и углубим знания о водорослях, мхах, хвощах, плаунах, папоротниках и голосеменных растениях. Мы совершим с вами увлекательное путешествие в виртуальном пространстве. Представьте, что вы попали в мир растений, вокруг могучие деревья, пахнет хвоей, под ногами мягкий ковер мха, слышно пение птиц… Нас ждет встреча с лесными жителями, с испытаниями, которые они нам приготовили. Командам же нужно показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходимо размяться.

Задание 1.
Вам нужно за три минуты ответить на вопросы теста, номера правильных ответов будут шифром к следующему заданию.

Задание 2.
За цифрами шифра кроется название знакомой вам науки, чтобы разгадать шифр нужно воспользоваться помощником – дешифровщиком. На выполнение задания три минуты.

Задание 3.
Решите творческую задачу.

1. Задание - тест:

1. Водоросли – это … растения

Низшие

Высшие споровые

Высшие сосудистые

Высшие семенные

2. Подземная часть хвощей образована

Корнями

     5.   Корневищем

Клубнями

Луковицами

3. Хроматофор представляет собой…

Оболочку клетки водоросли

Орган размножения водорослей

Пластиду водоросли

     7.  Листовую пластинку бурых водорослей

4. У хвощей и плаунов споры развиваются

На нижней поверхности листьев

     1.   В спороносных колосках

У основания ризоидов

На верхушке мужского растения

5. С заселением леса кукушкиным льном может начаться…

Осушение сырых мест

Заболачивание леса

Замена хвойных деревьев на лиственные

Замена леса на лесостепь

6. Папоротники – это …

Только травянистые растения

Только кустарники

Травянистые и древовидные растения

Кустарники и травы

7. Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является:

Наличие всех органов растения

Отсутствие настоящих проводящих сосудов

Зависимость оплодотворения от воды

Семенное размножение

8. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть

Органы

Ризоиды

Хлорофилл

Половое поколение

 

Ответ: шифр 15615341

2. Задание:

     Дешифровщик

1

АБВ

2

ГДЕ

3

ЖЗИЙ

4

КЛМ

5

НОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

Ш Щ Ъ Ы Ь

9

ЭЮЯ

 

Ответ: шифру 15615341 по дешифровщику соответствует слово ботаника, поэтому наука БОТАНИКА.

3. Задание. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьезный случай. «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

– Это хвойный лес?

– Хвойный.

– А где хвоя?

– Опала.

– По чьей вине?

– Природы.

– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы».

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

Ответ: не придется в том случае, если лес лиственничный, так как лиственница, относясь к хвойным деревьям, хвою на зиму сбрасывает.

 

Задание 4.
Определите названия растений по гербарным образцам и их отделы.

А теперь вперед, навстречу испытаниям!

Появляются лесные жители болотная Кикимора и Баба-Яга.

Кикимора: Представляешь, леший сообщил неприятное известие, к нам идут ученики. Наша задача – не пропустить их через болото и лес на цветочный луг. Надо их так заморочить, чтобы они никогда из болота не выбрались.

Баба-Яга: Завести их в глушь лесную, пообещать счастья вечного. Я такого страха нагоню, чтобы им впредь неповадно было по нашим владениям ходить.

Кикимора: А, вот и они ребятушки!

Учитель: Здравствуйте, лесные жители! Вы для нас будете проводить испытания? Наши ребята разделились на 3 команды. И мы взяли с собой сознательную ученицу, которая будет фиксировать, полученные баллы. Ну, давайте – проверьте наши знания.

Кикимора: Сейчас мы проверим, так ли они умны, как Водяной описывал. Кстати, вам послание от Водяного. (Подают письмо и задание.)

Баба-Яга: Я припасла для вас интересные задания. Ну-ка, угадайте, где художник допустил ошибки (учащиеся исправляют ошибки на рисунках).

Баба-Яга: Все – то они знают, никакие мои заморочки не остановили их. Теперь ты, Кикимора, помучай их.

Кикимора: А теперь отгадайте, о чем идет речь

Я болотная царица,
И, хотя кругом водица,
Топи, мошки и трясина,
Нужно всё, необходимо.
Без болота не смогли бы,
Даже с помощью огнива,
Дома, в тихий зимний час,
Развести огонь подчас.
В щели дома, задувая
Ветер вас пронзил насквозь
Рану рваную случайно
Получили. И, небось,
Не на луг, а на болото
Вы пошли бы в тот же час.
А за чем? Так, я надеюсь,
Все узнаю я от вас. (Мох сфагнум.)

Учитель: Лесные жители, дети приготовили домашнее задание, давайте послушаем (каждая команда готовит сообщение о Секвойи вечнозеленой, Гинкго, Вельвичии).

Учитель. Детям уже тяжело отгадывать ваши задания…

Баба-Яга (проводит физкультурную минутку):

Да что-то вижу, вы подустали,
Давайте-ка подвигаемся.
Встаньте, разомнем косточки.
Потянулись, потянулись
К небу, как сосны могучие, покачались, покачались под ветром.
Разогнули свои спины, хорошо, хорошо.
Повертели, повертели головой в разные стороны,
Потрясли руками – словно ветками.
Молодцы, отдохнули, продолжим испытания.

Баба-Яга: Вместе командами у вас хорошо получается. А я посмотрю, на что каждый из вас горазд. Вот тут-то напугаетесь до смерти. Выбирайте мои задания: желтые кубики – загадки, зеленые – где растения используют, красные – все о растениях. (Приложение 3)

Кикимора: Опять мы проиграли. Что же, придется пропустить вас через наши владения, не выполнили мы задачу Лешего.

Баба-Яга: Но не радуйтесь раньше времени, встретимся с вами, еще таких вам пакостей устроим, век будете помнить. Ну ладно, идите на свой луг…

Кикимора: Мы пошли, нас ждут дела.

Учитель: Молодцы, наша взяла! Пусть в свои дебри болотные и леса непроходимые идут. Дети, а догадались ли вы, почему мы идем с вами на цветочный луг?

Для этого угадайте, что лежит в черном ящике. Для вас подсказка: Эти организмы относятся к данному отделу – решите ребус. (Отдел Цветковые, цветок)

На следующем уроке начинаем рассматривать Отдел Цветковые растения.

Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
                            (И. Суриков)

3. Подведение итогов урока

Вы все успешно прошли нелегкий путь испытаний и достигли цели. Ваш ум обогатился знаниями о многообразии растений различных отделов, особенностях их строения и жизнедеятельности, значении для человека, для нас с вами. Конечно, вам не терпится узнать, сколько баллов набрала каждая из команд за время путешествия. Все учащиеся из команды, занявшей I место, получают «5». Некоторые учащиеся команды, занявшей II место, за правильные ответы – «5», а некоторые – «4». Учащиеся команды, занявшей III место – «4».

4. Домашнее задание

Составить кроссворд на тему о любом отделе растений. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика