Задача: познакомить с многообразием различных форм червей, научить распознавать их, уметь дать классификацию, соблюдать правила гигиены и санитарии в приготовлении пищи.

Тип урока: комбинированный

Методы: фронтальный опрос (комбинированный), работа с учебником, рассказ учащихся, учителя, беседа.

Оборудование: таблицы, рисунки червей.

Ход урока

I. Опрос, Д/з §..., таблица.

Объяснить термины: – регенерация, лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма щупальца

Работа по карточкам-6 человек.

Блиц-опрос.

– С какими типами животных вы познакомились?
– Назовите представителей типа Простейшие, Кишечнополостные.
– Какие характерные признаки присущи для кишечнополостных? (кишечная полость, двухслойные, многоклеточные, лучевая симметрия)
– Образ жизни, где живут кишечнополостные?
– Какую роль они играют в природе?
– Какую роль они играют в жизни человека?

II. Итог опроса, оценки.

III. Новый материал.

Познавательная задача: сегодня на уроке узнать ,что в природе существуют и другие черви, которые могут существовать внутри другого организма, которые могут жить в воде, почве.

1. Общая характеристика плоских червей

– определение плоских червей,
– количество видов – 25 тыс.,
– двусторонняя симметрия,
– длина тела 0,5 мм – 20 м,
– тело плоское,
– реснички,
– кожно-мускульный мешок,
– система органов,
– паразитические формы: присоски, хоботки, крючки.

2. Работа с учебником  §...

– Найти в тексте животных классов: Ресничные черви, Ленточные черви, Сосальщики.
– По каким признакам названные плоские черви относятся к классам ресничные, ленточные, сосальщики?
– Как вы думаете, почему назвали паразитами?
– Какие из червей являются паразитами?

3. Информационный бюллетень - учащиеся.

– Сосальщики (рассказ)
– Ленточные черви (рассказ).

Вопросы обучающимся: Какие правила гигиены нужно соблюдать, чтобы не заразиться паразитическими червями?

Учитель: Ленточные черви и сосальщики в процессе эволюции перешли к паразитизму и значительно отличаются по особенностям организации от свободноживущих ресничных червей. Они, в особенности ленточные черви, утратили ряд органов и систем, позволяющих существовать вне организма хозяина.

Стихотворение:

Натуралистами открыты
У паразитов паразиты
И произвёл переполох
Тот факт, что блохи есть у блох
И обнаружил микроскоп
Что на клопе бывает клоп
Питающийся паразитом
На нем другой, ad infinitum.

Гельминты (глисты) – паразитические черви, возбудители болезней человека, животных и растений.

Гельминтология – раздел паразитологии, изучающий паразитических червей и заболевания, вызываемые ими у человека, животных и растений.

Задание на дом: таблица Плоские черви.

Название червя

Место обитания

Форма, длина

Значение для человека и животных в природе

3. Строение и жизнедеятельность ресничных червей.

Учитель:

Типичный представитель-молочная планария. Планарии-хищники, питаются мелкими рачками, нападают даже на улиток и личинок некоторых насекомых; внутриклеточное пищеварение.

Ученик: Информационный бюллетень о ресничных червях.

Все плоские черви-гермафродиты (понятие).

Тело червя состоит из кожно-мускульного мешка, поверхность тела покрыта однослойным эпителием,3 слоя мышечных волокон под эпителием, перемещение происходит благодаря движениям ресничек и сокращению мускулатуры.

Закрепление

Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных.

Почему плоские черви получили такое название.

Какие плоские черви опасны для человека.

Какая симметрия характерна для плоских червей.

Перечислите системы органов.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика