«Семейный квест» — инструмент для подростково-родительского взаимодействия

Проблемам подросткового возраста посвящены многочисленные исследования, и проблемы эти многообразны, драматичны, а иногда и трагичны. Исходным стимулом к разработке «Семейного квеста» было обсуждение суицидов подростков. Анализ подходов к профилактике суицидов привел к идее первичной профилактики – формирования общего позитивного мировоззрения, самооценки и системы отношений всех представителей определенного социального строя, невзирая на наличие или отсутствия у них рисков девиантного поведения. Ключевым фактором большинства личностных и мировоззренческих особенностей и проблем подростков являются их отношения с родителями, от которых зависит формирование доверия к себе и миру, становление самооценки, программирование жизненного пути ценностей и многого другого. Поэтому целью проекта является восстановление (коррекция) отношений подростка с родителями.

Методика профилактики психологических проблем подростков предназначена для применения в общеобразовательных учреждениях школьными психологами, социальными педагогами, завучами по воспитательной работе.

 


 

Методическими идеями проекта являются: 
организация совместных действий подросток – родитель;

совместные действия в актуальной, занимательной, привлекательной для подростков и родителей форме квеста;

задания квеста, ориентированные на устанавливание доверия между подростком и родителем за счет обращения их внимания друг на друга.

Целью квеста является гармонизация отношений подростков с родителями.

 

В задачи квеста входят:
организация совместных действий подростков и родителей;

формирование внимания по отношению друг к другу;

организация действий по взаимопониманию;

формирование действий принятия и поддержки;

перевод фокуса внимания от собственных переживаний к позитивным совместным действиям.

 

Типы заданий: 
совместные творческие действия подростка и родителя;

упражнения на развитие эмпатии;

формирование позитивных высказываний и действий по отношению членов семьи друг к другу;

проектирование возможностей позитивных просоциальных совместных действий.

 

Структура квеста
Подготовительная часть. Специалист приглашает пары подросток – родитель (или оба родителя) для участия в мероприятии. Основания для выбора семей определяет специалист. Рекомендуется приглашать как проблемные, так и благополучные семьи.

Вводная часть. На экране актер задает сюжет квеста, который предполагает необходимость выполнения ряда заданий.

Выполнение заданий.

Подведение итогов, общение родителей с психологом

 

Время квеста

Аудитория – пары родитель – подросток в возрасте 10-14 лет. Численность группы тренинга – от 4 (2 пары) до 12 (6 пар) человек.

Квест рассчитан на однократное проведение. Задания представлены в избыточном количестве, которые могут стать основой для длительной работы по оптимизации семейных отношений или одним из компонентов такой работы. Ведущий может компоновать квест согласно специфике задач. Всего в пособие включено девять заданий, каждое из которых занимает около 5 минут. Ведущий может дать больше времени на выполнение какого-либо задания, которое считает важным.

Для того чтобы уложиться в 40 минут, проводят не больше шести заданий. Выполнение всех заданий займет около 1,5 часа. Задания «Мой ребенок – супер», «Башня», «Дом моей мечты» и «Контакт» являются необязательными и могут быть удалены из квеста, если время ограничено.

Рекомендованная структура квеста (время проведения – 1 час):
задание 1 – «Викторина»;
задание 2 – «Крокодил»;
задание 3 – «Шифр»;
задание 7 – «Контакт»;
задание 8 – «Могущество»;
задание 9 – «Финальное задание».

 

Подготовка к игре

В комплект квеста входит диск с видеоинструкцией и методическое руководство. Каждое задание находится в отдельном файле.

Необходимо подготовить карточки с порядковыми номерами – они понадобятся для обозначения команд. Листы с вопросами нужно положить в конверт – они понадобятся для задания «Викторина». Пазл «Шкаф»: части пазла раздают за отгаданные слова в задании «Крокодил».

Спрятать конверт с вопросами для задания «Викторина» (приклеить скотчем к обратной стороне парты).

Конверт для задания «Шифр» спрятать в любом шкафу.

Третий конверт с 10 карточками «могущества» спрятать на подоконнике любого окна в классе.

Для задания «Башня» понадобятся листы бумаги (не менее 10 листов на пару).

Для каждой команды разложить на столе по 3 чистых листа и по 2 ручки.

Включить первый ролик.

 


 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика