Актуальность, научная основа, новизна

Одной из актуальных проблем современного российского общества яв­ляется утрата значительной частью населения интереса к чтению. В На­циональной программе поддержки и развития чтения эта ситуация опре­делена как системный кризис читательской культуры.

Пренебрежение чтением негативным образом отражается на процессе становления духовно-нравственных ценностей и ориентаций человека, на его интеллектуальном развитии. Снижение уровня читательской культуры населения представляет угрозу и социальной безопасности страны, ведь чтение является важнейшим способом передачи культурных ценностей и общественных норм. В этих условиях возрастает роль школы как обще­ственного института, призванного пробудить у подрастающего поколения интерес к чтению и обеспечить необходимый уровень читательской компе­тентности. Разрабатываемые учёными-теоретиками и педагогами-практиками современные стратегии чтения направлены на решение данных задач.

Среди разных стратегий чтения предтекстовая деятельность не только представляет собой новое явление в работе учителя, но и является одной из тех стратегий, которая направлена на пробуждение у школьников инте­реса к чтению, вовлечение их в процесс чтения, содействует осмысленно­му восприятию ими читаемого текста. Очевиден тот факт, что чем лучше будет организован этап предчтения, тем более заинтересованным и эффек­тивным будет само чтение.

Вопросы организации предтекстовой деятельности при работе с текста­ми разных стилей исследовались Н. Н. Сметанниковой, Г. В. Пранцовой, Е. С. Романичевой и др.

Учителями школы № 56 города Кирова изучен теоретический материал по вопросу организации предтекстовой деятельности и предпринята по­пытка практического применения описанных в литературе приемов пред­чтения. Разработанные учителями начальных классов и русского языка и литературы приемы ориентированы на учащихся начальной школы, сред­него звена и старшеклассников, охватывают программные литературные произведения и художественные тексты, изучаемые на уроках внекласс­ного чтения и литературного краеведения.

 

Ключевые положения инновационной идеи. Описание методов и приемов работы с текстом

Становление читателя, как известно, продолжительный процесс, в ходе которого человек проходит несколько стадий: от освоения самой техники чтения до формирования глубокого осмысления и интерпретации про­читанного, т. е. смыслового чтения. Нередко происходит так, что навык смыслового чтения у читающего человека остается неразвитым и понима­ние прочитанного происходит лишь на элементарном уровне. Очевидно, что, с одной стороны, необходимо систематически формировать умение «читать, думая», с другой стороны, бессмысленно предъявлять к читате­лю требования, не соответствующие его возрастным, психологическим, интеллектуальным возможностям.

В науке выделяется несколько периодов развития читателя-школьника: 4-6 класс характеризуется как «период наивного реализма», 7-8 класс — «период нравственного самоуглубления», 9-11 класс назван «эпохой свя­зей, осознания причин и следствий» (В. Г. Маранцман).

Предлагая ученикам те или иные приемы работы с художественным текстом на разных этапах, в том числе и на предтекстовом, считаем оправ­данным и целесообразным опираться на возрастные и психологические способности школьников, одновременно предусматривая возможность развития (принцип мини-макса).

Для учащихся младшего подросткового возраста (4-6 класс) характерна эмоциональная активность, сила сопереживания героям произведения, ис­кусство и действительность не разделены в их сознании, художественное произведение воспринимается целостно. На этапе подготовки к восприя­тию текста эффективными являются следующие стратегии прсдтекстовой деятельности:

- «Иллюстрация содержания» (зрительная представленность прогно­зируемого содержания текста) - стратегия, связанная с визуальным вос­приятием текста через тематические изображения, иллюстрации, которые помогают определить сущность темы.

- «Интеллектуально — литературные задачи» позволяют учащимся са­мостоятельно определять автора и устанавливать название нового произ­ведения, формулировать тему, ставить дидактическую цель урока (прием методики субъективизации Г. А. Бакулиной).

- «Предваряющие вопросы» Цель этой стратегии - актуализация име­ющихся знаний по теме текста. Предваряющие вопросы побуждают уча­щихся искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственны­ми знаниями о предмете.

- «Глоссарий слов». Цель стратегии - актуализация и повторение сло­варя, связанного с темой текста. В качестве варианта применения данной стратегии может быть предложен список слов-понятий с целью выделения тех из них, которые могут быть связаны с текстом. Далее учащиеся делают предположение о значении данных слов, находят их в словарях и сравни­вают свои догадки с эталоном.

Подростки 7-8 класса наполняют художественный текст собственными этическими проблемами, в их восприятии происходит перенос акцентов смысла произведения в сторону субъективности, стремительно развивает­ся читательское воображение. Считаем целесообразным использование следующих стратегий:

- «Глоссарий слов», «Предваряющие вопросы» (см. выше).

- «Мозговой штурм». Целью стратегии является актуализация предше­ствующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. — «Моз­говой штурм» - это набор ассоциаций, возникающих по поводу темы и требующих уточнения по мере освоения информации из текста.

- «Батарея вопросов» (беглый обзор материала и постановка предва­ряющих вопросов) - стратегия, связанная с формулированием вопросов к тексту, возникших до чтения, на которые учащиеся хотят получить ответ.

- «Рассечение вопроса». Цель стратегии «Рассечение вопроса» - смыс­ловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

- «Ориентиры предвосхищения». Целью стратегии является актуализа­ция предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).

 

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

 

 

 

Отметьте их ещё раз после прочтения текста, если ваш ответ изменил­ся. Объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

Ученики 9-11 классов испытывают потребность рассмотреть историче­ское и эстетическое соотношение искусства и жизни, взаимодействие всех элементов художественного произведения, происходит углубление внима­ния к форме. Старшим школьникам на этапе предчтения предлагается, как правило, несколько приемов, позволяющих расставить ориентиры для по­следующего многоаспектного анализа художественного произведения.

 

Эффективность применения идеи, результаты апробации

Период апробации предложенных стратегий предтекстовой деятельно­сти показал эффективность используемых приемов. Учителя - участники проекта отмечают интерес учащихся к разнообразным заданиям, предва­ряющим чтение и анализ художественных произведений, повышение ак­тивности школьников при обращении к их жизненному и читательскому опыту в связи с изучением литературного произведения, более вдумчивое отношение к заглавию текстов.

Считаем, что начатая работа будет способствовать развитию у наших учащихся навыков смыслового чтения.

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика