Известно, что когда много читаешь, вдруг начинаешь понимать язык. Начинаешь чувствовать его, даже не зная особо все эти мудрёные правила, которые в своё время так отталкивали в школе. Это – как вождение автомобиля. Если много лет сидишь за рулём, начинаешь ездить автоматически, инстинктивно-правильно, даже не задумываясь, почему ты поступаешь так, а не иначе.

Вот и с языком – примерно то же самое. Много читаешь, и зрительная память, в конце концов, срабатывает. Начинаешь просто получать удовольствие от красивого и правильного языка.

Как говорил Максим Горький, «язык – это оружие литератора, как ружье – солдата. Чем лучше оружие – тем сильнее воин». Но ведь не все же собираются стать литераторами!

Но нет, так рассуждать – пустое дело. Само существование людей крепко связано языком. Ведь говорить – это значит передавать другим посредством языка (слов) то, что мы думаем о каком-нибудь предмете. Способность говорить или произносить понятные слова дарована людям от Бога, но этот дар слова, как и всякая другая способность, обнаруживается в человеке не вдруг, а постепенно.

Территория России огромна. Да что там, это самое большое государство в мире, площадь которого (17 125 191 кв. км) почти в два раза превышает площадь идущей следом Канады. И население нашей страны в 2018 году составляло 146,9 миллиона человек.

Совершенно естественно, что не все и не везде в России говорят по-русски одинаково. На севере, например, «окают», то есть чётко выговаривают звук «о». На юге, наоборот, – «акают», то есть произносят звук «о» как «а» в безударном слоге. Где-то весьма своеобразно произносят звук «г», а где-то свёклу называют бураком, где-то петуха именуют кочетом, а где-то вместо «бордюр» говорят странное для уха москвича слово «поребрик».

Все живые языки постоянно развиваются, совершенствуются, изменяются. Они имеют своё прошлое, настоящее и будущее. При этом язык неизменно выполняет своё важнейшее назначение – служит средством общения.

Язык – это гигантская кладовая человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, связь поколений.

Система любого языка постепенно изменяется, несмотря на наличие норм, поддерживаемых школой, печатью, радио, телевидением, а также традициями.

Вот мы всё говорим – русский язык, русская речь…

А кто-нибудь знает, чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

Попробую это объяснить.

Представьте себе, что в памяти людей имеется огромное «хранилище». В нём, понятное дело, множество стеллажей, полок и полочек, где содержатся различные средства языка, которыми люди пользуются, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным коробкам разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой – готовые слова; на третьей – варианты предложений. Можно взять с одной полки несколько слов и из них построить предложение. А можно одно из слов, показавшееся недостаточно верным, заменить другим, а в другом слове можно заменить, скажем, приставку, и мысль окажется выраженной более чётко.

Так уж сложилось, что одни слова в русском языке изменяются, а другие не изменяются.

Если слово изменяется, то оно имеет несколько форм.

Например, слово «книга» имеет формы: книга, книге, книгой и т. д. Слово «интересный» тоже имеет формы: интересная, интересное, интересные и т. д.

Формы слова передают определённые грамматические значения.

Слов в русском языке очень много.

Это понятно, но вот насколько много?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к самому авторитетному из современных словарей – «Словарю современного русского литературного языка». В нём аж 17 томов! И в нём зафиксировано 131 257 слов!!!

Но и это ещё не всё, ибо указанное количество может «подрасти», если считать наречия, образованные от качественных прилагательных («откровенно» – от «откровенный», «безлюдно» – от «безлюдный» и т. д.).

Лингвистика и филология

Наука о языке – это языкознание. Или языковедение. А по-научному – это лингвистика (от латинского слова «lingua» – язык).

А ещё есть слово «филология» (от греческих слов «philos» – друг и «logos» – учение, слово). По-русски – это любовь к слову. Оно тоже обозначает науку о языке.

Есть ли разница между лингвистикой и филологией?

Имя существительное – это очень важная штука, и оно занимает одно из главных мест в нашей речи. Практически, существительным является почти каждое второе слово. А вот, например, у Афанасия Фета есть такое стихотворение:

Шёпот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей?

Например: пожилой человек, глубокий вздох, конский хвост и т. д.

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и изменяется по родам, по числам, а также по падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.

Прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Глагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: действие (стрелять, решать, входить), физическое и душевное состояние (спать, сидеть, плакать, болеть), процесс речи и мысли (говорить, думать, размышлять), проявление и изменение признака (стареть, краснеть, темнеть), взаимоотношения людей (обожать, уважать, ненавидеть), движение (шагать, скакать, плыть), различные звуковые явления (квакать, мычать, ржать) и т. д.

Причастие – это тоже не только церковное таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Тело и Кровь Иисуса Христа, но и особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Ничего не понятно?

Деепричастие – это самостоятельная часть речи или особая неизменяемая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном действии.

Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, залог, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства).

А вот ещё одна самостоятельная часть речи. Она обозначает число, количество и порядок предметов.

Это имя числительное, и оно отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?

– Да вот возьми на расходы, – сказал он, подавая десять рублей из бумажника. – Довольно будет? (Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»)

Нет, мы не будем тут говорить про «семантические отношения между полной и свернутой пропозициями в предложениях с наречиями». Не станем трогать и «предикативное наречие, которое может утрачивать предикативность»… Пусть этим забивают себе головы студенты-филологи, а в обычной жизни это совершенно никому не нужно.

Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками. Или паразитами. Но сами по себе слова не являются сорняками (в языке, между прочим, ненужных слов вообще нет), но они могут становиться ими в речи отдельных людей.

Каких?

Ну, например, недостаточно владеющих языком.

В роли слов-сорняков часто выступают и местоимения.

Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами.

Примеры предлогов: в, на, за, под, около, перед, из-за, из-под и др.

Как говорится, не надо искать предлог, чтобы использовать предлог. В речи без предлогов не обойтись, нужно просто научиться правильно их употреблять.

Союзы «и», «а», «но», «что», «если», «когда», «потому что» и другие служат для связи однородных членов или самостоятельных частей сложного предложения.

Вы мне отвечаете так, чтобы отделаться от меня, потому что вы не имеете никакого доверия ко мне (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»).

Практически никогда не выступают в качестве слов-сорняков имена существительные с богатой семантикой (то есть смысловым значением), глаголы, прилагательные, предлоги и союзы (строевые слова, по существу, относящиеся не к лексике, а к грамматике).

А чаще всего в качестве слов-сорняков выступают частицы (указательная «вот», резюмирующая «ну», утвердительная «так», вопросительная «да» и прочие «пожалуй», «просто», «прямо», «короче», «как бы» и т. д.

Частица – это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Есть ещё одна особая часть речи, служащая для выражения различных чувств или волевых побуждений (например: «ай», «ах», «ой», «увы», «батюшки», «боже мой» и т. д.). Это междометие. То есть восклицание, способное выражать радость, печаль, удивление, негодование, восхищение, раздражение, испуг и т. п.

«Боже мой, неужели это я должна сама сказать ему? – подумала она. – Ну что я скажу ему? Неужели я скажу ему, что я его не люблю? Это будет неправда. Что ж я скажу ему? Скажу, что люблю другого? Нет, это невозможно. Я уйду, уйду» (Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»).

В учебнике «Современный русский язык» сказано, что предложение – это «единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью».

Что-то не очень понятно…

В «Новейшем полном справочнике школьника» утверждается, что предложение – это «наименьшая единица общения».

Что за единица общения? Вообще – ерунда какая-то…

Словосочетание – это два и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание более точно, чем одно слово, называет предмет, признак, явление или действие.

При этом в большинстве словосочетаний имеются два слова, из которых одно главное, а другое зависимое.

Но вернёмся к предложению. По сути, это суждение (мысль), выраженное словами.

Слова имеют вес – спросите любого работника книжного склада или большой библиотеки.

Абзац – это отрезок письменной речи между двумя красными строками. Абзац – это отдельное слово, предложение или несколько предложений.

Абзац является единицей членения текста. То, что меньше абзаца, это фраза, что больше – глава (раздел). Абзац служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая какой-нибудь его момент (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение какой-нибудь фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент.

Какая часть речи появилась в языке первой?

По всей видимости, это было полное эмоций междометие.

Если же исключить его, то первенство должно принадлежать глаголу. Ведь человек в младенчестве, когда ещё вовсю играет его детское воображение, должен скорее замечать действие, а не действующий предмет, и по действию он уже отличает этот самый предмет. Слово «пить» явно появилось раньше, чем слово «молоко».

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они образуют его грамматическую основу.

Подлежащим называется главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Подлежащим может быть слово или группа слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически.

Все прочие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.

Они поясняют, уточняют, дополняют. Они помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? и др.), называется дополнением.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены не зависят друг от друга.

Они произносятся с интонацией перечисления.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Они дают общее название предметам, признакам, которые обозначены однородными членами. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обращение – это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

– Вы сходите, сударь, повинитесь ещё. Авось Бог даст. Очень мучаются, и смотреть жалости, да и всё в доме навынтараты пошло. Детей, сударь, пожалеть надо. Повинитесь, сударь. Что делать! Люби кататься… (Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»)

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика