Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности.
С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.
Результатом такого взаимного сотрудничества является:
организация деятельности детей,
результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.
Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?
Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.
Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).
Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия. ( специалисты СПС)
Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:
Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, фельдшер и др.);
Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.
Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности молодёжного объединения "МИР", детского объединения "СМиД", ученического самоуправления, волонтёрского движение «NEXT», программы по ПДД, посредством реализации 18 программ дополнительного образования.
Так, всего за 2020-2021 уч.год проведено 223 социально-досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность , социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.
С помощью ученического актива школы в 2020-2021 уч.году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:
ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании,СПИД, табакокурения.
встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения,помогают изучать историю страны.
игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников- взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма
конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение
интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.
"Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятия, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.
"Последний звонок" - традиция
Деятельность молодёжного объединения "МИР" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить
· отношение к учебе в активе – 81,8 %;
· отношение к трудовой деятельности - 84,5 %;
· отношение с учителями и другими работниками школы- 91%;
· отношение с участниками МО "МИР" - 86,3%;
· дисциплинированность – 85,4 %;
· коммуникативные способности – 91 %
· умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % (над этим показателем предполагаем работать) Впервые в 2021 году начало работу волонтёрское движение «NEXT». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.
Всего за 2020-2021 уч.год было проведено 15 Советов профилактики. Поставлено на внутришкольный учет –5 учащихся. Снято – 1 человек. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2020-2021 уч.год специалистами СПС было проведено 47 бесед, охвачено 986 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб в 2020-2021 уч.году ими было охвачено 922 (86, 81 %) учащихся из 1062.
Цель дополнительного образования в школе - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:
Художественно – эстетическое.
Физкультурно-спортивное.
Спортивно-техническое.
Социально-педагогическое.
Естественнонаучное направление.
В 2020-2021 учебном году было организовано 24 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 45 групп, общий охват учащихся составил всего 641 чел. (60,47%),
Направленность |
Количество групп \ наполняемость |
Начальная школа (чел.) |
Школа II и III ступени (чел.) |
Художественно – эстетическая |
15 / 175 |
123 |
52 |
Физкультурно-спортивная |
8 / 213 |
63 |
150 |
Социально-педагогическая |
14 / 150 |
53 |
97 |
Спортивно-техническая |
1/ 15 |
0 |
15 |
Естественнонаучная |
7/ 63 |
15 |
48 |
Военно-патриотическая |
1 / 25 |
0 |
25 |
Всего |
45 / 641 |
254 |
387 |
На протяжении 5 лет в школе существует система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи - банк одаренных детей. Существующая система позволяет фиксировать индивидуальные достижения обучающихся и учитывать их при построении образовательной и жизненной траектории. Согласно банку одаренных детей в 2020-2021 уч.год всего принято участие в 44 конкурсах, из них в: городских конкурсах, из них побед- 24; 7 окружных конкурсах, из них побед- 4; 11 всероссийских конкурсах, из них побед - 1.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии. По итогам 2020-2021 уч.года команда учащихся заняла 2 место в XXII Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях. По итогам городской Спартакиады допризывной молодежи команда учащихся школы заняла 1 место, по итогам всех военно-спортивных мероприятий 2020-2021 уч.года 2 место в городе.
Работа с родителями.
Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2010-2011 уч.году было проведено 11 - родительских собраний (внутришкольных и городских) все они являются профилактическими, из них:
Оздоровительных- 3
Психолого-педагогических-2
Информационных -3
Социально-досуговых - 2
Культурно-массовых - 1
К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, сотрудники ППЦ «Доверие», специалисты ЦГБ, СМИ, члены школьного ученического Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
||||
Численность родителей |
Показатель |
Численность родителей |
Показатель |
Численность родителей |
Показатель |
Численность родителей |
Показатель |
304 |
25,82 |
479 |
47,6 |
425 |
39,9 |
657 |
61,8% |
Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».
Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:
Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.
Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.
Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.
Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется. Достаточно тесно мы сотрудничаем с ЦД «Нефтяник», МРЦ, МУК «Интеллект-Центр», Управлением по физической культуре и спорту.
Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:
Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками.Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;
Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").
Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.
Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.
Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.
Не достаточно охвачены учащиеся 9-11 классов социальной, трудовой, патриотической, волонтёрской, интеллектуальной направлениями деятельности.
Проблема в определении инструментария оценивания качества и эффективности воспитательной работы.
Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:
в организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность , социальные акции)
результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).
В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)
Использование современных социальных технологий (оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д.), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),
Одним словом все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются…