На уроках биологии используют решение познавательных задач: при объяснении нового материала – как проблемная ситуация: при закреплении – используя знания, пройденных тем, а также как заключительный урок при обобщении темы, раздела курса. Составление задач с помощью учащихся создает необходимость использовать дополнительную информацию из книг, газет, журналов, научных телепередач, личных наблюдений. Все это позволяет учащимся раскрываться как личность, им под силу такая интересная работа.

 

Познавательная задача по теме «Земноводные» (7 класс Биология).

Садовники Великобритании, Нидерландов, Венгрии завозили жаб из других стран и выпускали их в сады и в оранжереи. А в середине 30 годов с Антильских островов на Гавайские было привезено около 150 экземпляров жабы – аги. Их размножили, и более миллиона жаб было выпущено на плантации сахарного тростника и батата. Объясните почему?

 

Познавательная задача по теме "Класс птиц".

Задача. В гнезде аистов пять птенцов, но через несколько дней одного аистенка убили “родители”. Родители кормят детенышей раскладывая пищу по краю гнезда, перед вылетом из гнезда аистят перестают кормить. Почему? (Избавление от слабого птенца, обуза при перелетах. При другом способе кормления еда могла упасть мимо рта, ведь клювы большие. Птенцы худеют, теряют в весе и очень голодны, они выпрыгивают из гнезда.

Познавательная телепередача: “Завтрак с Дискавери”. Узнаем много интересного на основе этого научного материала, составляют задачи.

Например.

Королевские пингвины оставляют до пяти месяцев детенышей без еды в этих суровых климатических условиях. Как выживают пингвинята? (Птенцы собираются в большую стаю, в которой постоянно перемещаются птенцы снаружи к центру стаи, согреваясь и охлаждаясь. Все зависит от количества птенцов).

 

Познавательная задача по теме "Паукообразные"

Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).

 

Растения.

Специалисты с/х-ва определили, что под зерновые культуры минеральные удобрения надо вносить на глубину 8–10 см., под подсолнечник – 12 см., кукурузу – 20 см. Содержание нитратов в растениях снижается на 10%. Почему? (Зависит от глубины расположения всасывающей зоны корня. Из растения минеральные соли передвигаются в зерна, где накапливаются).

У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса” наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).

Эвкалипт самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растут травы, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно голый, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая и травы не могут расти без влаги. Древесина увеличивается быстрее, чем кора и она разрывается и падает).

Лишайники представляют собой в сущности два организма – водоросль и гриб, ведущие совместный образ жизни. Какова роль водоросли и гриба в этом симбиозе? (Водоросль дает грибу органические в-ва (фотосинтез), а гриб – водоросли воду и минеральные соли).

 

Животные.

Мышь – малютка существо крошечное, весит всего несколько граммов. Она роет норку и строит гнездышко крохотное и подвешивает его на стебле злаков и других растений. Зачем мышке два домика? (Мышь в норе проводит зиму, запасая пищу, а в гнездышке выводит потомство).

Дельфины – млекопитающие, им нужна пресная вода. Откуда дельфины берут пресную воду? (Пресную воду дельфины получают из съеденных им рыб и моллюсков).

Толщина скорлупы яйца птиц 0,3 мм, но она обладает большой прочностью, выдерживает массу птицы при насиживании. Почему яйцо довольно прочное? (Скорлупа состоит из семи слоев, каждый несет определенную функцию, которые не расслаиваются при самых резких изменениях температуры и влажности, прочность придает тонкая эластичная пленка, обеспечивая конструкцию с предварительным напряжением, форма яйца способствует ее прочности).

Г. Галилей писал, что лошадь, упав с небольшой высоты, ломает себе ноги, а кошка остается невредимой после падения с 4-5 м, как и сверчок, упавший с вершины башни, или муравей, упавший на землю, хотя бы с лунной поверхности. Почему? (С уменьшением размеров тела значительно быстрее убывает его объем, сопротивление движению в воздухе зависит от поверхности падающего тела. Мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу массы приходится большая поверхность).

 

Человек.

Задача.

Сердце содержит 80 % воды, а кровь на 83 % состоит из воды, хотя сердечная мышца плотная и твердая, а кровь – жидкая. Объясните эти факты: (Проценты воды взять по отношению к массе органа).

Футболист высокого класса в среднем за игру теряет около 1 кг. массы тела. Какие процессы, протекающие в мышцах спортсмена, приводят к уменьшению массы его тела? (Расщепление жира с выделением воды, которая необходима для охлаждения тела, футболист перегревается, потовыделение способствует охлаждению, и большая физическая нагрузка требует много энергии).

О потере тепла нам сообщает около 250.000 рецепторов, а о получении тепла примерно 30.000. Почему такая большая разница в количестве рецепторов? (Понижение температуры замедляет протекание всех жизненных процессов, что губительно для организма).

 

Общая биология.

Для осуществления проекта “Геном человека” потребуется 15 лет непрерывной кропотливой работы 30 тыс. ученых и 2 млрд. долларов. К настоящему времени проанализирован 1% генома человека и установлено место нахождения 1215 генов. Для чего это нужно? (Потенциальным результатом этих работ должен стать переворот в профилактике медицины генной терапии, в борьбе против рака и СПИДа).

В последние годы ихтиологи все чаще отмечают заболевание осетровых – миопатия (расслоение мышц, деструкция мышечных волокон). Наблюдается у самок перерождение икры. Сейчас миопатия обнаружена и у других видов рыб: белорыбицы, сельди, карповых. С чем это связано? (С загрязнением водоема, поеданием хищными рыбами плотоядных рыб).

Австралийские ученые обнаружили в корнях вяза подобный гемоглобину белок – метгемоглобин. Ранее полагали, что он содержится только в клубеньках бобовых растений. Роль метгемоглобина в растениях пока до конца не ясна. Но о чем это все же говорит? (Метгемоглобин активно фиксирует азот из воздуха, обогащая почву азотом, не нужно применять удобрение).

Живые организмы – открытые системы, находящиеся в динамическом, стационарном состоянии. Почему они являются открытыми системами? (Открытые системы, могут обмениваться с окружающей средой веществом, энергией. В которых непрерывно протекают химические реакции за счет поступающих извне веществ, а продукты реакции отводятся. Открытые системы могут находиться в стационарных состояниях, далеких от равновесных). При решении задач иногда приходиться задавать дополнительные вопросы или напоминать при решении каких задач раньше использовались подобные знания.

Особую роль в формировании мышления играют законы и закономерности, которые позволяют связать факты, представления и понятия в единую систему. Например, закон зародышевого развития, биогенетический закон, законы Г. Менделя при изучении биологии. Важное внимание в процессе развивающего обучения нужно уделять выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления учащихся. Развитие школьников, получение ими прочных знаний, а также умение использовать их в практической деятельности находится в прямой зависимости от приобретения навыков учебного труда. Поэтому важно уметь рационально организовать учебную деятельность школьников, сделать её целенаправленной и продуктивной.

 

 

 


 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика