Специфика литературы как учебного предмета активизации речевого развития учащихся Обедненность собственной речи не позволяет читателю-школьнику почувствовать своеобразие авторской мысли.

Развитие речи на уроках литературы непосредственно связано с анализом художественного произведения. Оно ведется в 2-х направлениях:

1) систематическое обогащение словаря учащихся образами, изобразительно-выразительными средствами, теоретико-литературной терминологией,

2) обучение созданию связных высказываний разных видов и жанров.

Принципы для обучения развитию речи.

1. Взаимопроникновение воспитательного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития школьников.

2. Органичная взаимосвязь уроков по развитию речи со всеми компонентами занятий по литературе.

3. Разнообразие методов и приемов, стимулирующих деятельность учащихся на уроках литературы.

4. Соблюдение преемственности с содержанием и разновидностями речевой деятености учащихся в начальных, средних и старших классах.

5. Практическое направление работы по развитию речи.

6. Систематический характер работы по совершенствованию речи школьников.

7. Учет межпредметных связей литературы, русского языка, истории, ИЗО и других предметов в процессе организации речевой деятельности школьников.

8. Развитие устной речи

Развитие устной речи осуществляется на уроках литературы как в средних, так и в старших классах. 3 последовательных этапа формирования речевой деятельности.

1. Зрительно-слуховой: установление эмоционального контакта с собеседником. Учащиеся наблюдают, учатся слушать монологическую речь учителя, сравнивать, сопоставлять чужие высказывания.

2. Этап непосредственного общения. Цель: формирование умения отвечать на вопросы, вести диалог, обмениваться мыслями, мнениями.

Приемы:

-развернутые ответы на проблемные вопросы, пересказы, устное рисование, составление сценария,

-объяснения значения слова, подбор синонимов,

-в каких жизненных ситуациях вы бы применили подобное выражение,

-придумайте контекст к данному слову или выражению.

3. Этап самопознания и самоанализа. Цель: обучение навыкам монологического высказывания. Этому способствуют приемы:

-развернутый ответ на вопрос,

-высказывание на заданную тему в определенном жанре.

На данном этапе важно обучить учащихся построению высказывания.

В средних классах диалогические умения формируются с помощью следующих приемов.

1. Формулирование вопросов.

2. Игры( кто правильно сформулирует вопрос, составить вопросы для кроссворда).

3. Устная работа с репродукциями и иллюстрациями.

В старших классах основное внимание уделяется активизации речевой деятености. Например, с помощью словарно- фразеологической работы. (Сравнение портрета Печорина и Базарова).

Речевая деятельность школьников нуждается в постоянном стимулировании в виде устных монологов, выступлений. Виды монологических выступлений на уроках литературы.

1.Репродуктивные (пересказ).

2. Продуктивные (доклад, художественный пересказ, публицистические выступления).

Речевая ситуация - один из эффективных стимулов, побуждающих учащихся к говорению. Леонов выделил несколько видов РС:

-учебно-дидактическая (проблемная),

-гипотетическая (представьте, что вы журналист),

-фантастическая(представьте, что вы старая дверная ручка).

Требования к РС. Она должна быть интересна учащимся, должна быть направлена на речевое развитие, разрешение ее должно углубляться ЗУ по литературе, она должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, должна учитывать особенности литературного произведения.

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика