Цель урока – сформировать знания о строении и функциях зрительного анализатора.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить формирование знаний о сенсорных системах;

познакомить с особенностями строения и функциями зрительного анализатора;

повторить свойство зрительного анализатора – аккомодация, а также понятие о линзах.

Воспитательные:

развитие навыков коммуникативного общения;

формирование интереса к изучаемому предмету;

стимулирование любознательности, активности на уроке.

Развивающие:

развитие умений анализировать;

логически мыслить и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Зрительный анализатор”, различные виды линз.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, работа с журналом, сообщение темы и целей урока).
II. Активизация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление знаний.
V. Домашнее задание.
VI. Итоги урока.

I. - Сегодня, на уроке мы продолжим изучение сенсорных систем, вспомним особенности строения и функции зрительного анализатора и проверим знания о линзах. (Слайд 1)

II. Активизация знаний.

1. Продолжить фразу:

Человек стоит на берегу моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Перед ним бескрайняя синева и золотое солнце. Он слушает непрекращающийся шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. В его мозге рождается единый образ — Море, которое он никогда не забудет. Этот мир нам дарят …….(органы чувств).

2. Фронтальный опрос:

Что Н. И. Павлов назвал анализатором?

Из каких отделов состоит анализатор? Дайте им характеристику.

Что такое корковое ядро анализатора? Приведите примеры.

Перечислите виды анализаторов из предложенного задания о море. Какие вы еще знаете анализаторы?

Какими свойствами обладают рецепторы? Приведите примеры.

III. Изучение нового материала.

Учитель биологии: О нем писали многие:

- Физики, что это сложнейший самонастраивающийся оптический прибор.
- Врачи, называли его зеркалом души.
- Писатели посвящали следующие строки: “Как они изменчивы! То темны и глубоки, как омут, а несколько мгновений спустя уже посветлели, заголубели, через мгновение приняли сосредоточенное, почти печальное выражение” И.С. Тургенев “Ася”.

А, биологи называют его зрительным анализатором.

Органом зрения является глаз. Именно в нем располагается рецепторный аппарат, приспособленный к восприятию света – это сетчатка, и оптическая система, которая преломляет световые лучи и обеспечивает четкое изображение предметов на сетчатке

- Используя рисунки презентации, определите какое значение, имеет зрение в жизни человека?

(Человек может различать: форму предметов, размеры, цвет, движение).

Учитель биологии: Глаз расположен в углублении черепа – глазнице. Сзади и сбоку он защищен от внешних воздействий костными стенками глазницы, а спереди - веками и ресницами. Они защищают глаз от пыли. Снаружи веки покрыты кожей, а изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В толще век располагаются слезные железы. Жидкость, которую они вырабатывают, увлажняет слизистую оболочку глаза, поэтому поверхность глазного яблока всегда влажная. Глаз имеет форму шара и поэтому называется глазным яблоком.

В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу:

Строение глаза

Оболочки и части глаза

Особенности строения

Функция

Наружная оболочка глаза

1.

Склера (белочная оболочка).

Плотная, непрозрачная, белого цвета.

Выполняет защитную функцию, обеспечивает постоянство формы, объема и тонуса глаза.

2.

Роговица.

Прозрачная, пропускает солнечные лучи.

Выполняет функцию объектива - имеет силу преломления, равную 40 дптр (диоптрий).

Средняя оболочка глаза

3.

Радужка.

Тонкая пленка, окрашенная в определенный цвет в зависимости от пигмента (меланина), содержащегося в ткани радужки и определяющего цвет глаз.

Выполняет роль диафрагмы, защищает глаза от неблагоприятного действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

4.

Зрачок.

Черное круглое отверстие в центре радужки.

Зрачок с помощью мышц регулирует количество поступающего света, что способствует ясности изображения. При ярком свете зрачок сужается, а при слабом свете - расширяется.

5.

Ресничное тело.

По периферии радужка переходит в ресничное тело, в толще которого расположена мышца

Изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

6.

Сосудистая оболочка.

Содержит большое количество кровеносных сосудов. На внутренней стороне этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество – черный пигмент.

Сосудистая оболочка принимает участие в питании сетчатки.

Внутренняя оболочка глаза

7.

Хрусталик.

Двояковыпуклая линза.

Участвует в аккомодации глаза. 

8.

Камеры глаза.

Пространство, заполненное прозрачной жидкостью – водянистой влагой.

Питает роговицу и хрусталик.

9.

Стекловидное тело.

Представляет собой желеобразную массу.

Выполняет оптическую функцию.

10.

Сетчатка.

Содержит светочувствительные клетки, названные из-за их формы колбочками и палочками. Насчитывается примерно 125 млн. палочек и 6 млн. колбочек.

Колбочки – аппарат дневного зрения. Ими воспринимается форма, цвет и детали предметов. Палочки воспринимают световые лучи в условиях сумеречного освещения.

Проведение теста на цветоощущение: какую цифру вы видите?

Люди с нормальным цветовым зрением, различающие все три основных цвета – красный, зеленый и синий, увидят здесь число 74. Люди с красно-зеленой – наиболее распространенной – цветовой слепотой не отличают красный от зеленого и видят число 21. Полной цветовой слепотой страдают единицы. Цветовая слепота наследуется от родителей. Мальчики подвержены ей больше, чем девочки. Избавиться от нее невозможно, но она редко перерастает в серьезную проблему.

- Как получается и воспринимается изображение глазом человека, вы вспомните с учителем физики.

Фронтальный опрос.

Дайте определение сферических линз? (Тела, изготовленные из оптического или органического стекла, ограниченные двумя сферическими поверхностями)

Продолжить фразу: по своей форме линзы бывают ……. (выпуклые, вогнутые, вогнуто-выпуклые, плоско-выпуклые, плоско-вогнутые).

Как изображают собирающие и рассеивающие линзы?

Что такое оптическая сила линзы?

Запишите формулу для расчета оптической силы линзы

Назовите единицу измерения оптической силы

Назовите оптическую систему глаза (свет, падающий, преломляется в роговице, хрусталике и стекловидном теле – это и есть оптическая система глаза. На сетчатке образуется изображение).

Дайте характеристику изображения на сетчатке глаза.

- Но, мы с вами видим прямое, действие таких же размеров. Почему?

Учитель биологии: Световые лучи от рассматриваемых предметов, проникая через зрачок в глаз, действуют на светочувствительные клетки сетчатки и вызывают в них возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях мозга. В коре больших полушарий головного мозга происходит очень сложный процесс переработки зрительной информации, в результате возникает зрительное ощущение и происходит окончательное различение раздражений – формы предметов, их окраски, величины, расположения и движения.

Учитель физики: Дайте названия рисункам и объясните их.

Для исправления близорукости применяют – вогнутые линзы – рассеивающие, при дальнозоркости – выпуклые – собирающие линзы.

IV. Работа в группах: решение творческих задач.

1) Г.Уэллс описал человека - неведимку, который стал невидимым, благодаря тому, что ткани его тела не преломляли и не поглощали лучей света. В рассказе человек - неведимка ничем, кроме невидимости, не отличается от других людей. Так ли это? Какие нежелательные эффекты могут таиться в невидимости?

2) Ужасный человеческий недуг – слепота. Слепые люди идут по земле и неуверенно определяют свой путь палкой, не замечая многих препятствий, луж и т.д. Как помочь слепому человеку? Чем можно заменить палку?

Отчет групп.

V. Домашнее задание: §... , подготовить сообщение на тему: Фотоаппарат и глаз.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru