Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова “Быть и казаться”, где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей, но считал, что без участия зрительного зала “можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес... с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли”. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский.

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания. Теоретические, методические основы детской театральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

Ядром школьного театрального коллектива является класс, в котором я – классный руководитель, но во время подготовки нового спектакля обязательно приходят старшеклассники и из других классов. Театр — дело живое, сиюминутное, и потому становиться скорее клубом, объединяющим детей по интересам...

В центре внимания каждый ребенок. На занятиях происходит знакомство с основами драматизма и актерского мастерства, обсуждается творчество знаменитых (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле.

 

В высыпающемся меню Вы найдете интересный материал для организации школьного театра и определения его репертуара.

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика