Итогом решения проектной задачи является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми, и нематериальный «продукт» (качественно изменение самого ребёнка (группы детей)). Проектные задачи бывают предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

 

Предметная проектная задача по музыке «Конструирование симфонического оркестра»

Педагогические цели

Ознакомить первоклассников с одним из способов группового взаимодействия при решении проектной задачи на материале урока музыки.

Выявить стартовые музыкальные возможности школьников

Сформировать у учащихся общие представления о том, чем они будут заниматься на уроках музыки

Задача. «Из школьного театра к нам обратились за помощью: учащимся начальных классов нужно помочь сыграть сцену, где дети играют в симфоническом оркестре под фонограмму. Главное условие – размещение артистов с инструментами должно быть как в настоящем оркестре в четырёх музыкальных зонах:

Струнные инструменты (красная зона)

Деревянные духовые инструменты (зелёная зона)

Медные духовые инструменты (жёлтая зона)

Ударные инструменты (голубая зона)

Необходимо расположить инструменты во всех четырёх зонах симфонического оркестра так, как будут сидеть артисты».

Цветная схема симфонического оркестра с указанием 4-х зон при этом размещается на доске.

Дети сидят на уроке в группах по четыре человека (по количеству зон). Каждой группе предлагается цветная схема симфонического оркестра (лучше формат А3), такая же, как на доске.

Этапы решения проектной задачи:

1-й этап: определение способа работы группы.

У: Как думаете, почему сегодня на уроке вы сидите вместе по четыре человека?

Дети обсуждают, как можно построить работу в каждой группе. В ходе обсуждения приходят к решению, что сначала каждому члену группы необходимо сконструировать свою музыкальную зону, предварительно договорившись, кто какой зоной будет заниматься. Затем определяют и запоминают цвета своих зон.

2-й этап: выбор детьми музыкальных зон

У: Чтобы не мешали друг другу, я раздам на группу заготовки каждой зоны (все заготовки белого цвета). Выберите каждый свою музыкальную зону, такую же по форме и размеру, как на цветном образце.

Детям даётся время, чтобы каждый выбрал нужную заготовку. Учитель проверяет соответствие выбора первоначальной договорённости. Дети могут прикладывать заготовки к образцу, чтобы удостовериться в правильности выбора.

3-й этап: определение объёма работы каждым членом группы.

У: Для конструирования музыкальных зон каждая группа получает набор заготовок бумажных инструментов. (Инструменты выдаются одной кучкой, перемешаны, разные по размеру). Задача каждого из вас – отобрать свои инструменты.

Дети отбирают инструменты в соответствии с цветом своей зоны, определяя объём дальнейшей работы.

4-й этап: конструирование отдельной музыкальной зоны каждым членом группы.

У: Теперь у каждого есть заготовка (белого цвета) вашей зоны и набор инструментов, которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью покрыть белое пространство. Вы должны соблюдать два условия: 1) фигуры не вылезают за край вашей заготовки; 2) фигуры не накладывают одну на другую, между ними нет зазоров (учитель демонстрирует способ укладывания фигур).

Дети индивидуально конструируют свои музыкальные зоны: сначала методом подбора укладывают фигуры, откладывая те, которые не подходят, а потом наклеивают их на свои заготовки музыкальных зон.

5-й этап: сборка симфонического оркестра.

На этом этапе сконструированные музыкальные зоны наклеиваются на общий образец в соответствии с цветами зон. После того, как все зоны будут наклеены на образец, работа группы («продукт» задачи) вывешивается на доску.

6-й этап: обсуждение результатов работы групп и способа их взаимодействия.

На этом этапе рассматриваются сконструированные детьми симфонические оркестры, но основной акцент делается на обсуждении способа организации работы детей в группе

 

Проектная задача по музыке

 

Название проектной задачи

В гости к музыке

Предмет

Музыка

Класс, время

1-ый, конец года; 2-ой, начало года

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Использование детьми знаний о музыкальных инструментах на основе накопленного опыта.

Введение такого педагогического средства, как карточки-помощники.

Сотрудничество учащихся в рамках одного возраста.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Предметные: различение инструментов по их размерам.

Общеучебные: элементы сотрудничества в игровой деятельности.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися знаний на выходе из 1-го класса.

Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.

Создание карточек-помощников.

Освоение первичных навыков совместной работы в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка возможностей учащихся в плане изучения курса музыки (по изготовленным карточкам).

Оценка коммуникативных возможностей отдельных учащихся и класса в целом (методом наблюдения).

 

Замысел проектной задачи. Учащиеся, поступая в школу, уже имеют некоторый музыкальный опыт, который в течение первого года обучения несколько выравнивается за счёт коллективного изучения учебного предмета. Однако опыт совместной работы по-прежнему является различным. Учителю важно увидеть возможности каждого на выходе из 1-го класса. В основе задачи – ситуация общения учащихся со сказочными персонажами – жителями музыкального государства ДоМиСоль-ка. Помогая им, учащиеся демонстрируют накопленный, при изучении курса музыки, опыт. Представляя результаты своей работы, учащиеся изготавливают карточки-помощники, которые они будут использовать на протяжении всей начальной школы. На выполнение данной проектной задачи отводится один день. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека.

Цель (результат), которую (-ый) должны достичь дети: помочь жителям сказочного музыкального государства с помощью музыки преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются.

 

Описание проектной задачи.

Дорогие ребята! Маленькие жители сказочного музыкального государства ДоМиСоль-ка просят вас помочь им в решении некоторых сложных задач. Они называют себя музыкантами.

 

Задание 1. Музыкант Дзиньляля любит коллекционировать музыкальные инструменты, на которых играют обычные люди, и их у него набралось уже достаточно много. Чтобы в коллекции был порядок, ему надо все инструменты распределить на группы. Часть инструментов он уже разложил на 3 группы и оставил на всякий случай место для 4-ой группы. В неё он решил складывать инструменты, которые не подходят ни к 1-ой, ни ко 2-ой, ни к 3-ей группам. Помогите музыканту распределить инструменты на группы и приклейте их на лист.

Комментарий к заданию 1. Каждой группе выдаётся:

1) карточка-помощник – лист бумаги формата А4, разделённый на четыре части. В первой нарисована (или наклеена) скрипка, во второй – виолончель, в третьей – контрабас.

2) конверт с набором инструментов: 4 скрипки (в разных ракурсах), 4 виолончели (в разных ракурсах), 4 контрабаса (в разных ракурсах), 1 гусли, 1 балалайка, 1 домра, 1 гудок.

Учащиеся раскладывают инструменты из конверта по соответствующим группам. В 4-ой группе должны оказаться народные музыкальные инструменты.

 

Задание 2. Музыканты из страны ДоМиСоль-ка очень любят играть на цветных струнных инструментах. Музыкант Тилили всегда играет на красной скрипке. Дилили – на жёлтом альте, Дзиньляля - на зелёной виолончели, а Траляля – на  голубом контрабасе. Оказывается, что скрипка – это самый маленький струнный инструмент, а контрабас – самый большой. Виолончель больше альта и меньше контрабаса. Раскрасьте инструменты сказочных героев на рисунке и приклейте под ними названия.

Комментарий к заданию 2. Это задание не такое простое для первоклассников, каким может показаться на первый взгляд. Во-первых, дети должны учитывать одновременно две группы условий: цвета и размеры. Во-вторых, может показаться, что в задании недостаточно данных – нет явной информации про виолончель и альт. Но после того как будут определены скрипка и контрабас, альт и виолончель будет определить несложно. Каждой группе выдаётся лист с нарисованными инструментами. Для удобства раскрашивания инструментов детьми, их можно расположить на листе по четырём углам или сторонам

 

Задание 3. Проверьте, правильно ли вы выполнили 2-ое задание. Теперь ваша задача – растолковать, как отличаются инструменты по отношению друг к другу. Для этого вставьте подходящее слово – «больше» или «меньше» (впишите или влейте) в следующие предложения:

Скрипки …… альт …… виолончели

Контрабаса …… виолончель …… альта

Альта …… скрипка …… виолончели

Виолончели …… контрабас …… альта

Комментарий к заданию 3. Задание можно считать обратным по отношению к заданию 2. Если в предыдущем задании дети должны были определить и раскрасить инструменты по описанию их размеров, то здесь они сами составляют описание. В задании нужно описать четыре варианта. Заготовки предложений желательно дать на отдельных листах. Хорошо, если учащиеся сами догадаются распределить варианты предложений между членами группы (можно подсказать им такой способ). После этого они должны обсудить результаты и прийти к единому мнению. Можно предложить им приклеить полученные заготовки на один общий лист.

 

Задание 4. Соберите в один большой конверт лист с выполненными заданиями. Эти листы помогут музыкантам из сказочной музыкальной страны ДоМиСоль-ка самостоятельно разбираться в музыкальных инструментах. Поэтому их можно назвать карточками-помощниками. Изучая музыку, вы будет делать много разных карточек-помощников и для самих себя, и для других.


 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика