Цели:

1) через игровую форму познакомить учащихся с основными правами человека и ребёнка;
2) научиться находить права в художественных произведениях, проводить связь с жизнью;
3) воспитывать грамотного в области права человека, знающего свои права и умеющего их защищать.

Оформление: на доске - плакаты «календарь правовых дат», «нормативные акты о правах ребёнка»; на столах – «Всеобщая Декларация прав человека», лист – список художественных произведений, жетоны.

Участники: ведущий (учитель истории, права), эксперты по правам человека (учащиеся 10-11 классов в количестве 3-5 человек), команды участников (7-8 классы).

Условия викторины: в игре участвуют четыре сборных команды из 7-8 классов (жеребьёвка). Каждая команда садиться за стол, соответствующий её цвету: красный, зелёный, синий, жёлтый. На столах уже лежат тексты нормативных актов, списки художественных произведений. Ведущий зачитывает вопрос с нарушенным правом, участники игры называют художественное произведение, герой которого сталкивается с проблемой, декларируемой в статье, обосновывая при этом свою точку зрения. За правильный ответ команда получает жетон. Оценивается точность, быстрота, умение обосновывать свою точку зрения. Жюри (эксперты по правам человека) подводят итоги в конце игры, обращая внимание на дисциплину, работу всей команды; распределяют места между командами. Особо отмечаются активные участники команд.

Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня мы посостязаемся в знаниях по правам человека и ребёнка, а помогут нам в этом сказки. Вы все любили и любите сказки. Но, наверное, мало кто задумывался о том, что герои художественных произведений часто страдают от нарушения их прав. Вот мы с вами и выясним, в каких сказках герои ущемлены в своих правах, и тем самым познакомимся с правами, содержащихся в международных документах.
На сначала обратите внимание на лист со списком художественных произведений. Он состоит из двух граф. В первой графе даётся перечень произведений, а во второй нужно указать статью Декларации или написать нарушенное право героя этой сказки, заполненные листы вы отдаёте в конце экспертам, которые подводят итоги викторины. Правильно заполненный лист даёт возможность заработать дополнительно балл.
От вас сейчас требуется ознакомится со списком и дополнить его произведениями. (5 минут)
А теперь приступаем к викторине. Вам необходимо называть художественное произведение, герой которого сталкивается с проблемой, указать статью Декларации, в которой закреплено нарушенное право, обосновать при этом свою точку зрения; расставить названные статьи напротив художественного произведения.

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (статья 3 Декларации)?
(«Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища (ст. 12 Декларации)?
(«Три поросёнка», Зайка из русской народной сказки, «Ледяная избушка»)

3. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь (ст.12 Декларации)?
(Людмила из поэмы А.С.Пушкина, Марья Моревна – персонаж русских народных сказок)

4. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства (ст.13 Декларации)?
(«Лягушка-путешественница», старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом человека владеть своим имуществом (ст.4, 5 Декларации)?
(«Золотой Ключик» или приключение Буратино)

6. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований (ст.14 Декларации)?
(«Дюймовочка»)

7. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений (ст. 19 Декларации)?
(Барон Мюнхаузен, капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний (ст. 20 Декларации)?
(Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов)

9. Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причём обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда (ч.2 ст.23 Декларации)?
(Том Сойер)

10. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение (ст.23, 25 Декларации)?
(«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»)

11. У какой известной сказочной героине нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня (ст. 24 Декларации)?
(Золушка)

12. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями (ст. 27 Декларации)?
(Барон Мюнхаузен, Алиса – девочка из будущего, Дама из стихотворения «Багаж»)

Песни о правах
Задание: о каких правах идёт речь в следующих песнях?
А/ Песня бременских музыкантах – «Ничего на свете лучше нету…»
(право на свободу передвижения, право на свободу мирных собраний)

Б/ «До чего дошёл прогресс» - песня из кинофильма «Приключения Электроника»
(право на пользование благами научно-технического прогресса)

В/ «Чему учат в школе»
(право на образование)

Г/ «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(право на отдых)

Ведущий: теперь сдайте, пожалуйста, ваши заполненные листы и жетоны жюри для подведения итогов, а мы пока подведём итоги нашей сегодняшней встречи.

Рефлексия: 1. Что нового я узнал(а) из викторины?
2. Что мне понравилось/ не понравилось?
3. Ваши пожелания.

Слово жюри.
Заключительное слово ведущего.
Награждение победителей грамотами и ценными призами.

Приложение

Список художественных произведений Статья
«Серая шейка»
«Красная Шапочка»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Дюймовочка»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Три поросёнка»
«Ледяная избушка»
«Руслан и Людмила»
«Лягушка-путешественница»
«Золотой ключик, или приключения Буратино»
«Приключения барона Мюнхаузен»
«Капитан Врунгель»
«Кот в сапогах»
«Бременские музыканты»
«Квартет»
«Семь гномов»
«Приключения Тома Сойера»
«Мороз Иванович»
«Госпожа Метелица»
«Сказка о попе и его работнике Балде»
«Золушка»
«Алиса в стране чудес»
«Мартышка и очки»
Маршак С.Я. «Багаж»
«Приключения Незнайки и его друзей»
«Репка»
«Айболит»
«Приключения кота Леопольда»
«Аладдин»
«Двенадцать месяцев»

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика