На экзаменах бывают случаи, когда ученики, которые хорошо знают предмет, показывает неожиданно низкий результат. Причина - они не справились с тревогой в стрессовой ситуации.

Чтобы избежать этой проблемы, во втором полугодии организуйте совместно с педагогом-психологом специальные занятия, которые помогут ученикам:

- отреагировать актуальное эмоциональное состояние в связи с предстоящим испытанием;

- освоить техники снижения эмоционального напряжения, стаби­лизации психоэмоционального фона;

- развить умение эффективно распределять рабочее время в про­цессе подготовки к ЕГЭ и во время самого экзамена, планиро­вать свою деятельность;

- повысить самооценку, уверенность в себе, развить позитивное мышление.

Количество занятий зависит: от наличия/отсутствия групповых психологических занятий в предыдущие годы, временных воз­можностей учеников, их индивидуальных особенностей - и может составлять от двух до восьми.

 

Тема «Готовимся к ЕГЭ»

Материалы: листы бумаги, карандаши, ручки.

Ход занятия

1. Обсуждение и принятие правил работы в группе

Предложите ученикам обсудить и принять правила работы в группе, например: во время обсуждения говорит один, остальные слушают; слушаем друг друга вни­мательно, общаемся друг с другом вежливо; мобильными телефонами пользовать­ся нельзя. Перечень правил может быть другим - в зависимости от особенностей группы, актуальных проблем и прочего.

 

2. Упражнение «Мне помогает справляться с трудностями...»

Каждый участник называет свое имя и качество, которое помогает ему справляться с трудностями. Первым начинает классный руководитель.

 

К сведению!

Упражнение активизирует умственную работу школьников, благодаря этому они осознают сложности, связанные с ЕГЭ, и те ресурсы, которые у них уже есть, чтобы преодолеть трудности.

 

3. Упражнение-разминка «Кратное трем»

Задача участников - посчитать от одного до сорока, называя числа по порядку. При этом числа, кратные трем и содержащие цифру три, вслух называть нельзя. Участник, которому досталось подобное число, хлопает в ладоши один раз. Таким образом, получается: один, два, хлопок, четыре, пять, хлопок и т. д. Если кто-то оши­бется, счет начинают заново с игрока, который совершил ошибку. К сведению! Игры и упражнения-разминки направлены на то, чтобы сплотить коллектив (если работа проводится с группой учащихся из разных классов) - так как разделенные эмоции сближают людей. Кроме того, они позволяют участникам раскрепоститься, почувствовать себя свободнее, открыто выражать свои чувства и мысли. Используйте упражнения-разминки не только в начале, но и в середине занятия - чтобы ученики смогли расслабиться и настроиться на дальнейшую дея­тельность (особенно если заметна усталость группы после сложного, насыщенного блока статичной работы).

 

4. Упражнение-беседа «Очерчиваем круг проблем»

На данном этапе обсудите основные опасения старшеклассников, связанные с пред­стоящими экзаменами. Предложите каждому ответить на вопросы:

- Что меня пугает больше всего в предстоящем экзамене?

- Что меня волнует, тревожит при мысли о нем?

 

Из опыта работы

Наиболее популярные ответы:

- «забуду на экзамене все, что знаю, от сильного волнения»;

- «мне не хватит времени на подготовку, не хватит времени на экзамене»;

- «не смогу сосредоточиться на экзамене»;

- «родители и учителя не верят в мои силы, я все время слышу, что я экза­мен не сдам»;

- «моя неуверенность в себе».

 

Внимание!

Если в ходе групповой работы вы выявите учеников с сильной тревогой и даже страхами, совместно с педагогом-психологом определите, какую конкретно помощь оказать этим школьникам.

 

5. Дискуссия «Что мне помогает в стрессовой ситуации»

Предложите ученикам ответить на вопросы:

- Что вам помогает успокоиться и сосредоточиться в ситуации проверки знаний или другой стрессовой, волнительной ситуации (контрольная работа, ответ у дос­ки, доклад)?

- Какие еще способы мобилизации вы знаете?

Все ответы фиксируйте на доске. Когда старшеклассники озвучат свои вариан­ты, обсудите каждый из предложенных способов - насколько он эффективный и конструктивный (например, прием успокоительного - неконструктивный способ). Примечание. Чтобы закрепить материал, предложите ученикам домашнее задание: найти (придумать) еще способы, которые позволят снять эмоциональное напряжение в стрессовой ситуации. Также предложите какие-либо из них применить на бли­жайшей контрольной, а затем поделиться своими впечатлениями - пригодился ли способ, получилось ли снять напряжение, повлияло ли это на результат контрольной.

 

6. Знакомство с техниками снижения эмоционального напряжения

Познакомьте старшеклассников с основными группами техник:

- мышечная релаксация;

- дыхательная релаксация;

- сосредоточение на пульсе;

- погружение в комфортную ситуацию.

Мышечная релаксация. Во время экзамена любой человек испытывает стресс, который передается на мышцы. При расслаблении мышц тела происходит снятие психического напряжения. Расслабление той или иной группы мышц всегда следует за ее напряжением. Чтобы расслабить, например, стопы и голени, нужно вызвать в соответствующих мышцах напряжение, вытянув ноги и с силой потянув носки на себя. Можно расслабить область вокруг рта, предварительно с силой сжав для этого губы.

 

Примеры упражнений на мышечную релаксацию

1. Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон. Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокой­но. Опять сожмите лимон крепко-крепко. (Повторить 3 раза каждой рукой.)

2. Вы - черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте силь- но-сильно, но не резко. А теперь опустите плечи - опасность миновала, расслабьте их. Почувствуйте, как приятны расслабление и состояние покоя. (Повторить 3 раза.)

 

Дыхательная релаксация

Разучите с учениками специальную дыхательную гимнастику, которая позволит снять им нервное напряжение:

- медленно и глубоко вдохнуть через нос, считая про себя до пяти;

- задержать дыхание, снова считая до пяти;

- полностью выдохнуть воздух из легких через рот или нос, считая до пяти;

- сделать два вдоха-выдоха в обычном ритме. Повторить 3-5 раз.

Сосредоточение на пульсе. В ситуациях тревоги и стресса можно попробовать сосредоточиться на собственном пульсе. Найти пульс на руке и начать считать. У спокойного человека пульс не более 80 ударов в минуту, у взволнованного - го­раздо выше.

Далее усилием мысли попробовать выровнять его и заставить биться реже. Другой вариант - сосредоточиться на своем дыхании и представить, что при вдохе ощуща­ешь прохладу, при выдохе - тепло.

Вместо пульса можно сосредоточиться на любом объекте в помещении. Но для этого необходимо выбрать статичный объект и именно в кабинете, не на улице.

Уличный пейзаж может надолго задержать внимание. А чтобы успокоиться, до­статочно 1-2 минут.

Погружение в комфортную ситуацию. Сначала надо вспомнить ситуацию, в которой было максимально комфортно. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в ко­торой вы были максимально расслаблены. Вспомните, что вы видели, слышали, какие запахи ощущали, что чувствовали. Запомните эту ситуацию, чтобы в стрес­совой обратиться к ней. Дайте короткое название этой ситуации. В момент стресса проговорите это название про себя и начинайте вспоминать свои ощущения, свя­занные с ней, в деталях. Это позволит вам снова почувствовать себя в ней, то есть комфортно и спокойно.

 

7. Знакомство с техниками тайм-менеджмента

Чтобы хорошо подготовиться к экзаменам, важно уметь продуктивно распределять свое время. Особенно актуальным это умение становится, когда между окончанием школьных занятий и непосредственно экзаменами остается очень мало времени. То есть готовиться к экзаменам приходится параллельно с учебой, домашними заданиями и другими делами, в связи с чем возникает острый дефицит времени. Чтобы решить эти проблемы, предложите ученикам использовать техники тайм-ме- неджмента, а также планировать каждый день.

 

Техника

Содержание

«ABC»

Составить список дел и проранжировать его по значимости. Самые важные дела обозначить буквой А, менее значимые — В и оставшие­ся — С. Далее ранжирование происходит внутри групп А, В и С путем присвоения чисел. Таким образом, получается список дел с кодами, например А1, А2, В1, В2, ВЗ, С1, С2, СЗ, С4. Соответственно, в своем ежедневном расписании на первое место нужно ставить дело А1, по­том А2. Но к А2 следует переходить, только когда завершишь А1. К В1 — когда завершишь А2 и так далее

«Ешьте слона по частям»

Разделить одну большую цель (задачу) на несколько маленьких и со­средоточиться на каждой отдельно. То есть большого слона съесть непросто, но если это делать каждый день понемногу, то задача очень даже можно выполнить

 

Внимание!

Можно совместить техники «ABC» и «Ешьте слона по частям» - разделить «слона» на части и проранжировать их по значимости (AI, А2 и так далее). Например, готовясь к экзамену по истории, надо лишь повторить программу 11-го класса - это будет значимость В1.

А вот части программы 5-х и 6-х классов нужно учить практически заново. Их зна­чимость будет скорее на уровне А1-АЗ. То есть при подготовке к экзамену по опреде­ленному предмету нужно сначала осознать, в каких областях пройденного за 11 лет материала есть пробелы и сначала восполнить их, переходя постепенно ко все более простым и знакомым темам, повторению и закреплению уже хорошо знакомого. Соответственно этим задачам следует составлять план подготовки по каждому предмету и ко всем экзаменам в целом. Здесь понадобится умение составлять еже­дневные и еженедельные планы.

 

8. Упражнение «Учимся планировать день»

Предложите ученикам составить план на следующий день. Когда они выполнят задание, обсудите результаты работы.

В дополнение к заданию попросите старшеклассников придумать способы градации дел в плане, например:

выделить по цветам (красным - самые важные дела на сегодня, синим - менее значимые, зеленым - на тот случай, если осталось время);

составить список коротких дел для отдыха (исключая телефон и компьютер - они значительно увеличивают период отдыха, при этом влияют негативно на каче­ство отдыха, не позволяют разгрузить нервную систему);

составить список дел на неделю, в ежедневнике или плане выделить «окна» для этих дел, важные дела в списке отметить цветом, или буквами «А», или знаком «!».

 

9. Упражнение «Ай да я!»

Цель: повысить самооценку учеников и уверенность в себе.

Предложите старшеклассникам создать для себя памятку «Ай да я!», заполнив таблицу.

Время на работу - 5-10 минут.

 

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения

 

 

 

 

После завершения работы желающие могут зачитать то, что получилось. После чтения участника необходимо наградить аплодисментами.

В дальнейшем рекомендуйте старшеклассникам использовать эту памятку во время приступов плохого настроения. Ее чтение придаст им бодрости и позволит оценить себя адекватно.

После выполнения данного упражнения предложите ученикам выполнить упраж­нение «Комплимент». Суть его в том, что каждый участник тренинга, перекидывая мяч, делает комплимент другому. Начинает он это со слов: «(Имя), мне в тебе нра­вится...»:. Важно, чтобы мяч побывал у каждого не менее одного раза.

 

10. Коллективная работа «Памятка сдающего ЕГЭ»

Работа проходит в мини-группах. Предложите ученикам с помощью рисунков, схем, списков и прочего изобразить все, о чем надо помнить старшекласснику в период подготовки к ЕГЭ и во время экзамена.

 

Подведение итогов

Попросите учеников ответить на вопросы:

Полезным ли было для вас занятие?

Что нового вы для себя узнали?

Изменилось ли ваше отношение к экзамену? Как? Что сейчас вы думаете о нем?

Смогли ли вы решить какую-то проблему, узнать ответ на вопрос, связанные с экзаменом?

Есть ли какие-то проблемы, вопросы, связанные с ЕГЭ, которые вы пока не смог­ли решить, не получили ответ?

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика