Цель социально-психологической службы создание благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе.
Для социально-педагогической службы важно психофизическое благополучие детей в условиях семьи и учреждения образования (школы).
Составляя ежегодно социальный паспорт школы, было отмечено, что 23% семей, это неполные семьи, где нет традиционной системы отношений "мать-отец-ребенок”.
Статистика показывает, что материнские семьи в школе из числа неполных семей составляют 97%, когда отцовские 3%.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами такими как:
– неумение установить нужный стиль взаимоотношений с ребенком;
– выбрать адекватные методы и формы воспитания;
– отмечается противоречивость взаимоотношений в структуре "родитель-ребенок”, смещение на школу воспитательной функции.
Опросы родителей, проводимые в школе показали, что родители имеют низкий уровень информированности о возможностях социально-педагогической службы школы и других служб.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогического просвещения родителей.
Педагогический всеобуч родителей одна из форм, обеспечивающая наиболее полный обхват родителей школы педагогическим просвещением.
Цель педагогического всеобуча – повышение уровня педагогической грамотности родителей через разнообразные формы (лекции, консультации, семинары, педагогические чтения.)
Весь учебный материал рассчитан на два года.
1-й год обучения: изучение особенностей семейного воспитания детей на разных ступенях обучения на диагностической основе.
2-й год обучения: работают факультеты:
– педагогический;
– медико-валеологический;
– юридический.
Занятия для родителей проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май 1 раз в месяц.
Формы проведения:
– консультации специалистов (заместитель директора по УВР, врач, социальный педагог, педагог-психолог, учителя предметники);
– просмотр детских выставок по художественно-продуктивным видам деятельности;
– показ видео фильмов на различную тематику;
– выступление родителей с рефератами об опыте воспитания.
Учебный план
1-й год обучения
№ |
содержание |
сроки |
ответственные |
|
Проведение исследований на диагностической основе с целью выявления взаимоотношений в семье. |
сентябрь-октябрь |
педагог-психолог, социальный педагог |
|
Проведение дифференциации семей на типы в соответствии с полученными данными при диагностике |
Ноябрь-январь |
педагог-психолог, социальный педагог |
|
Проведение социологического исследования среди родителей по проблемам: – Комфортность ребенка в классе; – Интересы ребенка и их соотнесение с его возможностями; – формирование здорового образа жизни детей и их родителей. |
Декабрь-апрель |
педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР |
2-й год обучения
Обучение родителей на факультетах:
– педагогическом;
– медико-валеологическом;
– юридическом.
Педагогический факультет
№ |
Тема занятия |
срок |
ответственный |
1. |
Как помочь своему ребенку быть успешным в учении |
сентябрь |
психолог |
2. |
Особенности стилей воспитания. Положительное и отрицательное |
октябрь |
психолог |
3. |
Возрастные и психологические особенности учащихся на разных ступенях обучения |
ноябрь |
психолог |
4 |
Агрессивный ребенок. Причины агрессивности. |
декабрь |
социальный педагог |
5 |
Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике |
январь |
психолог |
6 |
Девиантное поведение. |
февраль |
социальный педагог |
7 |
Что такое характер? |
март |
психолог |
8 |
Исправление истерического характера |
апрель |
психолог |
9 |
Как установить доверительные отношения с подростком |
май |
социальный педагог |
Медико-валеологический факультет
№ |
Тема занятия |
срок |
ответственный |
1. |
Режим дня и его значение для ребенка |
сентябрь |
врач |
2. |
Если в семье растет девочка (мальчик). |
ноябрь |
Психолог, врач |
3. |
Половое воспитание школьников |
декабрь |
врач |
4 |
СПИД – опасная инфекция |
январь |
врач, социальный педагог |
5 |
О вреде алкоголя и никотина на детский организм |
февраль |
врач, социальный педагог |
6 |
Наркомания угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. |
март |
социальный педагог |
7 |
Профилактика сколиоза |
апрель |
врач |
Юридический факультет
№ |
Тема занятия |
срок |
ответственный |
1. |
Опасна ли юридическая безграмотность |
сентябрь |
юрист |
2. |
Права и обязанности участников образовательного процесса |
октябрь |
директор школы |
3. |
Родительский договор |
ноябрь |
директор школы |
4. |
Родители. Их права и обязанности |
декабрь |
социальный педагог |
5. |
Основы социально-психологической помощи матерям одиночкам |
февраль |
социальный педагог |
6. |
Мы оказываем помощь безработным родителям |
март |
социальный педагог |
Результат
приобщение родителей к чтению психолого-педагогической литературы;
расширение арсенала применяемых методов воспитания (были авторитарные методы воспитания, то теперь в большей степени демократические методы0;
осознание родителями необходимости индивидуального консультирования со специалистами образовательного учреждения (увеличилось количество обращений родителей к социальному педагогу, психологу и другим специалистам. Родители не боятся таких специалистов как психотерапевт, нарколог и др.).