Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.

Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.

Появилось и широко используется понятие "личностно-ориентированное образование”, в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии.

У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании к ребенку предъявляют жесткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.

Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.

Современное состояние здоровья детей и молодежи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую наука – Валеологию.

За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей (51).

Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования Республики Казахстан. Это позволит в значительной степени повысить ответственность учащихся за сохранение своего собственного здоровья. По выражению академика Н.М. Амосова, "…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”. 

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику, не соглашаясь, однако, с механическим переносом производственной технологии в школу.

Понятие "технология обучения” в ранних изданиях учебников педагогики не встречается, оно появилось только с 1994 года. По направлению модернизации традиционной системы выделяются следующие группы технологий (Г.К.Селевко):

Педагогическая технология на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и гуманистической направленностью содержания. К ним относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Например, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова

Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, Инге Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные и другие технологии.

Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология "Диалог культур” В.С. Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика” Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.

Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; технология М. Монтессори и др.

Структуру педагогической технологии Г.К.Селевко видит в следующем составе:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательная часть обучения;

цели обучения – общие и конкретные;

содержание учебного материала;

3. Процессуальная часть – технологический процесс;

организация учебного процесса;

методы и формы учебной деятельности школьников;

методы и формы работы учителя;

деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса.

Здоровье человека

Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие "единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).

Основные аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, а духовный аспект объединяет их в единое целое – здоровье.

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

Основными критериями здоровья являются:

для соматического и физического состояния – я могу

для психического – я хочу

для нравственного – я должен.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В современной науке и методике образ жизни определяется как биосоциальная категория, интегрирующая определенные представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни индивида весьма разнообразен, но в основном основывается на трех категориях:

уровень жизни;

качество жизни;

стиль жизни.

Уровень жизни – это больше социально-экономическая категория, олицетворяющая собой степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Это преимущественно социальная категория.

Стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека. Это определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ). Этнокомпонент в здоровом образе жизни играет немаловажную роль в формировании определенных мыслей, чувств, действий детей.

В основе формирования ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам относятся: учет возрастных особенностей детей, последовательность, ритмичность, ведение здорового образа жизни и т.д. К социальным принципам ЗОЖ относятся: эстетичность, нравственность, воспитание воли, самоограничение и т. д.

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:

отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.

Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков.

Результатом такого образования должна быть валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Технология валеологизации обучения предусматривает формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью через обновление образовательного процесса, а именно включение в процесс эффективных организационно-управленческих форм и технологий обучения, использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы знаний, умений и навыков с параллельным формированием валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Под управлением валеологизацией процесса образования целесообразно рассматривать достижение качественного результата учебно-воспитательного процесса с сохранением здоровья всех его субъектов. В связи с этим необходимо говорить о необходимости решения данного вопроса.

Система управления здоровьесберегающим образовательным процессом в школе

Управление валеологизацией образовательного процесса не может нести стихийный характер, так как от умелого взаимодействия всех структур и зависит эффективность введения технологий, качество образовательного процесса. В реальной педагогической действительности валеологизация учебно-воспитательного процесса носит цикличный характер. Каждый цикл процесса представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев.

Реализация управления валеологизацией образовательного процесса определяется следующими принципами:

стратегической выдержанности;

конструктивного взаимодействия субъектов;

структурирования;

создания собственного пространства.

Обновление управления валеологизацией образовательного процесса возможно при использовании следующих условий:

планомерном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса;

сочетание организационно-педагогических, правовых и валеологических форм и методов деятельности;

системном и рациональном учете и контроле деятельности.

В свою очередь функции управления заключаются в: прогнозировании, планировании, программировании, организации, регулировании, контроле, анализе, коррегировании, стимулировании.

 

Планирование деятельности педагогического коллектива при создании здоровьесберегающего пространства

Первым блоком в системе управления является планирование.

Планирование деятельности при валеологизации УВП в образовательных организациях опирается на Закон "Об образовании”, Стандарт образования, инструктивно-методические письма о преподавании основ наук в общеобразовательных школах.

Генеральной целью должно стать создание здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития здорового человека.

Для организации непрерывного валеологического образования необходимо опираться на диагностику, прогноз и реабилитацию функционального состояния детей и подростков, а также педагогов, оказание методической помощи родителям в образовательных организациях.

Образовательные организации взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, организациями, осуществляющими информационное и научно-методическое обеспечение системы образования.

Реализация такой концепции предполагает: инновационные варианты учебного расписания; деление обучающихся детей на группы по принципу психологической совместимости, что будет способствовать созданию условий для интеллектуального, познавательного труда ученика, его воспитания, образования, формирования культуры, развития сенсорности.

 

Комплексно-целевая программа

Следующим этапом планирования является создание комплексно-целевой программы, которая служит источником создания благоприятных условий для обеспечения здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Комплексно-целевая программа рассматривает педагогическую систему как устойчивое и прочное объединение компонентов.

Валеопедагогическая деятельность – это совокупность целей, задач, содержания здоровьесберегающих форм и методов взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на формирование здоровья субъектов образовательного процесса.

При формировании валеопедагогической деятельности в образовательных организациях необходимо предусмотреть цепь взаимодействия директора, педагога, учащегося, родителя, которая формируется через совещания, педагогические советы, консилиумы, семинары и конференции; классно-урочную, внеклассную, внешкольную работу с учащимися, родителями и педагогами.

Основным фактором эффективности валеопедагогической деятельности является целостность валеологизации образовательного процесса, то есть неразрывность связно валеообучения, валеовоспитания и валеоразвития. Данный компонент можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

взаимодействие субъектов образовательного процесса;

использование здоровьесберегающих методов, средств и форм педагогического процесса;

создание здоровьесберегающих условий для всех субъектов образовательного процесса;

осуществление разнообразных мер стимулирования по формированию мотивизации к профессиональному труду и учебной деятельности;

обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Важную роль осуществления валеопедагогической деятельности играет взаимообратная связь, служащая основой принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь- основа качества управления процессом, её развитию и укреплению необходимо придавать приобретенное значение, в то же время опираясь на результативность обратной связи удается найти рациональное соотношение управления и самоуправления.

Логически завершающим в системе управления процессом валеологизацией образовательного процесса является учет и контроль, который при тщательном анализе создает возможность для коррекции валеодеятельности и координации взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Сопоставим системы управления в традиционной системе обучения и при валеологизации образовательного процесса обучения.

 

Традиционная система обучения

Валеологизация образовательного процесса

Планирование

Учебные организации и учреждения не практикуют нововведения кроме тех, что насаждаются административной властью вышестоящих организаций органов управления.

Внедряется новая система для создания здоровьесберегающего образовательного пространства, удовлетворяющее всех субъектов образовательного процесса.

Деятельность

Передача научных знаний, формирование умений и навыков, ознакомление с существующей системой, культурой, освоение социального опыта в ущерб здоровью всех субъектов образовательного процесса. Характер деятельности репродуктивный, малопродуктивный. Разрозненность предметов со слабовыраженными межпредметными связями.

Содействие самореализации самоутверждению всех субъектов образовательного процесса, формирование совершенных межличностных отношений, гуманизация образовательного процесса в условиях сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Характер деятельности творческий продуктивный. Целостность системы взаимодействия предметной среды направленная на формирование потребности сохранения здоровья.

Контроль и учет

Учащиеся, педагоги – объекты управления воздействия.

Учащийся – цели деятельности задаются педагогом.

Педагог – служащий, организатор процесса трансляции знаний, главная функция информационно-контролирующая.

Контроль – внешний операционный.

Объект управления – целостный педагогический процесс.

Учащийся – направленная саморазвивающаяся личность, субъект валеопедагогической деятельности.

Педагог – инициатор, ориентированный на сотрудничество субъект валеопедагогической деятельности.

Поддержка личной инициативы всех субъектов образовательного процесса.

 

Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.

Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. 

Применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности валеологического аспекта, забота о здоровье всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя, учет индивидуальных личных качеств каждого школьника – вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.

В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) - 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) - 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%. Всё более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ. В создавшемся положении заметное значение имеют вредные пристрастия: уровень алкоголизации среди мальчиков-подростков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92 %, а среди девочек - от 80 до 94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% - не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, в 45 раз возросла заболеваемость сифилисом у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет!

В период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и в результате только 6-8% выпускников общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны, и вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации в настоящее отмечается децелерация (обратный процесс), так что за последние годы количество низкорослых в этом контингенте населения возросло в 20 раз! Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ в начале 90-х годов ХХ века исследовавшие уровень жизнеспособности различных наций и государств по пятибалльной шкале, оценили этот показатель для России в 1,4 балла - это уровень, ниже которого и начинается необратимая деградация страны. Низкое качество здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.

Еще одним важным следствием низкого уровня здоровья молодежи является всё возрастающая доля детей, рождающихся с врожденными нарушениями. Так, по мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с наследственной патологией таков, что, если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения обычные школы уже будут не нужны, а потребуются лишь специальные школы для детей с дефектами развития! В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье учащейся молодежи – это проблема прежде всего педагогическая.

Практика все настойчивее убеждает в том, что здоровье – категория не медицинская, медицинской категорией является болезнь. Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате образования. Необходимо отметить, что в федеральном законе "Об образовании”, устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. И далее: "Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения”. К сожалению, декларируемое законодательно право каждого обучающегося на обеспечение здоровья в образовательном учреждении не подкрепляется практически. На наш взгляд, это во многом обусловлено тем, пока наше образование слабо ориентировано на воспитание у человека приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. В результате же за свое обучение ребенок, учащийся платит исключительно дорогую цену.

Неслучайно поэтому на слушаниях Государственного собрания Российской Федерации, были приведены данные, позволившие парламентариям прийти к выводу о том, что нынешнее состояние системы образования в России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны. Несмотря на то, что на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Отсюда становится понятным, что от того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастным и познавательным возможностям детей, во многом зависит их развитие, психическое и физические благополучие. Вместе с тем, именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. Неслучайно поэтому многие ученые и педагоги считают, что пока в отечественном образовании, несмотря на декларируемую его "гуманизацию”, образовательная среда все еще опасна для здоровья ребенка.

К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-продуктивный стиль обучения, ведущий к диктату педагога и делающий школьника пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; психология взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамия, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, низкий уровень культуры поведения, слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы и т.д. С этих позиций снижение показателей уровня здоровья в процессе обучения следует рассматривать как вполне закономерное явление, а воспитание культуры здоровья на всех этапах обучения должно проходить красной нитью через весь образовательный процесс.

Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: "Не навреди” и "Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в школе очень сложно по ряду объективных причин. Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.

В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:

здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;

здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;

здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;

медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.

Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основах обеспечения жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов:

дифференцированное обучение;

внедрение личностно-ориентированных образовательных технологий.

В школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:

рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;

применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;

организация двигательного режима на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;

во внеурочной деятельности организованы подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия, общешкольные соревнования и Дни Здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;

осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов начальной школы (игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.);

систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;

индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.

Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности в школе является создание здоровьесберегающей образовательной среды:

в рамках программы развития школы разрабатана и внедряется подпрограмма "Здоровье”;

обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся;

организация рационального питания учащихся;

организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамической перемены, организация внеклассных спортивных секций и кружков);

организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры, спецмедгрупп;

организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы;

стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения (Водолазский Владислав, "Это всё о нем, о витамине С” (секция медицины); Илюхина Татьяна, "Мониторинг исследования табакозависимости среди старшеклассников” (секция экологии) – региональный уровень, II место);

обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению;

организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе работает служба медико-социального сопровождения осуществляющая медико-реабилитационную деятельность по двум направлениям: медико-педагогическая и медико-биологическая реабилитация.

Система медико-педагогической реабилитации включает:

медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;

медицинский контроль за физическим воспитанием;

санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;

работу лектория для родителей "Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

санитарно-гигиенический контроль в ОУ;

прививочная работа;

диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;

профилактическое лечение витаминами;

противорецидивное лечение детей с хронической патологией по средствам физиотерапии.

Школа работает в условиях полного дня (8:30 – 18:00). Во второй половине дня работает группа продленного дня. Набор помещений создает условия для изучения образовательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (2 современно оборудованных зала, тир), рекреации озеленены. Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организованно, наряду с дотационным, горячее питание, а для детей, посещающих ГПД, трехразовое горячее питание учащихся.

Режим "школы полного дня” обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, в ГПД обязателен сон для первоклассников.

Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Интеллектуально активные часы чередуются с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами.

Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния (профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний; организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогрипповая вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

Подводя итог, хочу сказать, что общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд, ее основная задача – формирование личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным. А выполнить сможет при соблюдении ряда условий, основным из которых является наличие финансирования.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru