Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательной школе вызывало и продолжает вызывать повышенную озабоченность в нашем обще­стве, в связи с низкой эффективностью данного процесса в решении задач фор­мирования здорового образа жизни подрастающего поколения, наращивания фи­зического и спортивного потенциала школьников, становления необходимых, жизненно важных умений и навыков [5].

Все большее число граждан осознает, что их психическое и физическое здо­ровье - это их капитал, от которого напрямую зависит будущее благосостояние, то есть здоровье можно рассматривать в качестве средства для достижения жиз­ненных целей в широком диапазоне - от узкоматериальных до высоко духовных [7]. Формирование ценностного отношения к здоровью требует учета индивиду­альных характеристик личности [16].

Очень мало реальных возможностей у большинства школьников, даже у тех, кто стремится к спортивной или физкультурной активности, проявить себя на занятиях в детско-юношеской спортивной школе, поскольку эти учреждения в основном заинтересованы в поиске спортивных талантов, причем, только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ре­бенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэро- фитнесс-клубов, студий бодибилдинга и т.д. В настоящее время на необходи­мость воспитания как ведущего фактора социализации личности обращается внимание на государственном, общественном и научно-педагогическом уровнях [11].

Ведущие ученые и специалисты (В.К. Бальсевич, Г.И. Попов, Н.И. Санникова, Л.И. Лубышева, В.И. Лях) едины во мнении, что современная система фи­зического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении, как в содержательном, так и в технологическом планах. В ряде регионов модер­низация физического воспитания в обществе основана на реализации проектов «Спортизированное физическое воспитание», «Президентские состязания», «Наш спорт - твое здоровье», «Каждой школе - спортивную команду» и другие [4]. Школьники - это часть современного общества, запросы которой меняются достаточно быстро, что обуславливает необходимость инновационных измене­ний [10, с. 367].

Т.К. Клименко отмечает, что инновация - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу, среду новые, относи­тельно стабильные элементы [6, с. 144].

Школьные спортивные секции являются одной из адаптированных иннова­ций, которые могли бы учитывать интересы занимающихся на занятиях физиче­ской культурой и повысить двигательную организованную активность уча­щихся. Спортивные секции можно рассматривать как модернизацию физиче­ского воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обес­печение современного качества доступности и эффективности школьных спор­тивных занятий [13].

Школьные секции являются внеурочной формой физического воспитания учащихся. Отличительная особенность секций - систематичность занятий и большой воспитательный потенциал, который может быть реализован в учебно-тренировочных занятиях и спортивных мероприятиях секций [1]. Учитель имеет возможность самостоятельно определять цели и задачи работы секции, объем и содержание учебного материала по различным видам подготовки. Пояснитель­ную записку и учебный план работы секции составляют в зависимости от воз­раста и пола занимающихся, материального оснащения школы, особенностей ре­гиона и других факторов. По этим причинам направленность работы секции мо­жет отличаться большой вариативностью.

Школьная спортивная секция может быть организована для учащихся раз­личного возраста. Занятия в секции желательно проводить три раза в неделю. В школах, которые работают по программе физического воспитания учащихся 1­11 классов, основанной на одном виде спорта, секция может быть организована даже для учащихся начальных классов, по избранному виду спорта [3].

Для учащихся начальных классов и среднего звена мотивами для занятий в секции являются эмоциональная сторона, желание участвовать в интересных и веселых играх, выполнять упражнения с мячом, общаться со сверстниками. Учи­тель имеет возможность направлять эти интересы на систематические занятия физической культурой, ознакомление с видом спорта, формировать физическую культуру личности. Работа в школьной секции на начальном этапе имеет физ­культурно-оздоровительную направленность. В зависимости от наполняемости секция может состоять из нескольких групп до 20-25 человек в каждой. Сред­ствами различных видов спорта решаются задачи гармоничного физического развития, формируются знания и умения, необходимые при выполнении упраж­нений для развития физических качеств. Для этого в секции физкультурно-оздо­ровительной направленности применяются общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, ознакомление с техническими приемами, например, игры в баскетбол [8].

В секции физкультурно-оздоровительной направленности гармоничное фи­зическое развитие - одна из основных задач. Упражнения, направленные на раз­витие физических качеств и гармоничное физическое развитие, могут занимать до 50% времени в учебно-тренировочных занятиях. Особенность упражнений со­стоит в том, что они носят динамический характер и соответствуют проявлению физических качеств, где комплексно реализуются динамическая сила, быстрота взрывного и скоростного характера, скоростно-силовые качества. За счет повы­шения уровня этих качеств школьники успешно выполняют перемещения, оста­новки, ускорения, прыжки [14].

Общими методическими указаниями для работы в секциях физкультурно- оздоровительной направленности являются:

постепенное увеличение нагрузки в учебно-тренировочном занятии;

сочетание общеразвивающих и атлетических упражнений;

в подготовительной части учебно-тренировочного занятия совершенство­вание перемещений, сочетая способы и разновидности ходьбы и бега;

в основной части чередование упражнений для ознакомления с техникой и упражнений для формирования атлетизма;

поддержание эмоционального фона и интереса к занятиям за счет сорев­новательного и игрового методов обучения атлетическим упражнениям и техни­ческим приемам;

чередование занятий с соревнованиями по отдельным атлетическим упражнениям и техническим приемам, выполняя их на быстроту и точность.

В зависимости от повышения уровня физической подготовленности и овла­дения основами техники, цели и задачи секции изменяются. В секции, где зани­маются учащиеся среднего и старшего звеньев, могут решаться задачи спор­тивно-образовательной направленности, подготовки учащихся к соревнователь­ной деятельности. В зависимости от наполняемости эта секция может состоять из нескольких групп до 15 человек в каждой. В соответствии с новыми задачами изменяются объем и содержание учебного материала секции. Физическое разви­тие направлено на развитие специальных качеств, которые обеспечивают сорев­новательную деятельность, а также на формирование специального атлетизма. Изучаются технико-тактические действия, необходимые для успешного участия в соревнованиях. В учебных планах секции планируется подготовка спортивного актива, инструкторская и судейская практика.

В школьной секции спортивно-образовательной направленности целью за­нятий является подготовка учащихся к соревновательной деятельности. Из боль­шого объема учебного материала предлагаются основные упражнения по двум видам подготовки, которые занимают основное время учебного плана секции: развитие специального атлетизма и технико-тактическая подготовка. Эти упраж­нения могут дополняться другими, которые развивают каждую тему занятий и совершенствуют процесс обучения. В разделе тактической подготовки выбраны те действия, взаимодействия и системы, которые часто применяются на этапах начального обучения и доступны для изучения.

Образовательные задачи секции направлены на формирование знаний о спо­собах решения двигательных задач и технико-тактических действий, о методи­ческих основах обучения и на изучение правил соревнований. Полученные зна­ния ученики реализуют на уроках по базовым видам двигательной деятельности, как помощники учителя и на учебно-тренировочных занятиях с группами физ­культурно-оздоровительной направленности. Они проводят разминку, выпол­няют задания учителя по обучению технико-тактическим действиям, практику­ются в судействе соревнований, руководят командами своих классов на школь­ных соревнованиях.

Состав учебно-тренировочных групп может частично формироваться из учащихся, которые успешно прошли начальную подготовку в секции физкуль­турно-оздоровительной направленности, или из учащихся проявивших способ­ность к занятиям одним из видов спорта на уроках физической культуры. Если количество занимающихся превышает возможности спортивной секции, для комплектования групп может проводиться отбор. Комплектование учебно-тре­нировочных групп учитель проводит на основании своих наблюдений и педаго­гического тестирования.

В группах спортивно-образовательной направленности соблюдаются пре­емственность в содержании учебного материала, который изучался ранее. В за­висимости от возраста и уровня подготовленности учащихся, в учебно-трениро­вочных занятиях может быть использован учебный материал физкультурно- оздоровительной группы. От формирования базового атлетизма в группах физ­культурно-оздоровительной направленности переходят к формированию специ­ального атлетизма в группах спортивно-образовательной направленности. Уве­личивается интенсивность учебно-тренировочных занятий. В обучении технико- тактическим действиям и в интегральной подготовке решаются задачи более вы­сокого уровня. Учащиеся совершенствуют разученные действия в соревнова­ниях различного характера: в школе между классами, на первенство города и района, и других [2; 3].

Общими методическими указаниями для работы в секциях спортивно-обра­зовательной направленности являются: совершенствование технико-тактиче­ских упражнений в соревнованиях (играх) с различным количеством участников; в упражнениях игрового характера определение конечной цели; способы их вы­полнения учащиеся выбирают самостоятельно, в зависимости от уровня своей физической и технической подготовленности; стремление в каждом учебно-тре­нировочном занятии выполнять упражнения с противодействиями; тактическая подготовка ограничена во времени, поэтому, ознакомившись с тактикой избран­ного вида спорта, учащиеся совершенствуют взаимодействие в учебных играх, матчевых встречах, различных видах соревнований по избранному виду спорта.

В работе секций различной направленности с учащимися разного возраста особое место занимает нравственное воспитание и воспитание личностных ка­честв занимающихся. Упражнения и игры с элементами соревнования вызывают большое эмоциональное напряжение, соперничество нападающих и защитников. Учитель контролирует действия учеников в соответствии с правилами и направ­ляет их на справедливое соревнование, в котором победу одерживают физически подготовленные и техничные игроки. Оценивая поведение учащихся в игре, учи­тель в первую очередь отмечает инициативу, смелость и решительность, стрем­ление добиться победы честным путем [15].

Спортивные соревнования занимают существенное место в подготовке юных спортсменов и значительно повышают эффективность тренировочных за­нятий. Помимо соревнований по избранному виду спорта, необходимо вводить в практику работы с детьми соревнования по физической подготовке и технике, которые необходимы для контроля за уровнем физической и технической подго­товки, для повышения интереса детей к занятиям и приближения тренировочных занятий к соревновательной деятельности. Особое значение имеют соревнования по технике. Соревнования, как и всю внеклассную работу, учитель должен пла­нировать на весь учебный год [12].

Самостоятельная работа учащихся - это чаще всего выполнение домашних заданий, которые носят индивидуальный характер и направлены на устранение недостатков физической подготовки, на совершенствование техники и тактики, на изучение необходимого материала по рекомендуемой литературе, на участие в организации и проведении соревнований. Помимо улучшения физической и технической подготовки учащихся, такие задания развивают активность и само­стоятельность учащихся [15].

Весь процесс учебно-тренировочной работы в спортивной секции должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой, развитие физических ка­честв, воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тренировке школьников в различных группах подготовки.

Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация и использование групповой формы занятий, соблюде­ние порядка при выполнении упражнений содействует повышению организован­ности и дисциплины занимающихся. Необходимо добиваться, чтобы каждый Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» урок был заранее и тщательно разработан с учетом состава и квалификации за­нимающихся, места и условий его проведения. Исходя из этого, должны подби­раться средства для проведения занятий, им должны быть подчинены организа­ция и методика совершенствования спортивного мастерства занимающихся [8].

Как правило, на всех тренировочных занятиях следует широко применять средства и упражнения общей и специальной физической подготовки. Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической подготовке, должны проводиться во все периоды учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном периодах. Чтобы добиться технического ма­стерства, необходимо учебно-тренировочные занятия регулярно сочетать с дру­гими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и др., которые позволят быстро овладеть приемами техники и в дальнейшем ее совершенство­вать. Технические приемы следует разучивать в сочетании с различными слож­ными упражнениями, которые требуют хорошо развитой координации движе­ний, ловкости, гибкости и других качеств. Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и в конце года, для этого должны быть выделены специальные занятия.

Таким образом, школьные секции являются внеурочной формой физиче­ского воспитания учащихся. Отличительная особенность секций - систематич­ность занятий и большой воспитательный потенциал, который может быть реа­лизован в учебно-тренировочных занятиях и спортивных мероприятиях секций. Учитель имеет возможность самостоятельно определять цели и задачи работы секции, объем и содержание учебного материала по различным видам подго­товки.

Весь процесс учебно-тренировочной работы в школьной секции должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой двигательных действий, раз­витие физических качеств, воспитание волевых черт характера, укрепление здо­ровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного ма­стерства. Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тренировке тяже­лоатлетов в различных группах подготовки.

В дальнейшем нами планируется проведение психолого-педагогического мониторинга с целью постоянного и регулярного отслеживания и прогнозирова­ния личностного развития субъектов образовательного процесса, а также кон­троля уровня качества учебно-воспитательного процесса [9].

 

Список литературы

1. Антонова Я.Г. Социально-педагогические условия, необходимые для ор­ганизации внеклассной физкультурно-спортивной работы в общеобразователь­ной школе // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №3. - С. 51.

2. Воронков В.В. Школьная секция баскетбола / В.В. Воронков, Б.И. Тур- кунов // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 73-77.

3. Гомельский Е.Я. Материалы курса «Баскетбольная секция в школе»: лек­ции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 76 с.

4. Данилова А.В. Изучение отношения участников проекта «Спортивная школьная команда» к учебно-тренировочным занятиям // Технология физиче­ского воспитания подрастающего поколения: Сборник матер. Всерос. науч.- практ. конф. - Чайковский: Чайковский ГИФК, 2009. - С. 18-20.

5. Зданович О.С. Школьный спортивный клуб как инновационная форма дополнительного образования // Технология физического воспитания подраста­ющего поколения: Сборник матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Чайковский: Чайковский ГИФК, 2009. - С. 26-28.

6. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор формирования личности будущего учителя // Гуманитарный вектор. - 2012. - №1 (29). - С. 138­147.

7. Лучкина Т.В. Педагогика в задачах: Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование / Т.В. Лучкина, И.В. Николаюк. - 2-е изд. перераб. и доп. - Чита, 2012. - С. 153.

8. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомен­дации / Авт.-сост. А.Н. Каинов. - Волгоград: Учитель, 2011. - 167 с.

9. Попова Н.Н. Психолого-педагогический мониторинг как инструмент раз­работки индивидуальных маршрутов развития / Н.Н. Попова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - №9. - С. 53-57.

10. Радецкая И.В. Инновационные тенденции в проведении массовых эко­логических мероприятий для школьников в городском образовательном про­странстве / И.В. Радецкая, О.Г. Варфоломеева, И.Ю. Сорока // Проблемы совре­менного педагогического образования. - 2016. - №51-5. - С. 361-367.

11. Рогова А.В. Проблема воспитания в контексте государственной куль­турной политики России // Вестник Владимирского государственного универси­тета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (Серия: Педагогические и психологические науки). - 2014. - №18 (37). - С. 33-39.

12. Семенов В.Б. Секция баскетбола в школе. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.

13. Титова А.В. Внеклассная работа по физическому воспитанию с девоч­ками 11-12 лет на основе аэробики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Мала­ховка, 2008. - 23 с.

14. Титова А.В. Эффективные формы организации внеклассных занятий по физическому воспитанию / А.В. Титова, М.С. Леонтьева // Известия Нижневолж­ского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее профессиональное об­разование (Серия: Педагогика и психология). - 2007. - №4 (4). - С. 145-151.

15. Ушаков А.И. Особенности внеклассной работы по физической культуре со школьниками десяти лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2009. - 24 с.

16. Эрдынеева К.Г. Ценностное отношение к здоровью как элемент эколо­гической компетентности / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Вестник ЧитГУ. - 2008. - №5 (50). - С. 68-71.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика