Творчество А.И. Куприна, в частности повести о любви, изучаются в общеобразовательной школе в разделе «Литература ХХ века».

Проведем анализ программ. Так, по программе Т. М. Курдюмовой учащиеся впервые знакомятся с творчеством А.И. Куприна в 7 классе. На знакомство с отдельными фактами из биографии и творчества писателя, чтение и анализ рассказа «Чудесный доктор» отводится 2 часа. В 11 классе учащиеся знакомятся с повестью «Гранатовый браслет» (4 часа) [52, с.32].

По программе В. Я. Коровиной творчество А.И. Куприна изучается в 8 - 11 классах. В 8 классе учащиеся знакомятся с отдельными фактами из биографии писателя, творчеством. На чтение и анализ рассказа «Куст сирени» отводится 2 часа [20, с.44]. В 10 классе учащиеся подробно анализируют повесть «Гранатовый браслет» (4 часа), выявляют стилистические особенности, средства характеристики главных героев [21, с.53]. В 11 классе предусмотрено изучение повести «Суламифь» (6 часов, 1 час из них - на сочинение по произведению), так как она требует глубокого лексического, жанрового, стилистического анализа [21, с.76].

По программе А. К. Кутузова творчество А.И. Куприна изучается в 8 классе – рассказ «Куст сирени»[22, с.26].

В 9 классе - углубление знаний учащихся о творчестве писателя, изучение повести «Гранатовый браслет» (4 часа), в 10 классе - подробный анализ повести «Олеся» (4 часа) [23, с.34]. В 11 классе учащимся дана возможность познакомиться с повестью «Гамбринус» (6 часов). Старшеклассники совершенствуют умение анализировать жанровые, стилистические особенности произведений А.И. Куприна [23, с.56].

 


 

Анализ эпического произведения в школе - сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа эпического произведения, в частности повестей о любви, обратим внимание на то, что изучение произведение осложняется тем, что любовь - категория философская. А значит, необходим жизненный опыт, которого явно недостаточно в раннем юношеском возрасте. Важен также уровень эрудированности старшеклассников, широта их читательского опыта. Педагоги пытаются помочь уяснить им один из важнейших аспектов - формирование у учащихся положительной мотивации к чтению, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывать его.

Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению. Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.

Анализ повестей А.И. Куприна основан на понимании специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения этого жанра.

Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения - композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску. Каждый из компонентов в жанре повести приобретает новое значение и содержание.

Общеобразовательная школа имеет достаточно возможности для того, чтобы ознакомить учащихся с творчеством А.И. Куприна. Учитель также может использовать возможности резервных уроков, внеклассного и самостоятельного чтения, чтобы расширить представление о творческом наследии писателя. Произведения А.И. Куприна отличаются чистотой, откровенностью, они окрашены светлым чувством - любовью.

Новелла «Суламифь» А.И. Куприна изучается в 11 классе. На уроке литературы учитель, как правило, использует эвристический (частично-поисковый) метод с элементами исследовательского и репродуктивного характера. Учащиеся самостоятельно делают выводы, анализируя характеры и поведения главных героев повести, делают попытки объяснить, что такое любовь и как она влияет на человека, на его духовный мир и психологический настрой.

Анализируя повесть «Олеся», учителю нужно уделить внимание основной проблеме: идеализация природы, богатство духовного мира героини, трагическая судьба Олеси. Основным методом изучения повести А.И.Куприна является эвристический метод, благодаря которому учащимся предоставляется возможность найти пути разрешения философских, общественных, художественных проблем, поставленных автором. Основные виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, сочинение, создание синквейна, составление таблицы, сопоставительный анализ и т. д.

В изучении повести «Гранатовый браслет» учителю нужно обратить внимание на следующие моменты: смысл спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любви; тема неравенства в произведении. Также важно отметить, что в повести много «пейзажных зарисовок; человеческое чувство отожествлено с творческой энергией самой природы».

Таким образом, сопоставив программное содержание разных авторов, исследуя каждую программу в отдельности, предлагаем следующие рекомендации:

- изучение произведений А.И. Куприна нужно начинать именно со знакомства автобиографии и своеобразия творческой манеры; затем с повестями о любви, потому что они имеют ключевое значение для понимания значимости творчества писателя для русской литературы;

- при проведении уроков литературы важны как подготовка учителя, так и самостоятельная, исследовательская, поисковая, проектная деятельность учащихся;

- изучение повести «Гранатовый браслет» требует особого внимания учителя, потому что восприятие идейного содержания неоднозначно, спорно и вызывает достаточно много вопросов, в частности, суицидальный аспект. В изучении данного произведения учитель должен обратить внимание учащихся на злободневность этой проблемы. Данная тема может рассматриваться на внеклассном занятии. Учитель, корректируя восприятие учеников, может прибегнуть к философскому учению, а также к библейским заповедям;

- нужно учитывать читательский опыт и жизненные впечатления учащихся, привести к сопереживанию главным героям, показать великую силу любви, её всепобеждающее торжество.

Тема любви в творчестве А.И. Куприна занимает важное место. Бескорыстная, самоотверженная, взаимная, идеальная любовь – одна из величайших «тайн» человека. Эту прекрасную любовь он обрекает на страдания, но она остается крепка как смерть.

Любовь в произведениях А.И. Куприна трансформируется в чистое, способное победить все. Высокая, настоящая любовь, по мнению А.И. Куприна, трагична. Писатель считает, что любовь – это только миг, а тот, кто испытал это чувство, познал истинное счастье.

Герои А.И. Куприна – чистые, искренние, открытые люди, способные любить и отдать за любовь всё – даже свою жизнь. Для них любовь всегда основывается на высоких чувствах, искренних переживаниях, мгновенное счастье, которое стоит целой жизни.

В средней общеобразовательной школе в период изучения произведений А.И.Куприна, посвященных теме любви, рекомендуется этой тематике уделять особое внимание, потому что они отличаются чистотой, откровенностью, светлым чувством, учат благородству, доброте и нравственности. Уроки на «вечную» тему должны раскрывать философию любви в понимании А.И. Куприна, нобез вдохновения, без особого эмоционального настроя провести их невозможно.

Школьное изучение произведений А.И. Куприна необходимо проводить в три основных этапа: чтение литературного материала, сообщение учителя о писателе, включающее в той или иной степени сведения о его методе и художественном мастерстве, и анализ повестей о любви, где своеобразию творческой манеры писателя должно уделяться большое внимание. Изучение произведений А.И. Куприна нужно начинать именно со знакомства повестей о любви, потому что они имеют ключевое значение для понимания творчества писателя в контексте русской литературы. Повесть «Гранатовый браслет» имеет шекспировские ноты (смерть во имя любви, особый накал страстей, эмоциональная напряжённость, острый конфликт). В связи с этим требуется провести аналогии и выяснить различие и сходство идейного содержания произведений о любви разных эпох.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Астафьев В.Н. Начало пути. М.: Художественная литература, 1989 г. - 123 с.

2. Афанасьев В. Александр Иванович Куприн. – 2-е изд, испр. И доп. – М.: Художественная литература, 1972. – 127с.

3. Бердяев Н. А. Человек и машина: (Проблема социологии и метафизика техники) //Вопросы философии. 1989. №2. – С. 23 – 25.

4. Берков П.Н. А.И.Куприн. - М.: издательство Академии наук СССР. - 1956 г. – 178 с.

5. Вахненко Е.Н.Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.

6. Волков А.А. А.И. Куприн. - М.: Художественная литература, 1981. - 179с.

7. Волков А.А. А.И. Куприн. Творчество писателя. М.: Художественная литература, 1987. – 231с.

8. История русской литературы XX века / Под ред. проф. Ф. М. Головенченко и проф. С. М. Петрова. – М., 1960. – Т. 2. – 231с.

9. История русской литературы XIX-XX веков. Краткий очерк. – М., 1983. – 123с.

10. История русской литературы XX века. 1900-1930-е годы / Под ред. В. Н. Аношкиной и С. М. Петрова. – М., 1989.- 342с.

11. Корецкая И. В. Горький и Куприн//Горьковские чтения. 1964-1965. М., 1966. С.119-161.

12. Корецкая И. В. Чехов и Куприн//Чехов. М., 1960 (Сер. «Лит.наследство». Т. 68. С. 363-378.

13. Крутикова Л. А.И. Куприн. – Л.: Просвещение, 2004. - 100 с.

 14. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. 1883-1907. Минск, 1983. – 142 с.

15. Куприн А.И. Избранные сочинения. – М.: Правда, 1982. – 459 с.

16. Куприн А.И. Избранные сочинения. М.: Худож литература, 2003. – 655с.

17. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – 335 с.

18. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– 688 с.

19. Куприн А.И. Олеся. Гранатовый браслет. Суламифь. - Ставрополь: Книжное издательство, 1985. – 256с.

20. Куприн А.И. Повести. Ростов - на- Дону: Книжное издательство, 2000. – 386с.

21. Куприн А.И. Повести. - Ставрополь: Книжное издательство, 1982. – 400с.

22. Куприн А.И. Повести. - М.: Художественная литература, 1982. – 475с.

23. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. /Вступ. ст. Ф Кулешова. – М.: Художественная литература. 1970 – 1973. – 321с.

24. Куприн А.И. Избранные сочинения. – М.: Правда, 1982. – 342с.

25. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982. – 456с.

26. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. –М.: Дрофа; 2008. – 170 с

27. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс. –М.: Просвещение; 2010. – 230 с.

28. Кутузова А.Г. Литература. 8 класс. М.: «Дрофа», 2010.- 245 с.

29. Кутузов А.Г., Киселев А.К. и др. В мире литературы. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс/под редакцией А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2012. – 125 с.

30. Лилин В. Александр Иванович Куприн. – Л.: Просвещение, 1975. – 256с.

31. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.

32. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.

33. МарценюкС.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. –  № 9 – с. 56–57.

34. Михайлов О. Добрый талант, М: Просвещение», 1989 г.- 187 с.

35. Михайлов О.Н. Куприн. – М.: Молодая гвардия, 1981. - 231с.

36. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.

37. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.

38. Программа по литературе 5-11 классы под ред. В. Я.Коровиной, М., 2012. - 80 с.

39. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.

40. Соколов. История русской литературы XX века. – Т. 2. – 2-е изд. – М., 1965. – 276с.

41. Соколов – Микитов И.С. Золотое сердце //Собрание сочинений.: В 4 т. – Л.: 1987. – С. 152 – 162.

42. Тэфф Н.А. Ностальгия: Рассказы; Воспоминания. – Л.: Художественная литература, 1989. – С. 267 – 446.

43. Никулин Л.В. Куприн // Никулин Л.В. Чехов. Бунин. Куприн: Литературные портреты. – М.: 1960. – С. 265 – 325.

44. Чернышев А.А. Художник жизни. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Олеся. - Иркутск, Кн. Изд- во, 1987. – 146с.

45. Чуковский К.И. Куприн //Чуковский К.И. Современники : Портреты и этюды. – М.: 1985. – 157 – 187с.

46. Чуковский К.И. Куприн. – М.: Просвещение, 1985. - 132 с.

47. Шапошников В.Н.От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – 304 с.

48. Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.

49. Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет»// Литература – 2002 - № 8. – С. 23 – 26.


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика