Специфика проведения уроков обзорного типа, их роль и место в курсе истории литературы

Проблемы образования в XXI веке интересуют ученых и учителей, роди­телей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных зна­ний, преодоления разрыва между традиционными и современными методологиями, усвоения знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системы нравственных координат личности.

Задача современного учителя, по мнению С.С. Аверинцева – «не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать». Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений. Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы. Однако, о какой бы стороне преподавания литературы мы не говорили (содержании, приемах, методах и т.д.), не следует забывать об интересах учащихся. Ведь все теоретические соображения: чему надо учить, как и с какой целью это надо делать, имеют смысл, если учащиеся проявляют интерес к занятиям, если излагаемые сведения понятны учащимся и способствуют их развитию. Следовательно, методика должна опираться не только на задачу обучения и воспитания, но и на психологию школьников – т.е. должно быть двуединство процесса.

Необходимо отметить важнейшие тенденции совершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: это пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и общечеловеческого значения произведения», выбор различных методов обучения и форм урока. «Литературное образование ставит своей целью формирование квалифицированного читателя художественной литературы. А если так, то процесс обучения в школьном курсе литературы должен, прежде всего, основываться на формировании у ребят культуры восприятия художественных текстов. И именно ради этого ученики должны освоить определенный минимум знаний о законах художественного творчества (точнее – о законах искусства слова) и об истории литературы (прежде всего – литературы отечественной)»

На основании программ изучения литературы в классах у учащихся необходимо формировать представление об историко-литературных процессах в разные исторические периоды (в 9 классе – от древности до наших дней, в 10 классе - литература XIX в., в 11 классе - XX в.). Обращаясь к изучению исторических и литературных процессов предшествующих эпох, речь идет о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор — это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школь­ного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» в следующих значениях:

- во-первых, для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение);

- во-вторых, для характеристики уроков особой структуры.

Н.И Кудряшев определяет обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрываются лишь наиболее важные особенности.

Структурно курс литературы в 8-11 классах включает уроки монографиче­ского и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных све­дений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются:

- механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения;

- информативная перегруженность;

- приобретение знаний на уровне абст­рактных понятий без опоры на художественный текст и эмоциональные впечат­ления;

- уменьшение доли текстуального анализа;

- отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

Монографическому изучению творчества виднейших представителей опре­деленного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа. Можно показать на примере взаимосвязь в школьном курсе обзорных разделов и тем, посвященных «персоналиям».

Обзор историко-литературной ситуации первой половины ХIХ века

Монографическое изучение творчества писателей первой половины ХIХ века

А.С.Грибоедов

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Биография

Уроки анализа

Критика

Теория литературы

Общая характеристика творчества

Традиции

 

При обзоре историко-литературной ситуации первой половины ХIХ века изучаются следующие монографические темы творчества писателей этого периода: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. При работе над каждой из тем можно выделить следующие структурные элементы: знакомство с биографией писателя, уроки анализа текста, знакомство с критическими материалами и вопросами по теории литературы, и как итог – общая характеристика творчества и традиции.

 

Обзор историко-литературной ситуации второй половины ХIХ века

Монографическое изучение творчества писателей второй половины ХIХ века

А.Н.Островский

И.С.Тургенев

Ф.М.Достоевский

Л.Н.Толстой

Биография

Уроки анализа

Критика

Теория литературы

Общая характеристика творчества

Традиции

 

При изучении общей историко-литературной ситуации второй половины ХIХ века даётся обзор следующих монографических тем творчества писателей этого периода: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой.

А характеристика русского реализма конца ХIХ - нач. ХХ вв. представлена изучением обзорных тем, посвящённых следующим персоналиям: А.П. Чехов, М.Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн.

 

Русский реализм

конца ХIХ - нач. ХХ вв.

Монографическое изучение творчества писателей к. ХIХ – нач.ХХ вв.

А.П.Чехов

М.Горький

И.А.Бунин

А.И.Куприн

Биография

Уроки анализа

Критика

Теория литературы

Общая характеристика творчества

Традиции

 

Цель уроков-обзоров нельзя ограничить воссозданием «фона», на котором потом будет изучаться творчество крупнейших писателей. Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

Чрезмерная насыщенность обзорных тем материалом, множеством фактов, идей, событий и ограниченность часов, предназначенных для их усвоения, рож­дают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний.

Переходя к вопросу о специфике обзорных тем, нужно отметить, что именно они и влияют на методику проведения занятий. Нами уже отмечалось, что уроки такого плана насыщены большим количеством информации, которую следует донести до ученика, и это предполагает использование средств, с помощью которых такой объем информации будет усваиваться интенсивнее. Преподаватель может дать учащимся уже готовый материал, а может предложить получить необходимую информацию самостоятельно – через чтение книг, просмотр фильма, прослушивание радиопередач и др. Умения старшеклассников уже достаточно сформированы, поэтому они сами могут и должны обращаться к различным приемам продуктивной деятельности (самостоятельная подготовка сообщений, докладов, устных рецензий и т.д., не только сэкономит время и облегчит задачу учителя, но будет способствовать осмысленному отбору и прочному запоминанию материала, необходимого при изучении темы).

Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в короткое время значительного количества сведений, притом подчас разнохарактерных. Естественно, что при такой насыщенности обзора и сжатости его в учебном времени, знания учащихся и характером, и глубиной будут отличаться от тех, которые ученики получают о писателях и произведениях в процессе изучения монографических тем. Это связано исключительно с тем, что на изучение историко-литературной ситуации определенного периода отводится программой, как правило, 1-2 часа, а на изучение творчества писателей в этом периоде выделено достаточное количество часов.

При освоении материала, рассматриваемого обзорно, старшеклассникам приходится многое воспринимать без самостоятельного исследования и оценки, обращаться не столько к художественным произведениям, сколько к учебнику, заниматься не эстетически-оценочной деятельностью, а систематизацией сведений и их запоминанием. В данной ситуации   учителю необходимо суметь выбрать наиболее рациональные пути работы над обзорными темами.

При отборе материалов необходимо, чтобы каждый факт в контексте обзорной темы звучал как типичная иллюстрация какого-то явления, способствовал осознанию детьми связи литературы с жизнью и важнейшими совершениями эпохи.

Такая форма изучения литературы объясняется тем, что возраст старшеклассников позволяет ставить вопрос об исторической обусловленности творчества писателя, литературного развития. Учащиеся старших классов не только проявляют интерес к творческому облику художника слова, но и склонны сами к сопоставлению учебного материала, к оценкам, которые выходят за рамки творческой биографии и художественного наследия одного автора.

Хотя на обзорные темы отводится очень мало времени, их количество в курсе изучения литературы велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представления о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять отечественную литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Обзоры способствуют развитию таких умений, как умение обобщать, сравнивать, делать выводы, то есть развивают самостоятельность мышления.

Для повышения эффективности уроков обзорного типа необходимо:

Определить центральную проблему, ведущую идею обзора.

Обрисовать принципы организации обзорного изучения:

- соотношение главных положений обзора и материала, его развивающего, аргументирующего и иллюстрирующего должно быть оптимальным;

- необходима обязательная конкретизация основных положений обзора литературным материалом;

- привлечение элементов «впечатляющего метода» (Л.Выготский) - синхронистических таблиц, выставок, стенгазет;

- обращение к другим видам искусства.

Установить связи между обзорными и монографическими темами, что предусматривает:

- создание в обзорах фонового представления об эпохе, эмблемных литературных явлениях;

- установление проспективных и ретроспективных взаимодействий между материалами обзоров;

- обозначение «сквозных» содержательных линий в обзорах (традиции и новаторство, национальное и общечеловеческое, идейно-тематические и жанро­вые предпочтения).

Исследователь Никольский считает, что обзорные темы очень важны для «систематического литературного образования молодежи, для воспитания средством литературы». Если материал для обзора подобран грамотно, а метод для проведения занятия выбран оптимальный, то учащиеся вполне способны «обнять мысленным взором» целую полосу литературной жизни страны.

 

 

Виды обзорных тем и их содержание

 

В современной методике выделяют следующие виды обзорных тем:

- собственно обзорные темы (например, обзор «Из литературы XVIII века», «Русская литература 1930-1941 гг»)

- обзорное изучение творчества писателя - монографические темы (В.Жуковский и К.Рылеев; поэзия А.Фета и Ф.Тютчева).

Такое деление довольно условное, т.к. понятие «обзорная тема» очень широкое. Что касается содержания обзорных тем, нужно отметить, что они по своему типу близки друг к другу, хотя и не совсем однородны. Значительная часть материала, включаемого в обзорные темы, носит отвлеченный характер: это литературные мнения, литературные споры, полемика по вопросам литературной теории, даже философские взгляды участников литературного движения. Такой материал нуждается в особенно тщательном истолковании. Так как виды обзорных тем уже определены, то теперь необходимо отметить характерное для каждого из видов содержание.

1. Обзорные темы установочного характера предшествуют или целому курсу литературы, или какому-то разделу. Такой урок-пролог подготавливает учащихся к целостному изучению многоуровневого литературного явления, прогнозирует систему в «неразвернутом виде» (Например, «Идейные и жанровые поиски в литературе конца ХХ века»).

Цель обзорных тем, которые предшествуют изучению литературы определённого периода, - дать установку к курсу данного класса, создать элементарную методологическую базу для понимания развития литературы этого периода.

За многие годы в школе сложился определенный «типовой» подход к обзорным темам этого вида. Учитель-словесник продумывает план изучения обзорных тем. Он основан на расшифровках, содержащихся в программе по литературе, но наполнение пунктов плана зависит от учителя, и потому при его общности содержание обзоров может быть отличным друг от друга.

Прежде всего, нужно заглянуть в программу по истории, в которой есть целый ряд тем, соприкасающихся с программой по литературе. Затем определить основную идею, объединяющую между собой уроки обзорной темы. В работе над темой можно опереться на имеющиеся у учеников знания по истории. Без знания исторических обстоятельств нельзя понять особенностей литературной жизни эпохи. Эти знания надо включить в новую систему понятий, в основе которых – осознание художественной специфики искусства.

Будет ошибкой ограничиться перечислением исторических фактов или, наоборот, дать чрезмерно подробный анализ их: ведь в обзоре предметом нашего изучения, прежде всего, остается литература. И очень важно, чтобы исторические и литературные события эпохи не представляли двух параллельных рядов, а выступали в единстве и рождали у школьников представления об изучаемом времени.

Во избежание затруднений, во-первых, нужно опираться на межпредметные связи и привлекать знания, полученные в курсе истории. Во-вторых, рассказ об исторических событиях целесообразно сопровождать демонстрацией произведений искусств, выразивших данное время. Необходимо очень кратко включить в обзор и творения гениальных художников, композиторов, скульпторов, демонстрируя репродукции, фотоснимки, привлекая аудио- или видеозаписи.

Можно раскрыть историю через литературу. Например, обстановка ожидания реформы и подготовка к ней («необходимость перемен») воспримется в живом образе, если прочесть и прокомментировать те картины русской природы и хозяйственных затруднений русского дворянина Николая Петровича Кирсанова, которые изображены И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

С другой стороны, факты литературной жизни приобретут в глазах учеников большой вес и значение, если они увидят их историческую причинность.

После этого наступает время подвести итоги литературного развития за эти годы или десятилетия, оценив вклад художников слова в сокровищницу национального мирового искусства, отметить, что, созданное в изучаемую эпоху, сохраняет огромное значение и в наше время. 

Важное место в обзорах занимают темы, которые завершают изучение конкретного периода или эпохи. Такое итоговое обзорное занятие даёт обобщенную панорамную картину историко-культурного явления как целого и намечает перспективы дальнейшего самостоятельного постижения его учащимися.

Например, при изучении темы «Основные черты русской литературы XX века и ее мировое значение», после изучения творчества ряда советских писателей, после обзорных лекций, освещающих основные этапы в истории русской литературы, необходимо подвести итог. Обширный материал, каким владеют теперь учащиеся, заканчивающие XI класс, позволяет учителю в заключительной лекции поставить перед ними вопрос: В чем же основные черты русской литературы и ее мировое значение?

Оглядываясь на пройденный литературный путь, учитель напоминает ученикам, что, о каком бы русском писателе в течение года ни шла речь, всегда отмечалась теснейшая связь его творчества с требованиями современной общественно-политической жизни. Особенность русской литературы – в ее стремлении не только правдиво отражать жизнь, но, отмечая и поддерживая в ней ростки будущего, всемерно содействовать ее развитию.

3. Несколько иной, хотя и очень близкий вариант обзорных тем содержит программа XI класса. Они выделяются в отдельный вид уроков-обзоров - концептуальные обзоры этапов развития литературы:

- обзор с акцентом на теоретико-литературном понятии (например, «Модернизм как художественная система»);

- обзор-веха, характеризующий узловые этапы в развитии истории литературы (например, «Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных десятилетий»);

- проблемно-тематический обзор (например, «Тема родины в современной поэзии»).

Цель каждого из них – дать представление о характере литературы, отразившей движение нашей жизни от первых послереволюционных лет до сегодняшнего дня.

Предполагается, что единство освещения в обзорах исторических событий, литературной борьбы и конкретных явлений литературы позволит ученикам увидеть в каждом периоде общее, что характерно «для всего литературного процесса русской эпохи, и особенное, специфичное для данного этапа».

Например, в обзоре, посвященном литературе Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, где рассматривается поэзия, проза и драматургия этого периода, можно отчетливо обнаружить присущую русской литературе связь с основными проблемами времени (в 20-е годы - это проблема героического труда, здесь – борьба за освобождение Родины). В то же время литература военных лет несла в себе новые качества: она с особой остротой поставила проблему единства русского народа, его массового героизма, показала нравственное величие русского человека. Каждый период в развитии русской литературы выдвигал писателей, в чьем творчестве данное историческое время с его проблематикой находило особенно яркое выражение. В первые послереволюционные годы это были В. Маяковский, Д. Бедный, Д. Фурманов, А. Серафимович и др. В годы Великой Отечественной войны – М. Шолохов, А. Твардовский, К. Симонов, А. Толстой и др. Невозможно вместить в обзор рассказ о каждом из писателей и рассмотреть даже наиболее крупные произведения авторов. Поэтому учителю дается право выбора имен и произведений для показа характерных тенденций литературы каждого периода.

Например, для обзора прозы времен Великой Отечественной войны могут быть отобраны произведения Б. Горбатова «Непокоренные» и А. Бека «Волоколамское шоссе» или «Звезда» Э. Казакевича и «Знаменосцы» О. Гончара. Для обзора поэзии военных лет – стихи К. Симонова и поэма М. Алигер «Зоя» или стихи А. Суркова и поэма П. Антокольского «Сын» (возможны и другие варианты). Однако вариативность в выборе художественного материала и сосредоточенность внимания на отдельных произведениях не должны приводить к отказу от освещения общих проблем, объединяющих, например, прозу военного времени или поэзию, родившуюся в те годы.

Желательно, чтобы через обзорные темы учащиеся не только приобрели сведения о литературе каждого периода, осведомленность о ней, но чтобы у них сложился образ эпохи. Этому помогает и отбор самих произведений, и выбор для демонстрации в классе одной-двух песен и картин (репродукций), наиболее созвучных духу времени.

Для каждого периода в развитии русской литературы характерен свой пафос, свои ведущие идеи-проблемы и свои принципы изображения жизни (стилевые направления). Задачей обзора как раз и является выявление пафоса, стиля, героя времени изучаемого периода.

В пределах одной обзорной темы, оказываются уроки с различным содержанием – по истории классовой борьбы, по событиям самого литературного движения, по творчеству отдельных авторов, по искусству и культуре эпохи. Словесник ведет старшеклассников от причин к следствиям, от общего к частному, все время подчеркивает объективную логику, закономерность смены явлений, взаимосвязей между ними. Каждый урок подчиняется ведущей мысли, что облегчает школьнику усвоение темы. Обзорная тема, как бы охватывает следующие за ней монографические, т.е. темы, изучающие творчество отдельных писателей.

Монографические темы преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Ведь и биографии писателей, и сюжет их книг, и герои этих книг – все это вновь и вновь обращает к исторической обстановке, конкретизирует представления о ней. Например, о журнале «Современник» девятиклассники узнают из лекции учителя о русской литературе второй половины XIX в. Затем об этом журнале неоднократно говорится при изучении жизни и творчества А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого.

 

Методические рекомендации по проведению уроков-обзоров

 

Деятельностный подход в работе над обзорными темами конкретизируется разнообразием методических форм и приемов, стимулирующих творческую дея­тельность учащихся на материале темы, соблюдении преемственности с содержа­нием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми при изучении обзорных тем; практической направленности работы.

Лекция как основной метод работы над обзорными темами

Отметим, что основным методом работы над обзорными темами является объяснительно-репродуктивный - в форме лекции учителя. Однако его следует сочетать с поисковой и исследовательской деятельностью учащихся. Методика проведения обзорных лекций – один из труднейших вопросов преподавания литературы в старших классах. Учитель должен отобрать для лекции самые необходимые сведения, иллюстрировать их литературными текстами и наглядными пособиями, продумать план и форму изложения материала, не забывая при этом, что он все же не лектор, и ему необходимо во время лекции вызывать самостоятельную деятельность учащихся и заботиться о прочности сообщаемых знаний.

Лекция по литературе в IX – XI классах должна быть не только методически выдержанной, идейно насыщенной, содержательной, - она должна быть настолько доходчивой, чтобы ученики усвоили ее полностью и прочно. Следует иметь в виду, что учащиеся, начиная с IX класса, переходят на уроках литературы к непривычной для них форме занятий: они слушают обзорные лекции. Навыками же слушания и записи лекций они обычно совершенно не владеют или владеют очень слабо. Привить эти навыки – одна из существенных задач всех преподавателей и преимущественно словесников. Навыки эти необходимы учащимся не только для прочного усвоения знаний в школе, но и для работы в ВУЗе, и для всей дальнейшей жизни.

Готовясь к лекциям обзорного характера в IX классе, преподаватель должен точно распределить материал по урокам для того, чтобы каждый урок представлял собой нечто законченное. Читая лекцию, необходимо расчленить ее на части. Заканчивая ту или иную часть, полезно сделать обобщение, интонационно подчеркнув его, и предложить учащимся записать вывод дословно. Переходы от одной части к другой на первых порах необходимо также отмечать небольшой паузой или примерно такой фразой: «Так прошло детство писателя. Посмотрим, где и как он учился…» (если рассказывается биография писателя) Само изложение лекционного материла надо вести по возможности просто, не спеша, иллюстрируя общие положения конкретными фактами – как историческими, так и литературными; широко используя при этом картины, диаграммы, записывая на доске необходимые даты, трудные названия и имена. Закончив лекцию, учитель в оставшиеся 5-8 минут пред­лагает вопросы с целью повторения и закрепления прослу­шанного.

В Х классе приемы изложения лекции остаются, в основном, прежними. Так же, как и в IX классе, говорить рекомендуется в сравнительно медленном темпе, выдерживать четкое членение лекции на части, разными способами подчеркивать выводы и обобщения, а также переходы от одной части к другой, широко пользовать нагляд­ность во всех ее формах и т. п.

В X классе надо продолжать работу по формированию навыков составления конспекта лекции. Записи необходимо просматривать, чтобы указывать ученикам на их достижения и ошибки.

В X классе необходимо показать ученикам, как они должны объеди­нять в своих ответах материал учебника с материалом лекции. Учитель, планируя лекцию, придерживается в общем того по­рядка изложения материала, какой дан в учебнике, так как без этого пользоваться учебником было бы очень затруднительно. Предлагая задание, следует объяснить, что сначала ученики должны прочитать определенный материал в учебнике, а потом обра­титься к записям лекции и выделить в них то, что дополняет учебник. Отвечать же на следующем уроке они будут на основании как материала учебника, так и материала лекции.

Если в предшествующие годы обучения работа учащихся по слушанию и записи лекции велась систематически, можно рассчитывать, что ученики XI класса постепенно перейдут к той обычной форме восприятия лекций, с какой потом они должны иметь дело в ВУЗе. Надо добиваться, чтобы учащиеся самостоятельно в процессе слушания членили лекцию на части, а при записи начинали каждую часть с новой, «красной» строки, чтобы они учились вы­делять существенные положения и обобщения учителя, не дожи­даясь с его стороны подчеркивания и подсказки.

Основные направления, последовательность и специфика работы при обзорном изучении историко-культурного периода.

Основная задача учителя на обзорных лекциях - определить направление и последовательность предстоящей работы на занятиях всего цикла, вызвать мотивацию к изучению определённого периода, пробудить интерес к урокам по этой программной теме. Именно на начальном этапе работы полезно познакомить старшеклассников с последовательностью изучения обзорных тем, с примерным планом, используя который, ученики могли бы само­стоятельно работать над темой на уроке и дома.

Приведем примерный план изучения обзорной темы:

хронологические границы эпохи и обоснование данной перио­дизации.

исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие харак­тер и особенности данного периода;

общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литера­турного движения, основное содержание историко-литературного процесса:

а)      ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы;

б)      основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;

в)      новые герои, изменение отношения к героям предшествующих эпох;

г)      крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их основные произ­ведения;

д)      литературный стиль эпохи, изменения в области литературных жанров;

материал об отдельных художниках и про­изведениях, наиболее характерных для данного периода;

значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литерату­ры, в решение общечеловеческих проблем, сильные и слабые стороны литерату­ры данного периода.

Приведём пример планирования занятия по обзорной теме «Первона­чальное представление о классицизме» в IX классе:

Выясним исторические условия происхождения классицизма и его развития в Ев­ропе и России, отметим выражение в классицизме идеи единства государства, служения государственному долгу, подавления личного чувства во имя общих интересов, высоких нравственных идеалов.

Определим исходные принципы классицизма: подражание классикам (античным об­разцам), следование природе, правде жизни, голосу разума, культ строгих правил.

Выделим драму как один из основных родов литературы, комедию и трагедию как ви­ды драматургии.

Приходим к выводу, что драматургия — ведущая форма литературного творчества классицизма, Жан Расин и Пьер Корнель — корифеи французской классицистической трагедии, Жан Батист Мольер—великий комедиограф эпохи классицизма.

Многостороннюю и подробную характеристику искусства классицизма в пределах обзорной темы дать трудно, поэтому следует ограничиться постановкой перед учащимися нескольких проблемных вопросов:

Что надо знать о литературном направлении?

С какими историческими изменениями в жизни общества связано появ­ление классицизма как направления искусства?

Какие требования предъявлялись теорией классицизма к литературе?

Какие герои прославлялись и какие осуждались в трагедиях и комедиях XVII—XVIII веков?

Что ценного, неумирающего оставил классицизм мировому искусству?

Удачно включатся в лекцию подготовленные учениками художественные пересказы фрагментов одной из трагедий классицизма, например, «Сида» Корнеля. Это позволит завершить урок выводом о непреходящем значении искусства классицизма.

Активизация репродуктивной деятельности учащихся на уроках-обзорах

Эффективность уроков-обзоров во многом зависит от своевременной активизации имеющихся у школьников знаний и впечатлений с ориентацией на инварианты в структуре учебного материала. В старшем школьном звене возрастает роль ретроспективных связей, осуществление которых позволяет организовать повторение, в какой-то мере переосмыслить знакомые факты заново.

Исходя из этого, в лекцию учителя целесообразно вставлять сообщения учеников по конкретной теме (например, в лекцию о литературе критического реализма начала XX в. ввести сообщение-рассказ ученика о «Молоке» А.И.Куприна или повести В.В.Вересаева «На повороте»). Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание. Возможно использовать на уроке чтение произведений или их фрагментов – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленное исполнение учащегося или выразительного чтения самого учителя.

Очень интересна внеклассная работа учителя-словесника с учащимися, предшествующая и сопутствующая изучению обзорной темы. Это, прежде всего, экскурсии. Чтобы у молодых людей сложилось живое представление об эпохе, изучаются памятники архитектуры, в местном краеведческом музее учащиеся знакомятся с предметами быта, с различными подлинными документами прошлого, в картинной галерее их внимание привлекают полотна, современные книгам писателей, которых предстоит изучить.

Учитель должен сделать все возможное, чтобы обзорная лекция была интересна и вызвала энергичную работу мысли учащихся. Поэтому помимо лекций при изучении обзорной темы возможна беседа, которую в целях активизации внимания класса следует вкраплять в лекцию в форме эвристических вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на который ссылается лектор, как они понимают того или иного героя и т.п. Беседа с учащимися в рамках обзорной темы возможна тогда, когда учитель останавливается на литературных явлениях, в какой-то мере уже знакомых школьникам. Например, с учащимися можно провести беседу при изучении жизни и творчества И.А.Крылова, так как они знают многие его басни и поэтика басен им достаточно понятна. Также беседа возможна, если на занятии по обзорной теме прочитываются произведения поэта, вполне доступные школьникам, способные их заинтересовать содержанием и художественной формой. Уместны небольшие беседы по тем картинам, скульптурам, которые рассматриваются на самом уроке. Также и итоговое занятие по обзорной теме, если оно завершает ряд монографических ступеней, и, следовательно, хорошо подготовлено, может состояться в форме беседы.

Активизация мыслительной деятельности школьников через дифференцированные задания

На обзорных лекциях рекомендуется активно использовать дифференциацию заданий по сте­пени сложности, типу восприятия и эстетическим предпочтениям. Дифференциро­ванные задания направлены на активизацию мыслительной деятельности школь­ников, они позволяют учащимся выполнять посильную работу, получая при этом удовлетворение. Так, учащиеся слабого и среднего уровня познавательных воз­можностей составляют тезисный конспект лекции учителя, опираясь на предло­женный план. Сильным учащимся предлагается выявить основные идеи лекции, сформулировать проблемные вопросы по ее содержанию. Отдельные разделы лек­ции учащиеся этой группы готовят самостоятельно.

 Например, при изучении темы «Духовные искания художников «золотого» и «серебряного века» для проблемного повторения и лекции учителя составляется табли­ца, отражающая характер исканий, мироощущение художника новой эпохи в сравнении с мировоззрением художника «золотого века».

Духовные искания художников «золотого» и «серебряного века»

ХІХ век

конец ХІХ - начало ХХ вв.

цельность сознания, эпичность

«разорванность» сознания, релятивизм (нет абсолютной идеи)

проповедь этических идеалов (альтру­изм, самоотречение, сочувствие «ма­ленькому человеку», самопожертво­вание)

отказ от этической проповеди, утвержде­ние права сильной личности, индивидуа­лизм

вера в эволюцию, прогресс

исторический пессимизм, трагичность мироощущения

приоритет жизни над искусством

вера в действенность искусства (искусствоцентризм)

монокультура

полифонизм, поликультура

 

Возможны различные формы проведения исторического комментария к рас­сматриваемому периоду литературы. В классе с невысоким уровнем обученности ученики, прослушав лекцию учителя или выступление подготовленного ученика, составляют хронологическую таблицу, дополняя ее дома по учебнику литературы и другим источникам (учебник истории, справочники).

Составление исторического комментария к эпохе может стать фронтальным заданием для всего класса: учащимся предлагается составить рассказы, подготовить информацию об историче­ской дате. Этот прием помогает школьникам представить отразившиеся в произве­дениях изучаемого периода события общественной жизни (три русские револю­ции, русско-японская и первая мировая войны) в контексте времени, объяснить их, а также особенности личности, мировоззрения, политических убеждений, поведе­ния людей, живших и действовавших в то или иное время. В рассказе о дате про­исходит наполнение этой даты конкретным содержанием эпохи, на фоне которой разворачиваются сюжеты произведений, развиваются переживания героев.

Одним из приемов, вооружающих школьников знанием характерных поня­тий, из которых складывается картина определенного периода, является состав­ление «словаря эпохи», его усвоение и использование в процессе изучения про­граммного раздела.

На первом этапе работа ведется под руководством учителя и при его непосредственных указаниях, на втором - вво­дятся задания к самостоятельной работе, например, мотивировать выбор лексики и обосновать ее запись. На третьем этапе школьники выполняют эту работу самостоятельно, применяя освоенную методи­ку и объясняя ее.

Приведём примерный план и словарь лекции «Серебряный век» русской культуры».

Перечень вопросов к теме может даваться учителем либо составляться самими учащимися на основе изученного критического материала. А далее пункты плана «наполняются» идейным содержанием. Например, говоря об истории и содержании понятия «серебряный век» русской литературы, отмечаем его как «русский культурный ренессанс» по словам Н.А. Бердяева или «новое русское возрождение» по А.А. Блоку.

 

Словарь лекции

План лекции

«русский культурный ренессанс» (Н.Бердяев), «новое русское возрожде-ние»(А.Блок),

«поколение на поворо­те».Гинзбург),

«поколение, растратившее своих поэтов»(Р.Якобсон),

многозначность художественной метафоры «серебряный век»,

соотнесенность с «золотым веком» русской поэзии, противостояние после­дующему развитию русской культуры (со­ветская литература, культурная эмиграция),

переходный характер, декадентство, аван­гардизм, духовная свобода, преходящие со­блазны земной жизни,

противопоставление подлинной культуры духа и вещного мира,

философия русского идеализма, романтиче­ский индивидуализм, синтезирующие тен­денции, активное освоение культуры про­шлых эпох, раскрепощение стихотворных средств

История и содержание поня­тия серебряный век русской культу­ры.

Предпосылки возникновения новой литературы, определившие ее характер и особенности.

Отражение в поэзии проти­воречивых тенденций общественной жизни

Полифонизм как главная от­личительная особенность культуры рубежа веков. Четыре поколения русских поэтов.

Идейно-художественная не­однородность русского модернизма. Основные художественные систе­мы: символизм, акмеизм, футуризм.

Значение серебряного века для последующего развития русской культуры.

 

Далее работу можно усложнить: ученики готовят по материалам словаря устное сообщение на тему «Духовная жизнь эпохи». Для его подготовки может быть использовано обучающее задание, содержащее не только вопросы, но и методические рекомен­дации:

вспомните основные общественно-политические события, повлиявшие на духовную жизнь общества в данную эпоху;

выделите основные проблемы, обсуждавшиеся тогда в русском общест­ве, сосредоточьте внимание на тех проблемах, которые вам особенно интересны;

охарактеризуйте основных участников общественно-политической жиз­ни, их позиции, философские, научные и литературные взгляды, социальное по­ложение, приведите примеры;

привлеките к характеристике духовной жизни эпохи выдержки из статей философов, публицистов, литературных критиков разных направлений, оцените позиции спорящих сторон;

составьте план сообщения, используйте при подготовке выступления со­ставленный вами «Словарь эпохи».

Задание предполагает самостоятельность каждого ученика. Каждый нахо­дит свой собственный, наиболее интересный для него материал, «свой минимум», свои примеры. Сообщения будут значительно отличаться друг от друга, и про­слушивание двух-трех выступлений поможет создать обобщающую картину ду­ховной жизни эпохи. К составленному словарю полезно обращаться при изучении обзорных и монографических тем, при анализе художественных произведений. Словарь помогает учащимся, с одной стороны, глубже понять поставленные в ху­дожественном произведении проблемы, с другой — наиболее полно раскрыть со­держание данной эпохи, то есть обогатить историческое знание.

Составление «словаря эпохи» вооружает учащихся знанием характерных понятий, формирует умение пользоваться ими при изучении обзорной и моногра­фической темы, способствует внедрению новой лексики в активный словарь, ре­чевую практику учащихся.

Словарь становится понятийно-тематическим стержнем, вокруг которого, с одной стороны, накапливается фактический материал, а с другой - усвоение этих понятий способствует углублению восприятия изучаемых художественных произ­ведений, принадлежащих к какому-либо методу.

В классах, где не сформированы умения по составлению «словаря», задание будет иное: дополнить предложенный учителем вариант, прочитав статью учебни­ка.

Установка на выполнение школьниками на уроках тематического цикла комплексных заданий избавляет учителя от необходимости тратить время на кор­ректирование восприятия в ходе работы, а учащимся помогает подчинить отдель­ные факты общей концепции изучения данного программного раздела.

Для подготовки сообщения об одном из модернистских течений также ис­пользуем комплексное обучающее задание, содержащее не только вопросы, но и методические рекомендации по его выполнению:

установите основные вехи появления и оформления литературной школы;

привлеките к характеристике эстетических принципов выдержки из программ­ных статей;

назовите основных участников поэтической школы, охарактеризуйте их роль в становлении и развитии течения, характер взаимоотношений с товарищами по «поэтическому цеху»;

вспомните основные особенности модернистской литературы, соотнесите с ни­ми эстетические принципы школы;

соотнесите представления данной поэтической школы о задачах искусства с духовно-культурной ситуацией рубежа веков.

Предлагая собрать и классифицировать материал под определенным углом зрения, например, рассмотрение художественно-эстетической системы на трех уровнях: по­этическая школа - модернистская литература - русская литература конца ХIX - начала ХХ вв., педагог способствует формированию у учащихся необходимых пред­ставлений о типологических особенностях литературы и культуры «серебряного века».

На вводном уроке к циклу занятий, посвященных русскому модернизму, необходимо формировать у одиннадцатиклассников представление о собирательном образе по­эта «серебряного века», его отличительных чертах: раннее яркое начало, порази­тельная трудоспособность, эрудиция, универсализм, трагичность мировосприя­тия, горение, порыв, вера в преобразующую силу искусства.

Возможно несколько вариантов решения данной задачи. Традиционный путь - включение в учи­тельскую лекцию «поколенческих» характеристик, которые ученики фиксируют в форме тезисов. Другой вариант - выступления учащихся с краткими информатив­ными сообщениями, дополняющими лекцию учителя, также часто практикуется в старших классах.

В классе с высокими показателями учебной деятельности можно предложить учащимся решить «литератур­ную» задачу, данная работа проводится фронтально или в группах.

 

переходный характер, ощущение смены культурных парадигм

«на перева­ле» (А.Белый);

«канунная литература» (Ф.Степун); «поколение на повороте» (Л.Гинзбург);

«безвременье» (А.Блок);

трагизм мировосприятия и личной судьбы

«люди катастрофических путей и трагического сознания» (Ф.Степун); «поколение, растратившее своих поэтов» (Р.Якобсон);

небывалый подъем духовной жизни

«новое русское возрождение» (А.Блок),

«русский культурный ренессанс» (Н.Бердяев);

 

индивидуализм

«безмерное расширение личности» (Л.Гинзбург),

«атмо­сфера воспаленных самолюбий» (М.Волошин);

 

вера в преобразующую силу искусства

«безраздумно поклоняйся искусст-ву»(В.Брюсов);

«осиянно только слово средь земных тревог»(Н.Гумилев);

полифонизм культурной жизни

«четырнадцатизвездное созвездье», «не­бывалый хор» (Г.Шенгели).

 

Рассмотрим несколько примеров.

Задача № 1) распределить опре­деления-характеристики, связанные с литературной ситуацией рубежа ХІХ- ХХ вв., по тематическим группам;

Ответ: В предлагаемых определениях характеризуются следующие особенности духовной жизни рубежа веков:

Метафоры «на перева­ле» (А.Белый); «канунная литература» (Ф.Степун); «поколение на повороте» (Л.Гинзбург); «безвременье» (А.Блок); определяют переходный характер литературы, ощущение смены культурных парадигм.

О трагизме мировосприятия и личной судьбы свидетельствуют следующие цитаты: «люди катастрофических путей и трагического сознания» (Ф.Степун); «поколение, растратившее своих поэтов» (Р.Якобсон).

Задача № 2) раскрыть содержание метафор, лежащих в основе характеристики.

В результате проведенной работы происходит обогащение лексикона уча­щихся понятиями, связанными с эпохой «серебряного века». В дальнейшем этот перечень характеристик эпохи будет пополняться поэтическими образами, другими оценками и самооценками. Педагог должен стремиться помочь учащимся почувствовать, что художник «се­ребряного века» как духовно-психологический тип представляет собой уникаль­ное явление.

 

Обзорное изучение творчества писателей и отдельных произведений

Раскрыв и отработав содержание обзорной темы определённого периода, переходим к изучению тем монографических, т.е. тем, изучающих творчество отдельных писателей.

Монографические темы, как уже отмечалось, преподносятся учащимся на фоне предшествующего обзора. Поэтому в уроки «по персоналиям» обязательно включаются задания, направленные на установление связи художника с эпохой, принципами школы, рассмотрение творчества в контексте школы, в рамках которой сформировался поэт. Так, на уроках по творчеству Б.Л. Пастернака предлагаются вопросы и задания:

Что могло увлекать молодого Пастернака в футуристическом объединении «Центрифуга», а потом в ЛЕФе. Как эти интересы отразились в ранних сборниках поэта «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917)?

Что сближает Пастернака с Маяковским? Почему их пути должны были ра­зойтись?

С какими обстоятельствами связан уход Б. Пастернака в 30-е годы в пере­водческое искусство?

В лекциях-обзорах по творчеству писателя принципиальную роль игра­ет отбор ключевых проблем, определяющих отбор материала. Так, в лекции по творчеству М. В. Ломоносова в IX классе необходимо сделать акцент на вопросах: «Почему по­эт обратился к жанру оды? Каковы особенности оды как произведения класси­цизма? В чем Ломоносов верен традиции и что нового он привносит в жанровую форму?», на следующем уроке - на вопросе «Что общего в идейной направленно­сти од Ломоносова и Державина?» Учащиеся на примере произведений Ломоно­сова и Державина самостоятельно исследуют, как строилась ода по правилам классицизма.

В Х классе изучение обзорной темы «В. Г. Белинский. Литературно- критическая деятельность» должно прежде всего сформировать у школьников яр­кое представление о личности Белинского, о значении его деятельности для исто­рии русской культуры. Лишь в ознакомительном плане можно говорить об осно­вах эстетики Белинского. Мастерство Белинского-критика раскрывается на кон­кретных примерах уже знакомых учащимся оценок произведений Пушкина, Лер­монтова. При знакомстве учащихся с «Письмом к Гоголю» особое внимание уде­ляется связи литературы с общественной жизнью.

Свою специфику имеют уроки обзорного изучения художественных произ­ведений. Мера анализа художественного произведения определяется не только глубиной, но и развернутостью (виды анализа: детально-текстуальный, выбороч­ный, обзорный). Подробный анализ текста идеален, но неисполним на практике. В действующей программе по литературе выделены отдельные произ­ведения, изучаемые обзорно. Обзорное рассмотрение произведений предполагает общее, доволь­но краткое, сжатое и обобщенное, как бы панорамное представление о них в соче­тании с текстуальным рассмотрением важных для понимания идейно-эстетического содержания сцен, эпизодов, глав, частей.

Можно определить примерную последовательность в руководстве дея­тельностью учащихся при изучении таких тем:

Организация предварительного чтения произведений, подготовка сооб­щений, выразительного чтения текстов и т. д. на основе групповых и индивиду­альных заданий (до начала работы над темой).

Вводная (установочная) лекция учителя, определяющая план работы над темой, организующая самостоятельную работу учащихся с художественным про­изведением, учебником, критическими статьями, намечающая проблемные вопро­сы и задания, определение композиции произведения, его проблемно-тематического содержания.

Отбор отдельных сцен, глав, разделов для текстуального изучения.

Подготовка докладов и сообщений учащихся, организация семинара, диспута (по примерным вопросам и заданиям).

Проведение итогового семинара на основе наиболее важных проблемных вопросов. Обобщающая лекция, рекомендация литературы для внеклассного чте­ния.

Характер обзорного изучения определяет необходимость опережающей подготовки к лекции и отдельных групп учащихся-ассистентов, которые углуб­ленно читают текст заранее, готовят фрагменты его к воспроизведению.

Не следует опасаться того, что установочная лекция как бы предопределит восприятие учениками произведения, которое большинство из них не читали. Как показывает опыт, восприятие произведения, анализ которого предшествует чте­нию, обладает своими достоинствами особенно тогда, когда учащиеся несколько отстают в уровне развития абстрактно-логического мышления. Анализ произве­дения до его прочтения способствует более глубокому восприятию произведения, так как анализ на уроке намечает тот подход к нему, на который учащиеся, есте­ственно, будут опираться в дальнейшей работе над текстом.

Таким образом, учителями-словесниками и методистами разработан богатейший арсенал приемов, способствующих активизации внимания в ходе лекции учителя. Это и составление словаря лекции или синхронистических таблиц, и подготовка развернутого устного ответа по теме лекции («Главные проблемы эпохи и их отражение в литературе и искусстве») или поиск ответа на проблемный во­прос, поставленный перед лекцией (Какие вопросы в этот период выходят на первый план и почему? Можно ли сказать, что эпоха «серебряного века» про­должалась и после 1917 года?), это и проблемное задание (выдвинуть предполо­жение о причинах кризиса «серебряного века» русской культуры), и воссоздание картин эпохи путем словесного рисования, это и постановка опережающих вопро­сов по всей теме (Что объединяет таких разных поэтов? Каковы критерии при­числения того или иного поэта к блестящей плеяде?)

Успешное изучение обзорных тем обеспечивается диалектическим единст­вом эмоционального, интеллектуального и деятельностно-практического подхо­дов к освоению изучаемого историко-культурного и литературного материала.

По определению академика В.Р.Щербины, на обзорные разделы возложена задача «связывать изученные явления в общую картину литературы, объединять их единой системой проблем, принципов и идей». Обзорные разделы формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономер­ности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре; ломают внутренние перегородки между монографическими темами, их разобщенностью; развивают аналитические и синтезирующие способ­ности старшеклассников.

Колода Екатерина Вячеславовна

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика