Проектная задача № 1 по изобразительному искусству

 

Название проектной задачи

Волшебные краски

Предмет

Изобразительное искусство

Класс, время

1-ый, сентябрь

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Обучение младших школьников совместному решению задач.

Очередной шаг к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Предметные: различение цветов, умение пользоваться кистью

Общеучебные: элементы сотрудничества в игровой деятельности

Планируемый педагогический результат

Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист)

Публичное выступление групп

 

Замысел проектной задачи. Первоклассникам предлагается изготовить пособие – памятку для художника, которое поможет в дальнейшем при смешивании красок.

На выполнение проектной задачи отводится один день в самом начале учебного года, когда первоклассники знакомятся с различными изобразительными материалами и их свойствами.

Цель (результат), которую (-ый) должны достичь дети: помочь художнику Кисточка справится с заданиями, которые ему предстоит выполнить; иллюстрированное пособие (на листе бумаги), в котором будет наглядно представлены способы получения составных цветов путём смешивания основных.

 

Описание проектной задачи. Учитель обращается к первоклассникам: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем изготавливать памятку для начинающего художника. Он где-то услышал, что все краски обладают волшебными свойствами. Наша с вами задача, узнать, что это за волшебные свойства и помочь художнику».

 

Задание 1. Начинающий художник Кисточка очень любит рисовать. В школе ему дали задание раскрасить 6 облаков разными цветами. Однако у Кисточки краски всего трёх цветов: жёлтый, красный и синий. Помогите Кисточке справиться с заданием.

Комментарий к заданию 1. Каждой группе выдаётся лист бумаги с шестью нарисованными облаками, три баночки с красками и кисти и палитры по количеству детей. Лучше, если в каждой группе будет по 3 человека. Хорошо, если дети, после того, как придут к решению смешивать краски, догадаются распределить между собой, кто какие краски смешивает. Если нет, то нужно их к этому подтолкнуть. После того, как дети найдут ещё 3 цвета, им нужно раскрасить облака. В идеале должны получиться красное, желтое, синее, оранжевое, зелёное и фиолетовое облака.

 

Задание 2. В 1-ом задании вы очень хорошо помогли Кисточке. Однако он совсем забыл, как получились облака разных цветов. У вас есть наборы облаков, которые вы раскрасили для Кисточки. Составьте памятку для художника (наклейте облака в соответствующие пустые места), чтобы он всегда мог ею воспользоваться.

 

……….+ ………. = ……….

……….+ ………. = ……….

……….+ ………. = ……….

Красный + ………. = коричневый

 

Комментарий к заданию 2. В каждую группу выдаётся лист бумаги с заготовленными на нём «пустыми примерами». Прежде, чем наклеивать облака, их необходимо вырезать. Для этого в каждую группу выдаются ножницы по количеству участников группы. Однако целесообразнее будет, если дети догадаются и распределят роли: кто вырезает облака, кто составляет из них «пример», а кто наклеивает. С 4-ым вариантом дети в предыдущем задании не работали, и это может стать для них «препятствием». Можно предложить ребятам поэкспериментировать (если они сами не догадаются) и добавить в красный цвет один из полученных. Методом подбора они узнают, какие цвета смешивают для получения коричневого цвета.

 

Проектная задача №2 по изобразительному искусству

 

Название проектной задачи

Народные глиняные игрушки

Предмет

Изобразительное искусство

Класс, время

5-ый, декабрь

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией в различных видах

Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (таблица, словесное описание)

Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи

Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

Умения работать в малой группе, создать конечный «продукт» - подготовить пособия для ребят-дошкольников

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся фиксируется в экспертном листе

Публичное выступление групп

 

Замысел проектной задачи. Учащимся предлагается самостоятельно создать дидактическое пособие по игрушечным промыслам, оказав тем самым помощь воспитательнице детского сада. Решение такой задачи позволяет учащимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в табличной форме, распределять наилучшим образом роли между участниками группы. Продолжительность проведения проектной задачи 1-2 часа.

Цель (результат), которую (-ый) должны достичь дети: Самостоятельно создать иллюстрированное пособие «Народные игрушечные промыслы».

 

Описание проектной задачи. Учитель говорит пятиклассникам: «Воспитательница детского сада обратилась к вам за помощью: «Дорогие пятиклассники! Помогите, пожалуйста, оформить пособие для ребят-дошколят по народным игрушечным промыслам».

 

Задание 1. Пользуясь данными, представленными в таблицах, распределите рисунки народных игрушек по группам.

 

Тематика игрушки

Дымковская игрушка

Всадник, кавалер, барыня, кормилица, конь, олень, уточка, индюк, петух, карусель

Филимоновская игрушка

Баран, корова, олень, барыня, кавалер, курочка, конь, павлин, петух, уточка, свистульки, чаепитие, карусель, свидание влюблённых

Каргопольская игрушка

Дед-лесовик, пахарь, гармонист, медведь, Полкан, корова, олень, собака, солдатик, утушка

Особенности формы

Дымковская игрушка

Ровные, гладкие, пластичные, мягкие, плавные, округлые

Филимоновская игрушка

Изящные, стройные. В нижней части игрушка устойчивая, а дальше удлиненная изящная форма, с гибкими длинными шеями и маленькими головками животных или людей.

Каргопольская игрушка

Приземистые, неуклюжие, тяжеловатые, скромные, угловатые

Особенности орнамента (элементы)

Дымковская игрушка

Клетки, полоски, кружки, овалы, точки, ромбики, штрихи, двойные кресты

Филимоновская игрушка

Полоска, ёлочка, цветы, ягоды, капли, веточки.

Каргопольская игрушка

Круги, кресты, кольца, линия, волнистая линия, точка, овал, вертикальные полосы, колоски, зёрна

 

Комментарий к заданию 1. В каждую группы выдаётся набор чёрно-белых рисунков народных глиняных игрушек. Выполнение задания может пойти двумя путями. Пятиклассники могут рисунок каждого изделия определять в ту или иную группу согласно содержанию таблиц. А могут распределить рисунки по похожести (цвет, орнамент), а затем по описанию дать название группе.

 

Задание 2. Пользуясь содержанием таблицы «Особенности орнамента (цветовая гамма)», раскрасьте рисунки игрушек.

 

Особенности орнамента (цветовая гамма)

Дымковская игрушка

Синяя, жёлтая, зелёная, оранжево-красная, малиновая, чёрная, голубая, розовая, коричневая на белом фоне

Филимоновская игрушка

Красная, жёлтая, зелёная, синяя. Полоски – красная, желтая, зеленая, затем в обратном порядке, потом в узор вплетается синяя.

Каргопольская игрушка

Белый, зелёный, голубой, красный, чёрный

 

Комментарий к заданию 2. В каждую группу выдаются кисти и гуашевые краски. 5-классники должны догадаться распределить группы игрушек для удобства выполнения задания.

 

Задание 3. Приклейте рисунки по группам на отдельные листы. Сверху каждого листа приклейте названия группам игрушек.

Комментарий к заданию 3. В каждую группу выдаётся лист бумаги А4 или больше (в зависимости от количества раскрашиваемых игрушек), ножницы, клей. Перед наклеиванием рисунки игрушек необходимо вырезать. Учителю важно увидеть, осуществилось ли распределение ролей в этом задании. Или вырезают и наклеивают каждый свои рисунки.

 

Проектная задача №3 по изобразительному искусству

 

Название проектной задачи

Передвижная выставка

Предмет

Изобразительное искусство

Класс, время

6-ой, ноябрь

Тип задачи

Предметная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией в различных видах

Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (словесное описание)

Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи

Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

Умения работать в малой группе, создать конечный «продукт» - подготовить макет комнаты с расположенными картинами для передвижной выставки

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся фиксируется в экспертном листе

Публичное выступление групп

 

Замысел проектной задачи Учащимся предлагается самостоятельно создать макет комнаты для передвижной выставки и заполнить её репродукциями с картин известных художников, тем самым помочь организаторам этой выставки. Решение такой задачи позволяет учащимся совершенствовать умение самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, распределять наилучшим образом роли между участниками группы. Продолжительность проведения проектной задачи 1-2 часа.

Цель (результат), которую (-ый) должны достичь дети: Самостоятельно создать макет комнаты для передвижной выставки «Мир живописи».

 

Описание проектной задачи. Уважаемые шестиклассники! Организаторы передвижной выставки изобразительного искусства «Мир живописи» обращаются к вам за помощью. Необходимо оформить макет предстоящей выставки, но для этого нужно преодолеть некоторые трудности.

 

Задание 1. Все картины, предназначенные для выставки «Мир живописи», при транспортировке перемешались. Необходимо распределить их на группы в зависимости от авторов картин.

Комментарий к заданию 1. В каждую группу выдаются по 4-5 репродукций с картин известных художников, чей стиль и манера письма являются легко узнаваемыми. Могут быть репродукции известных картин и малоизвестных, но автор картины должен хорошо угадываться. Например, И.И. Левитан («Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Свежий ветер. Волга», «Март», «Владимирка»), И.И. Шишкин («Рожь», «Лесные дали», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Утро в сосновом бору»), И.К.Айвазовский («Чёрное море», «Девятый вал»), В.М. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри», «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье») и т.д.

 

Задание 2. Создайте (оформите) макет помещения для предстоящей выставки.

Комментарий к заданию 2. Для выполнения этого задания могут пригодиться пустая упаковочная тара (коробки), либо школьники могут изготовить макет комнаты путем склеивания картонных листов.

 

Задание 3. Все картины в выставке должны быть расположены в определённом порядке. Пользуясь имеющимися описаниями картин, определите их порядковые номера и место расположения на стенах.

Комментарий к заданию 3. Это задание позволяет устранить ошибки, допущенные при выполнении задания 1, если в группах неправильно распределили картины на группы. В группы выдаются схемы распределения картин и их описания. Пример описания «Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. Они написаны на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего они кажутся ещё более мощными и значительными. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над ней нависло низкое небо, покрытыми холодными свинцовыми тучами…» (В.М. Васнецов «Богатыри»). Или «Печально содержание картины, её колорит соответствует этому настроению. Трава за лето выгорела, поблекла. Вдали виднеется сумрачный лес с одиноко выступающими на фоне неба деревцами. Тёмные тучи сгущаются над горизонтом. По небу бегут беспокойные облака. Спрятавшееся за тучи солнце освещает лишь узенькую полоску земли…» (И.И. Левитан «Владимирка»). Согласно описаниям, шестиклассники распределяют картины по местам. Однако шестиклассники могут распределять картины и согласно своему опыту, если они знают авторов и названия картин.

 

Задание 4. К картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» описание затерялось. Теперь ваша задача – составить описание к этой картине.

Комментарий к заданию 4. Задание можно считать обратным по отношению к заданию 3. Если в предыдущем задании дети должны были определить картину и автора по описанию, то здесь они сами составляют описание. На листах, предназначённых для написания текстов, могут быть подсказки-прилагательные, которые учащиеся смогут использовать. Хорошо, если учащиеся сначала каждый самостоятельно попробуют составить тексты (можно подсказать им такой способ). После этого они должны обсудить результаты и прийти к единому мнению (выбрать лучший вариант).

 

Задание 5. Закончите оформление выставки имеющимися репродукциями (приклейте репродукции картин на стены). Помните, что для картин каждого художника определена отдельная часть стены. Приклейте надписи под репродукциями.

Комментарий к заданию 5. В каждую группы выдаются клей, ножницы, кисти для клея, таблички с подписями, содержащие информацию: фамилия художника, название картины, год создания.

 

 

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика