Цели урока:

Узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений.

Вызвать интерес учащихся к изучению фразеологических оборотов.

Развить умение осознанно пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений в различных целях и в различных условиях речевого общения.

Ознакомить с целебными свойствами культурных растений.

Рекомендовать лечение целебными овощами приусадебного участка при болезнях дыхательных путей.

Тип урока: прохождение нового материала

Оборудование урока: проектор, ноутбук, доска, экранная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Интегрированный урок будем вести мы, учитель русского языка и литературы Федотова Светлана Алексеевна и учитель биологии Молдагулова Зинаида Владимировна.

2. Объяснение нового материала.

Сегодня будем говорить с вами о фразеологических оборотах, где встретимся с овощами или по другому их ещё называют "культурные растения".

Посмотрите внимательно на экран и выберите из данных в скобках слов те, которые используются в приведённых фразеологических оборотах. Вы слышали, наверно, как кто-то пользуется этими фразеологическими оборотами и они у вас на слуху. Правильный вариант записываем в тетрадях. Для объяснения значения фразеологизма, записываем через строчку.

А. Дешевле пареной (моркови, репы, лука).

Б. Проще пареной (редиски, редьки, репы)

В. Как горькая (редька, морковка, капуста).

Г. Хуже горькой (картошки, редьки, редиски).

Д. Разыграть шута (огуречного, морковного, горохового).

Е. Шут (картофельный, томатный, гороховый).

Ё. Как об стенку (сок, картофель, горох).

Ж. Горе (луковое, помидорное, огуречное).

З. Задавать (капусты, перцу, моркови).

И. (Кабачок, хрен, баклажан) в пятку.

Правильные варианты ответов:

А. Дешевле пареной репы.

Б. Проще пареной репы.

В. Как горькая редька.

Г. Хуже горькой редьки.

Д. Разыграть шута горохового.

Е. Шут гороховый.

Ё. Как об стенку горох.

Ж. Горе луковое.

З. Задавать перцу.

И. Хрен в пятку.

Проверим, правильно ли вы выбрали вариант. Читают сами учащиеся. По ходу исправляются ошибки.

Поговорим о фразеологизмах с репой. Обратите внимание на слово ДЕШЕВЛЕ и ПРОЩЕ.

- Очень дешёво и очень просто (запись в тетрадях).

- Дешевле пареной репы - очень дёшево.

- Проще пареной репы - очень просто.

Смотрим на экран дальше. Как горькая редька и второй фразеологизм - хуже горькой редьки. Обратите внимание на слова ГОРЬКАЯ иГОРЬКОЙ.

- Если упоминаем о редьке, то отзываемся о ком -то положительно или отрицательно?

- Отрицательно.

- Если употреблять редьку постоянно, то она надоедает. Значит, что мы скажем о фразеологизме?

- Надоедливый человек.

Разыграть шута горохового.

Шут гороховый.

Как об стенку горох.

В первых двух оборотах обратите внимание на слово ШУТ. Это отрицательная черта человека или положительная?

- Отрицательная. Над этим человеком все смеются.

Запись в тетрадях: Человек, над которым все смеются.

- Слушаем предложение с третьим фразеологизмом.

Я тебе целый час объясняю, как пройти в музей: как об стенку горох.

- Правильно, НЕ ПОНИМАЕТ.

Горе луковое. Обратите внимание на слово "ГОРЕ".

Слушаем предложение. Как ты умудрилась уронить чашку на пол, горе ты моё луковое.

- Нерасторопный человек.

Задать перцу.

Слушаем предложение. Я задам перцу этим мальчишкам за разбитое стекло.

- Ругать.

Хрен в пятку. Слушаем предложение. Ты победил даже чемпиона прошлого года, хрен тебе в пятку.

- Похвала.

- Записываем в тетрадях. Возглас удивления, восхищения и возмущения.

3. Практическая работа.

- Придумаем предложения с фразеологизмами, которые вам близки по духу  (4 предложения).

Проверка и исправление ошибок.

4. Заключение урока.

- Что мы узнали на уроке?

- О фразеологизмах с названиями овощей и об их значениях.

5. Домашнее задание: Придумать предложения с неиспользованными фразеологизмами.

Сейчас вторая часть урока "Овощи - лекари".

В этой части урока мы познакомимся целебными свойствами овощей. Пищевые растения - овощи, фрукты, ягоды, травы обладают поистине огромным запасом витаминов, антиоксидантов и прочих полезных для организма веществ. Лечение пищевыми растениями полезно как детям, так и взрослым - вкусные лекарства из сада и огорода способны доставить большую радость и при этом оказать великолепный лечебный эффект. Для лечения и профилактики заболеваний, укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости организма стрессам современной жизни растения рекомендуется употреблять в пищу круглый год - как в свежем, так и в консервированном виде.

Но сперва я хочу у вас спросить:

- Что такое культурные растения?

Ответ: Культурные растения - это растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей: пищевые, волокнистые, лекарственные, красильные, эфиромасличные, кормовые, декоративные. Окультуривание растений началось еще в каменном веке. Наиболее древние культуры - кукуруза, банан, кунжут, тыква, кокосовая пальма, полба, ячмень, бобы, лук, табак, картофель, рис, горох, сахарный тростник.

- Какие культурные растения вы выращиваете в своем огороде?

- Какими овощами вы познакомились в фразеологических оборотах?

Эти овощи вы видите на экране:

1. Репа

2. Редька

3. Горох

4. Лук

5. Перец

6. Хрен

Данные овощи помогают в основном при простудных заболеваниях дыхательной системы.

Репа была основным продуктом питания северных славян (русичей). Репу жарили, парили, варили из нее супы и каши. Репка не только кормила нас, но и защищала от многих заболеваний. Репа была окультурена еще 40 веков назад, с тех пор, вареная, пареная, жареная с квасом, с маслом, просто свежая с грядки, она полюбилась всем.

Целебные свойства:

При гриппе: натереть репу на мелкой терке, 2 ст.л. кашицы репы залить 1 ст. кипятка, настаивать, укутав 1ч. Принимать по ? ст. 4 раза в день за 30 минут до еды.

При кашле: сок репы с сахаром или медом очень полезен при кашле. Тщательно смешать 1 ст. сока репы и 1 ст.л. меда, подержать на огне до закипания, снять, остудить. Пить по 3 глотка несколько раз в день до еды.

Редька - просто незаменимое средство для укрепления здоровья. Редька, благодаря своему составу, очень полезна зимой и в начале весны, в целях пополнения недостатка витаминов и минеральных солей в организме. Редька обладает мощными противомикробными свойствами.

Целебные свойства:

При простудных заболеваниях принимать сок с медом: вырезать углубление в редьке, наполнить медом и накрыть сверху кусочком редьки, настоять 4 часа в теплом месте, полученный сок слить. Принимать по 1 ст. ложке, детям - по 1 ч. ложке 3 раза в день.

В качестве отхаркивающего средства - сок черной редьки с медом, чистый сок - для лечения ишиаса, миозитов, невралгии межреберной. Свежеприготовленный сок втирать в кожу по ходу нерва.

При гриппе: измельчить редьку на мелкой терке, отжать сок, оттереть тело. Укутаться, лечь в постель, выпить 1 стакан сока редьки, смешать пополам с водой, добавив 1 ст.л. меда.

При кашле: нарезать кубиками , положить в кастрюлю, посыпав сахаром. Оставить на ночь при комнатной температуре. Пить появившийся сок по 1 ст.л. (лечение ежечасно).

Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даёт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нём очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов, в том числе и очень редких.

Чем полезен гороха

Как источник белка горох вполне годится для замены мяса, при этом он гораздо лучше переваривается, усваивается и не приносит организму того вреда, который мы часто получаем от продуктов животного происхождения.

Горох полезен тем, кто ведёт активный образ жизни и занимается физической работой - он помогает организму переносить нагрузки, снабжая его энергией, и повышает работоспособность. Натуральный сахар, содержащийся в некоторых сортах гороха, улучшает память и мозговую деятельность.

Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Целебные свойства:

При простуде, кашле, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей (при болезнях желудка с повышенной кислотностью, сердца и печени не принимать) свежий сок лука пополам с медом принимать по 1 ст. ложке 3-4 раза в день.

При кашле, бронхитах, коклюше: 500 г измельченного лука, 400 г сахара, 50 г меда, 1 л воды смешать, варить 3 часа на слабом огне, остудить, процедить и перелить в бутылку. Принимать по 1 ст. ложке 4-6 раз в день. Хранить в закупоренном виде в прохладном темном месте.

При гриппе свежим соком лука смазать слизистую оболочку носа и вдыхать его пары через нос в течение 2-3 мин 3-4 раза к день. Вместо указанных процедур можно ставить марлевые тампоны с тертым луком, закладывая их в каждую ноздрю на 10-15 мин 3-4 раза в день. Свежий сок употреблять при ангинах по 1 ч. ложке 3-4 раза в день. При кашле: сварить 1 картофелину, 1 головку репчатого лука и 1 яблоко в 1 л воды. Варить до тех пор, пока вода не станет вдвое меньше. Давать отвар ребенку 3 раза в день по 1 ч. ложке. При кашле: 2 луковицы среднего размера очистить, мелко порезать, отварить в 1 стакане молока, настоять 4 часа и процедить. Принимать по 1 ст. ложке через каждые полчаса.

Жгучий перец, благодаря своим полезным и целебным свойства широко применяется в народной и традиционной медицине для предупреждения и лечения многих недугов и заболеваний.

В настоящее время широко известны перцовые пластыри, которые прекрасно помогают при простуде, ушибах, ревматизме, артритах, болях в мышцах и суставах. При наружном применении (втирании в кожу) красный перец оказывает согревающее действие, что применяется в лечении многих заболеваний в восточной медицине.

Целебные свойства:

При гриппе такая процедура предотвращает появление различных серьезных осложнений. Красный молотый жгучий перец обладает потогонным, отхаркивающим и жаропонижающим свойством. Молотый жгучий перец смешивают с медом в пропорции один к одному и принимают по одной чайной ложке несколько раз в день, запивая водой.

Хрен

Все мы знаем, что хрен часто используется в качестве острой приправы, которая по своим вкусовым качествам равносильна горчице и способна разнообразить различные блюда. Однако хрен - это не только острая, но и питательная и целебная приправа. Хрен обладает многими полезными и лечебными свойствами, благодаря чему хрен часто используется в народной медицине для предупреждения и лечения многих заболеваний и недугов. Хрен употребляют в небольших количествах для повышения аппетита.

Целебные свойства:

Использовать сок для полоскания горла, рта, при зубной боли, при гнойных ранах, при радикулите, ревматизме, невралгии, ишиасе, себорее, плешивости и гнойных процессах на коже.

5. Итог урока. Рефлексия.

- С какими культурными растениями вы познакомились?

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Продолжите предложения:

Вот мы узнали рецепты из народной медицины при простудных заболеваниях, которыми так часто мы болеем. Надеюсь, вы воспользуетесь данными рецептами.

Закончить урок я бы хотела словами великого Гиппократа:

"Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами"

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика