Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.
Смена образовательной парадигмы, новые образовательные концепции, новые подходы управления образованием – все это направлено на реализацию данной задачи.
Появилось и широко используется понятие "личностно-ориентированное образование”, в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии.
У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причем, в результате реализации современных подходов в образовании к ребенку предъявляют жесткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья.
Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.
Современное состояние здоровья детей и молодежи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую наука – Валеологию.
За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естественный прирост населения, возрос уровень заболеваемости и смертности.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85% (59). Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей (51).
Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18раз число детей больных вегето-сосудистой дистонией, в 11-12 раз – близорукостью, в 5 раз – эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза – болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – мочеполовой системы.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности, в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодежи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение аспектов валеологии в учебные планы организаций образования Республики Казахстан. Это позволит в значительной степени повысить ответственность учащихся за сохранение своего собственного здоровья. По выражению академика Н.М. Амосова, "…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.
На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.
Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.
Современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику, не соглашаясь, однако, с механическим переносом производственной технологии в школу.
Понятие "технология обучения” в ранних изданиях учебников педагогики не встречается, оно появилось только с 1994 года. По направлению модернизации традиционной системы выделяются следующие группы технологий (Г.К.Селевко):
Педагогическая технология на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и гуманистической направленностью содержания. К ним относится педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Например, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, Инге Унт, В.Д.Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные и другие технологии.
Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология "Диалог культур” В.С. Библера и С.Ю.Курганова, система "Экология и диалектика” Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.
Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; технология М. Монтессори и др.
Структуру педагогической технологии Г.К.Селевко видит в следующем составе:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть обучения;
цели обучения – общие и конкретные;
содержание учебного материала;
3. Процессуальная часть – технологический процесс;
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности школьников;
методы и формы работы учителя;
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Здоровье человека
Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие "единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).
Основные аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, а духовный аспект объединяет их в единое целое – здоровье.
В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.
2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Основными критериями здоровья являются:
для соматического и физического состояния – я могу
для психического – я хочу
для нравственного – я должен.
Признаками здоровья являются:
специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
функциональное состояние и резервные возможности организма;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).
В современной науке и методике образ жизни определяется как биосоциальная категория, интегрирующая определенные представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Образ жизни индивида весьма разнообразен, но в основном основывается на трех категориях:
уровень жизни;
качество жизни;
стиль жизни.
Уровень жизни – это больше социально-экономическая категория, олицетворяющая собой степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.
Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Это преимущественно социальная категория.
Стиль жизни – социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека. Это определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ). Этнокомпонент в здоровом образе жизни играет немаловажную роль в формировании определенных мыслей, чувств, действий детей.
В основе формирования ЗОЖ лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим принципам относятся: учет возрастных особенностей детей, последовательность, ритмичность, ведение здорового образа жизни и т.д. К социальным принципам ЗОЖ относятся: эстетичность, нравственность, воспитание воли, самоограничение и т. д.
По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие:
отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков.
Результатом такого образования должна быть валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Технология валеологизации обучения предусматривает формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся к своему здоровью через обновление образовательного процесса, а именно включение в процесс эффективных организационно-управленческих форм и технологий обучения, использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы знаний, умений и навыков с параллельным формированием валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.
Под управлением валеологизацией процесса образования целесообразно рассматривать достижение качественного результата учебно-воспитательного процесса с сохранением здоровья всех его субъектов. В связи с этим необходимо говорить о необходимости решения данного вопроса.
Система управления здоровьесберегающим образовательным процессом в школе
Управление валеологизацией образовательного процесса не может нести стихийный характер, так как от умелого взаимодействия всех структур и зависит эффективность введения технологий, качество образовательного процесса. В реальной педагогической действительности валеологизация учебно-воспитательного процесса носит цикличный характер. Каждый цикл процесса представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев.
Реализация управления валеологизацией образовательного процесса определяется следующими принципами:
стратегической выдержанности;
конструктивного взаимодействия субъектов;
структурирования;
создания собственного пространства.
Обновление управления валеологизацией образовательного процесса возможно при использовании следующих условий:
планомерном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса;
сочетание организационно-педагогических, правовых и валеологических форм и методов деятельности;
системном и рациональном учете и контроле деятельности.
В свою очередь функции управления заключаются в: прогнозировании, планировании, программировании, организации, регулировании, контроле, анализе, коррегировании, стимулировании.
Планирование деятельности педагогического коллектива при создании здоровьесберегающего пространства
Первым блоком в системе управления является планирование.
Планирование деятельности при валеологизации УВП в образовательных организациях опирается на Закон "Об образовании”, Стандарт образования, инструктивно-методические письма о преподавании основ наук в общеобразовательных школах.
Генеральной целью должно стать создание здоровьесберегающих условий для обучения, воспитания и развития здорового человека.
Для организации непрерывного валеологического образования необходимо опираться на диагностику, прогноз и реабилитацию функционального состояния детей и подростков, а также педагогов, оказание методической помощи родителям в образовательных организациях.
Образовательные организации взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, организациями, осуществляющими информационное и научно-методическое обеспечение системы образования.
Реализация такой концепции предполагает: инновационные варианты учебного расписания; деление обучающихся детей на группы по принципу психологической совместимости, что будет способствовать созданию условий для интеллектуального, познавательного труда ученика, его воспитания, образования, формирования культуры, развития сенсорности.
Комплексно-целевая программа
Следующим этапом планирования является создание комплексно-целевой программы, которая служит источником создания благоприятных условий для обеспечения здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Комплексно-целевая программа рассматривает педагогическую систему как устойчивое и прочное объединение компонентов.
Валеопедагогическая деятельность – это совокупность целей, задач, содержания здоровьесберегающих форм и методов взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на формирование здоровья субъектов образовательного процесса.
При формировании валеопедагогической деятельности в образовательных организациях необходимо предусмотреть цепь взаимодействия директора, педагога, учащегося, родителя, которая формируется через совещания, педагогические советы, консилиумы, семинары и конференции; классно-урочную, внеклассную, внешкольную работу с учащимися, родителями и педагогами.
Основным фактором эффективности валеопедагогической деятельности является целостность валеологизации образовательного процесса, то есть неразрывность связно валеообучения, валеовоспитания и валеоразвития. Данный компонент можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
взаимодействие субъектов образовательного процесса;
использование здоровьесберегающих методов, средств и форм педагогического процесса;
создание здоровьесберегающих условий для всех субъектов образовательного процесса;
осуществление разнообразных мер стимулирования по формированию мотивизации к профессиональному труду и учебной деятельности;
обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Важную роль осуществления валеопедагогической деятельности играет взаимообратная связь, служащая основой принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь- основа качества управления процессом, её развитию и укреплению необходимо придавать приобретенное значение, в то же время опираясь на результативность обратной связи удается найти рациональное соотношение управления и самоуправления.
Логически завершающим в системе управления процессом валеологизацией образовательного процесса является учет и контроль, который при тщательном анализе создает возможность для коррекции валеодеятельности и координации взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Сопоставим системы управления в традиционной системе обучения и при валеологизации образовательного процесса обучения.
Традиционная система обучения |
Валеологизация образовательного процесса |
Планирование |
|
Учебные организации и учреждения не практикуют нововведения кроме тех, что насаждаются административной властью вышестоящих организаций органов управления. |
Внедряется новая система для создания здоровьесберегающего образовательного пространства, удовлетворяющее всех субъектов образовательного процесса. |
Деятельность |
|
Передача научных знаний, формирование умений и навыков, ознакомление с существующей системой, культурой, освоение социального опыта в ущерб здоровью всех субъектов образовательного процесса. Характер деятельности репродуктивный, малопродуктивный. Разрозненность предметов со слабовыраженными межпредметными связями. |
Содействие самореализации самоутверждению всех субъектов образовательного процесса, формирование совершенных межличностных отношений, гуманизация образовательного процесса в условиях сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Характер деятельности творческий продуктивный. Целостность системы взаимодействия предметной среды направленная на формирование потребности сохранения здоровья. |
Контроль и учет |
|
Учащиеся, педагоги – объекты управления воздействия. Учащийся – цели деятельности задаются педагогом. Педагог – служащий, организатор процесса трансляции знаний, главная функция информационно-контролирующая. Контроль – внешний операционный. |
Объект управления – целостный педагогический процесс. Учащийся – направленная саморазвивающаяся личность, субъект валеопедагогической деятельности. Педагог – инициатор, ориентированный на сотрудничество субъект валеопедагогической деятельности. Поддержка личной инициативы всех субъектов образовательного процесса. |
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведет к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей.
Применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности валеологического аспекта, забота о здоровье всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя, учет индивидуальных личных качеств каждого школьника – вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.
В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) - 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) - 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%. Всё более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ. В создавшемся положении заметное значение имеют вредные пристрастия: уровень алкоголизации среди мальчиков-подростков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92 %, а среди девочек - от 80 до 94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% - не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, в 45 раз возросла заболеваемость сифилисом у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет!
В период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и в результате только 6-8% выпускников общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны, и вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации в настоящее отмечается децелерация (обратный процесс), так что за последние годы количество низкорослых в этом контингенте населения возросло в 20 раз! Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ в начале 90-х годов ХХ века исследовавшие уровень жизнеспособности различных наций и государств по пятибалльной шкале, оценили этот показатель для России в 1,4 балла - это уровень, ниже которого и начинается необратимая деградация страны. Низкое качество здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.
Еще одним важным следствием низкого уровня здоровья молодежи является всё возрастающая доля детей, рождающихся с врожденными нарушениями. Так, по мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с наследственной патологией таков, что, если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения обычные школы уже будут не нужны, а потребуются лишь специальные школы для детей с дефектами развития! В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье учащейся молодежи – это проблема прежде всего педагогическая.
Практика все настойчивее убеждает в том, что здоровье – категория не медицинская, медицинской категорией является болезнь. Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате образования. Необходимо отметить, что в федеральном законе "Об образовании”, устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. И далее: "Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения”. К сожалению, декларируемое законодательно право каждого обучающегося на обеспечение здоровья в образовательном учреждении не подкрепляется практически. На наш взгляд, это во многом обусловлено тем, пока наше образование слабо ориентировано на воспитание у человека приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. В результате же за свое обучение ребенок, учащийся платит исключительно дорогую цену.
Неслучайно поэтому на слушаниях Государственного собрания Российской Федерации, были приведены данные, позволившие парламентариям прийти к выводу о том, что нынешнее состояние системы образования в России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны. Несмотря на то, что на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Отсюда становится понятным, что от того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастным и познавательным возможностям детей, во многом зависит их развитие, психическое и физические благополучие. Вместе с тем, именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. Неслучайно поэтому многие ученые и педагоги считают, что пока в отечественном образовании, несмотря на декларируемую его "гуманизацию”, образовательная среда все еще опасна для здоровья ребенка.
К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-продуктивный стиль обучения, ведущий к диктату педагога и делающий школьника пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; психология взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамия, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, низкий уровень культуры поведения, слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы и т.д. С этих позиций снижение показателей уровня здоровья в процессе обучения следует рассматривать как вполне закономерное явление, а воспитание культуры здоровья на всех этапах обучения должно проходить красной нитью через весь образовательный процесс.
Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: "Не навреди” и "Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в школе очень сложно по ряду объективных причин. Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:
здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;
медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.
Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основах обеспечения жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов:
дифференцированное обучение;
внедрение личностно-ориентированных образовательных технологий.
В школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:
рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;
применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
организация двигательного режима на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
во внеурочной деятельности организованы подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия, общешкольные соревнования и Дни Здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов начальной школы (игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.);
систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;
индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.
Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности в школе является создание здоровьесберегающей образовательной среды:
в рамках программы развития школы разрабатана и внедряется подпрограмма "Здоровье”;
обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся;
организация рационального питания учащихся;
организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамической перемены, организация внеклассных спортивных секций и кружков);
организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры, спецмедгрупп;
организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы;
стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения (Водолазский Владислав, "Это всё о нем, о витамине С” (секция медицины); Илюхина Татьяна, "Мониторинг исследования табакозависимости среди старшеклассников” (секция экологии) – региональный уровень, II место);
обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению;
организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе работает служба медико-социального сопровождения осуществляющая медико-реабилитационную деятельность по двум направлениям: медико-педагогическая и медико-биологическая реабилитация.
Система медико-педагогической реабилитации включает:
медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
медицинский контроль за физическим воспитанием;
санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
работу лектория для родителей "Мы выбираем здоровье”.
Система мер медико-биологической реабилитации включает:
санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
прививочная работа;
диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
профилактическое лечение витаминами;
противорецидивное лечение детей с хронической патологией по средствам физиотерапии.
Школа работает в условиях полного дня (8:30 – 18:00). Во второй половине дня работает группа продленного дня. Набор помещений создает условия для изучения образовательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (2 современно оборудованных зала, тир), рекреации озеленены. Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организованно, наряду с дотационным, горячее питание, а для детей, посещающих ГПД, трехразовое горячее питание учащихся.
Режим "школы полного дня” обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, в ГПД обязателен сон для первоклассников.
Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Интеллектуально активные часы чередуются с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами.
Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния (профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний; организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогрипповая вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).
Подводя итог, хочу сказать, что общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд, ее основная задача – формирование личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным. А выполнить сможет при соблюдении ряда условий, основным из которых является наличие финансирования.