Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе
К.Паустовский


Грамматическое задание №1
1. Найди распространенное обращение.
2. Сделай разбор по частям речи в предложении: Каспий смотрит в грядущее Завтра.
З. Объясни постановку тире в предложении: Байконур-сквозь года и века.

В этом хоре страны величавой
Есть Шульбинская песня без слов-
Мощь воды Иртыша. Изначальный
Гул турбин и разбег проводов.
Каспий смотрит в грядущее Завтра. Байконур-
сквозь года и века. Здравствуй,
Южная крепость державная!

Здравствуй, северный край!


Грамматическое задание №2
1. Найди приложение.
2. Выпиши 2 предлога и 2 союза.
3. Разбери по составу слово ЖАЖДАЮЩИХ.
И Слободу у Иртыша,
И Менный двор для торгов встречных.
И имя брата-пушкаря,-
От ремесла Замоскворечных...
И Семь палат,
И Усть-Каман, И город Верный,
что держали Набеги жаждающих стран, Да так,
что пришлые бежали.
Грамматическое задание №3
І.Разбери по составу слова ЗАПОМНИЛОСЬ и ИЗВЕСТНАЯ.
2. Укажи приложение.

3. Выпиши собственные имена существительные.
Запомнилась в комнате Вали

Картина известная «Март».

Морозы в тайгу отступали,

-Весна выходила на старт.

Вокруг, как сюжет Левитана,

Земля перемены полна.

По снегу не мчат уже сани,

В сарае хомут для коня.


Грамматическое задание №4
1.Объяснилексическое значение слова «вкалывает».
2.Выпиши двусоставное предложение.
З.Выпиши безличные предложения.
4.3апиши по одному существительному разных склонений.

Левый берег. Пустынно. Голо. Буераки, полынь да тишь.
Парни хлынули на Иртыш. Экскаваторы. Краны. МАЗы. Каждый вкалывает за двоих.
И земля загудела сразу
От сторителей молодых. Арматура. Бетон. Железо.
К блоку-блок и плита к плите.
И уже из обшивки лезут
Здания к солнечной высоте.


Грамматическое задание №5
1.Объясни написание окончания в слове АКВАРЕЛИ.
2. Объясни постановку запятой. З. Выпиши 3 глагола.
Я ж день и ночь раоотал в мастерскои

И вкладывал все деньги в акварели.

И на меня придирчиво смотрели

Со стен Поленов, Репин и Крамской.


Грамматическое задание №6
1. Объясни написание прилагательного ТЕМНО-БРОНЗОВЫИ.
2. Выпиши 3 местоимения.
3. Разбери по составу слово ДЫШИТСЯ.
4. Сделай фонетический разбор слова Я.

За речками, за бродами
С какой-то тайной радостью
Опять я рву смородину,
Мою лесную ягоду. Ей щедро угощаюсь я
Мне как-то сладко дышится.
И снова
Возвращаюсь я
К моей поре мальчишеской.
Белесый,
Темно-бронзовый,
Пропахший речкой,
Радугой,.
Я бегал в лог березовый
За этой терпкой ягодой.

Грамматическое задание №7
1. Объясни лексическое значение слова НАРЕК.
2. Найди СПП и составь его схему.
3. Какого разряда числительное 18?

Вглядись в себя-добудешь и ответа
На то, что есть давным-давно на свете.

Вдоль Сыр-Дарьи казахи кочевали
В начале восемнадцатого века.

Анет-Баба-старейшина Аргына,
Нарек и бием, и муллою сына.
Так наделен он честью в Среднем жузе,

Когда почти век ему нахлынул.


Грамматическое задание №8
1. Объясни написание окончания в слове СОЧЕТАНИИ.
2.Какой частью речи является слово ЕЩЕ?
3. Разбери по составу слово СМЕКНУЛИ.

О Калкамане и Мамыр сказании
Читатели смекнули еще ранее.
Попробуйте раскрыть печальный смысл

Теперь Енлик-Кебека в сочетании.


Грамматическое задание №9
1. Объясни написание приставки РАС- в слове РАСТВОРИТЬ.

2.Раскрой лексическое значение слова МИНАРЕТ.
3.Подбери синонимы к слову ЦЕРКОВЬ.

Семипалатинск, Родина моя!
Пусть нет в тебе столичного размаха,-
Из Иртыша есть пояс у тебя,
Из бора-шапка, из степи-рубаха,
И есть душа. Ее не подменить
Как не втащить волну на перапеты,
Как в небе невозможно растворить

Кресты церквей и башни минаретов.


Грамматическое задание №10
1.Выпиши имена существительные собственные.

2.Подчеркни причастный оборот.

3.Найди сравнительный оборот.

Слывет не зря уже давно
Земля, взрастившая Абая,
Что горизонты простирает
От Иртыша до Жидебая-
Духовной Меккою степной:
Ведь, как обитель Муз, Парнас,

Тысячелетия недаром
Здесь дремлет Чингиз-тау старый,

Пегас крылатый стал Тулпаром,

Ключом Кастальским-Баканас.


Грамматическое задание №11
1. Укажи СПП и определи типы придаточных.
2. От глагола НАСТУПАЕТ образуй деепричастие настоящего и прошедшего времени.
3. Объясни написание корня-МИР- в глаголе УМИРАЮТ.
4. Каким способом образовалось слово ПЕРЕЖИЛИ?
Наступает славный день Победы.
Без него немыслима весна,
И хотя остались в прошлом беды,
Память о войне всегда грустна.
Умирают наши ветераны.
Но врагов намного пережили.
Не дают уснуть ночами раны,
Чтобы помнили о том, чтоб не забыли.


Грамматическое задание №12
1. Объясни постоновку запятых во втором предложении.
2. Определи способ подчинения во втором предложении.
3. Объясни написание окончаний у существительных ГРАМОТЕ и В ЖИЗНИ.
Спасибо, говорю учителям!
За то, что грамоте меня учили,
Со мной букварь читали по слогам,

Таблицу умножения зубрили.

Хотели очень, чтоб я умным стал,

Нашел решение квадратуры круга
И в жизни все достиг- о чем мечтал.
И чтоб в учителе увидел друга.


Грамматическое задание №13
1. Найди страдательное причастие прошедшего времени.
2. Укажи отрицательное местоимение.
3. Какой частью речи является слово УЖЕ?
4. Раздели для переноса слово РАЗБУДИТ.
Разгоряченные
шанешки
и капустные
пироги
обалденно
пахли!
Эти запахи
поутру
приплыли
из далекого
детства-
мама
душевною
лаской
будила.
Так
никто
не разбудит
уже...


Грамматическое задание №14
1. Объясни постановку тире.
2. Сделай фонетический разбор слова РЯДОМ.
3. Укажи слово с непроизносимой согласной.
Черная рябина
грустная
была-
рядом
по течению
фрагментами
осень
проплыла...


Грамматическое задание №15
1. Найди обращение.
2. Укажи возвратный глагол.
3. Выдели деепричастный оборот. Что
с тобою,
земля,
дорогая
моя?
Земля
великих
акынов
и великих
батыров?
Чем
могу
я
помочь?
Разве что
словом
тебя
обниму
да губами
до крови
прижмусь.
Потерпи,
засыхая
душою.
Потерпи.
И капель
сложится
в ливень
и насытит
влагой тебя.

Грамматическое задание №16
1. Укажи обращение и вводное слово.
2.Найди деепричастие настоящего времени.
3. Укажи морфологические признаки слова РАЗЛЮБИЛА.
Что загрустила,
яблонька-
девочка
ты моя?
Что не блестят
глазоньки,
нежная
ты моя?
Разлюбила,
видать,
тебя
уходящая
осень.
Но полюбит,
родная,
весна.
Ты потерпи,
И очень.


Грамматическое задание №17
1. Объясни провописание глагола ПЛЕЩЕТСЯ.
2.Найди слово с приставкой ПРИ, объясни написание.
3. Объясни постановку запятых.
Особое лето у нас, в Прииртышье:
Боярка, черемуха, травы, цветы.
Как плещется рыба в реке
так и слышно.
Притих одуванчик, стыдясь наготы.


Грамматическое задание №18
1. Выдели назывные предложения.
2. Объясни написание Ь в глаголе СТЕРЕЖЕШЬ.
3. Найди слово с непроизносимой согласной, объясни написание.
4. Объясни постановку знаков препинания.
Снег. Мороз. И веселые лица. Песни.

Елка и праздничный стол.

Ты сегодня стоишь на границе,

Стережешь этот берег и холм.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика