Олимпиада школьников по биологии имеет достаточно длинную историю. Вначале олимпиады проводились в отдельных школах и городах. В 1950 году олимпиаду стал организовывать почвенный факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, олимпиада стала очень популярной, и в ней принимали участие не только школьники Москвы и Российской Федерации, но и учащиеся из других районов страны.

Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии была проведена по инициативе Министерства просвещения РСФСР в 1979 году в Барнауле. Одним из организаторов олимпиады был известный методист-биолог Д.И.Трайтак.

Первые шесть олимпиад проводились с интервалом в 1 год, а начиная с седьмой олимпиады 1991 года они проводятся ежегодно. Это было связано с тем, что с 1990 года стала проводиться Международная биологическая олимпиада школьников, участниками которой могут быть победители национальной олимпиады данного года.

В связи с необходимостью совершенствования подготовки национальной команды для Международной биологической олимпиады с 1994 года Всероссийская олимпиада проводится по модели, соответствующей МБО. В связи с этим вводится тестовая основа теоретического тура, и значительно усиливаются практическая и экспериментальная составляющие во время проведения практического тура. Кроме того, меняются подходы к оцениваю результатов.

На сегодняшний день Всероссийская олимпиада школьников по биологии проводится в 3 этапа: школьный, районный, областной или муниципальный.

Для проведения школьной олимпиады последнее время рекомендуют провести практический тур, который позволит более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших.

Требования практическому туру ежегодно возрастают, и бороться за ?место под солнцем? среди школ биологической и экологической направленности все сложнее.

В настоящее время данный ориентировочный список заданий лабораторного практикума содержит 20 пунктов:

Участник должен:

1. Рассказать об устройстве микроскопа и бинокуляра, указав их предназначение, назвав основные части и их назначение; уметь работать с этими увеличительными приборами.

2. Назвать лабораторные принадлежности и рассказать об их использовании: пинцет, иглы для препарирования, покровные и предметные стекла и др.

3. Уметь составлять этикетку для растения, собранного в определенном месте Московской области; монтировать экземпляр растения на гербарном листе.

4. Уметь схематически изображать цветковое растение, называть его составные части, иметь представление о различных видоизменениях частей растения (корнеплоды и др.)

5. Уметь схематически изображать позвоночное животное, называть его составные части, иметь представление о видоизменениях этих частей.

6. Знать ботанические названия растений и их частей, которые человек использует в пищу (крупы, плоды и др.).

7. Знать инструменты и оборудование, необходимые ботанику для работы в поле.

8. Уметь работать с аптечными весами и знать их устройство.

9. Уметь выполнять лабораторную работу по предлагаемой инструкции (Строение и роль мха сфагнума).

10. Иметь навык работы по определению живых объектов с помощью определительных таблиц (сравнение рисунков) и определительных карточек (выбор тезы).

11. Уметь распределять объекты на группы по крупным таксономическим единицам (отдел, класс).

12. Уметь изготавливать прижизненные препараты (кожица лука, культуры простейших и др.) и анализировать их постоянные препараты (ткани, органы).

13. Уметь смоделировать установку для демонстрации физиологических процессов растения (дыхание, сокодвижение).

14. Знать приемы определения возраста живых объектов.

15. Уметь доказывать наличие органических веществ (жиров, белков и углеводов) в растительных объектах.

16. Уметь по внешнему облику определять среду обитания растения или животного.

17. Уметь выполнять схематический рисунок, отражающий особенности биологического объекта.

18. Знать правила обращения с живыми биологическими объектами (сохранение образцов, личная безопасность).

19. Уметь анализировать видеофрагмент о жизни животного/животных при условиях обитания.

20. Уметь определять среды жизнедеятельности и повреждения, сделанные животными.

Конечно, на сегодняшний день немаловажно и использование компьютерных технологий. Такой тип подготовки позволяем в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями.

Такие консультации на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрой, обеспечивают их большую информированность.

Причем, можно поработать с ребенком сначала на базовом уровне, а затем перейти на ?углубление?. Для нас, педагогов, большой ?плюс? состоит в том, что компьютерное тестирование избавляет от подсчета правильных и неправильных ответов (программа даст ?подсказку?, если это необходимо ученику).

Обучающиеся выполняли задание по предметам и в определенные сроки высылали решенные задания, оформив их согласно требованиям. Эта форма, на мой взгляд, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, ученики имеют возможность найти верное решение, а с другой есть вероятность подтасовки результата, когда задание выполняется не самим учеником, а с помощью посторонних лиц – одноклассников, учителей, родителей и т.д.

Хотелось бы сказать и о проблемах.

1. Сложность наших олимпиад в подборе необходимого тестового материала. Уровень заданий должен отличаться, но так, чтобы часть их могли решить все ученики, а одно-два – лишь самые сильные ученики.

2. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся при подготовке к проведению олимпиады.

Эта ситуация знакома всем без исключения (одни и те же дети участвуют в олимпиадах по всем предметам). Возникает вопрос – где взять одаренных? Но как говорят психологи, это неверный подход (так как травмируются сами олимпийцы и для них участие в олимпиаде становится будничной повинностью).

3. Скорость мыслительных процессов у детей не одинакова. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие ориентированы на процесс длительного обдумывания и стрессовая ситуация, вызванная ограничением времени может ввести их в ступор.

4. Нам важно учитывать также и особенности психического и физического развития подростков. Дети этих лет переживают так называемый кризис подросткового возраста, основными проблемами которого является потребность в самовыражении и признании. Подросток чувствителен к внешней оценке, причем подсознательно подростки хотят услышать о себе только лестные отзывы. Самооценка в этот период неадекватна, и подросток ориентируется на то, как воспринимают его взрослые, и сам начинает так же относиться к себе. Задача учителя в этой ситуации – показать что олимпиада – это не только грамота при получении аттестата, но и возможность самоутверждения и самовыражения.

 

 

Интересные материалы о подготовке к олимпиадам и задания для их проведения ищите в высыпающемся меню к этому разделу сайта.

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика