8 класс

«Капитанская дочка»

ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1. Цифровой диктант.

Приводится несколько утверждений. Если они верные – поставьте 1, если утверждение неверное, поставьте 0.

Пример: Глава II «Вожатый».

 

Утверждение

Ответ

1. 

Петр Гринев просил у Савельича прощения за вчерашнее поведение (пьянство, проигрыш, неуважительное отношение к прислуге).

1

2. 

Савельич сам считал себя виноватым в произошедшем.

1

3. 

Петр впредь приказал Савельичу не распоряжаться хозяйскими деньгами.

0

4. 

По дороге в Оренбург Петра и Савельича настиг проливной дождь.

0

5. 

Гринев и Савельич сбились с дороги.

1

6. 

Им самостоятельно удалось выйти к жилью.

0

7. 

Савельичу приснился пророческий сон.

0

8. 

Ночь Петр и Савельич провели на постоялом дворе.

1

9. 

Петр отблагодарил вожатого деньгами.

0

10. 

В Оренбурге Петра Гринева встретил товарищ его отца и направил служить в Белогорскую крепость.

1

11. 

Петр неправильно объяснил старому офицеру смысл пословицы «держать в ежовых рукавицах».

1

 

2. Хронологический порядок эпизодов.

Пример: Расставьте эпизоды повести в хронологическом порядке.

1.  Гринева родителям с просьбой благословить брак с Машей.

2.  Арест Гринева.

3.  Встреча Гринева и Пугачева в Бердской слободе.

4.  Встреча с вожатым.

5.  Петр Гринев зачислен в Семеновский полк.

6.  Письмо Екатерины II к Гриневу Андрею Петровичу.

7.  Приезд в Белогорскую крепость. Знакомство с семьей капитана Миронова.

8.  Дуэль Швабрина с Гриневым.

9.  Допрос башкирца.

10.  Казнь коменданта и его жены.

11.  Помилование Гринева Пугачевым.

12.  Швабрин – новый комендант Белогорской крепости.

13.  Военный совет в Оренбурге.

14.  Освобождение Маши из плена.

15.  Встреча Маши с Екатериной II.

(5, 4, 7, 8, 1, 9, 10, 11, 12, 13, 3, 14, 2 , 15, 6)

3. Придумать 10 интересных разноплановых вопросов по тексту.

4. Сопоставление фрагментов текстов.

Сопоставить (найти общее и различия) фрагмент из повести «Капитанская дочка» последний абзац «Я жил недорослем» до слов «…обливаясь слезами» конец 1-го абзаца) с отрывком из поэмы «Мертвые души».

При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись – они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, то водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда больше он его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

 

Сделайте вывод о двух родительских наказах своим сыновьям.

 

Параметры сопоставления

«Мертвые души»

«Капитанская дочка»

Имя героя

Павлуша

Петруша

Куда едет

В училище

На службу

Кто провожает

отец

Отец и мать «благословили»

Слезы

Нет слез

Плачет мать, плачет сын

Что дали родители собой

«полтина меди на расход и лакомства»

«погребец с чайным прибором», «узлы с булками и пирогами»

Наказ сыновьям

«учись», «не дури», «не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «с товарищами не водись», «водись с теми, которые побогаче», «не угощай», «веди себя так, чтобы тебя угощали», «береги копейку»

«служи верно», «слушайся начальников», «за их лаской не гоняйся», «на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся», «береги честь смолоду»

Какие качества характера хотели сформировать у своих сыновей

угодничество,

эгоизм, накопительство, жадность

чувство долга и чести

Вывод: чему учат отцы своих сыновей

выгоде

благородству

 

5. Качества героев произведений.

Пример: Какими качествами обладают герои повести «Капитанская дочка». Составьте таблицу.

 

Пугачев

Екатерина II

Маша

Петр

Швабрин

Капитан Миронов

 

СЛОВАРЬ КАЧЕСТВ:

Смелость, храбрость, искренность, скромность, благонравность, целомудренность, жестокость, бездушие, подлость, низость, честь, бесчестие, надежность, хитрость, самоотверженность, незлопамятность, благородство, великодушие, равнодушие, бессердечие, эгоизм, чувство долга, достоинство, зависть, трусость, предательство, верность, прямота, зависть, малодушие.

6. Характеристика героя произведения.

Пример: Оформить страничку в «контакте» одному из героев повести «Капитанская дочка» (Петр Гринев, Мария Миронова, Швабрин)

 

РУБРИКИ:

Родители

Образование

Увлечения

Друзья (Кто мог быть другом этого человека?

Возможно, это герои других произведений)

Враги

Покровители

Жизненный девиз

Основные качества

Путешествия

 

7. Сравнительная характеристика героев.

Составить сравнительную характеристику двух героев. Петр Гринев («Капитанская дочка») и Андрий Бульба («Тарас Бульба»)

Свои мысли подкрепляйте цитатами из текста!!!

 

Параметры сравнения

П. Гринев

Андрий

1. Детство героя. Образование.

2. Отношение отца к сыну.

3. Отношение матери к сыну.

4. Герой на войне. Отношение к службе (поведение, приоритеты).

5. Осада города….. Почему герой оказывается в осажденном городе?

6. Отношение героя к возлюбленной.

7. Нравственный выбор героя.

8. Отношение отца к предательству сына.

9. Судьба героя. Чем закончилась его жизнь.

 

ВЫВОД: Почему жизнь героев, во многом схожая, закончилась так по-разному?

 

9 класс

«Евгений Онегин»

 

Мы будем читать роман, который назвал «Энциклопедией жизни».

1. Составь словарь на одну из тем: «Обувь», «Спиртные напитки», «Средства передвижения», «Любовь».

- выпиши слова по алфавиту,

- укажи главу, строфу.

2. Двойственность героев, предметов и явлений в романе.

В романе всего по 2: 2 Москвы, 2 Петербурга, 2 Одессы, 2 Ленских, 2 Татьяны, 2 Онегина. Найдите эти пары и сопоставьте.

3. Образ Луны в романе связан с Татьяной. Докажите это цитатами.

4. Образ Снега в романе связан с Онегиным. Докажите это цитатами.

 

«Слово о полку Игореве»

Составить энциклопедию флоры и фауны.

 

А. Грибоедов «Горе от ума»

 

Написать донос на Чацкого. (Важно стилизовать язык доноса, суметь войти в эпоху того времени).

 

«Герой нашего времени»

 

Печорин ушел из жизни. Что останется от него? Написать эпитафию (короткий некролог). Примечание: написать сразу, как прочитали, до анализа произведения в классе.

 

Романтизм, классицизм, сентиментализм в литературе

 

Задание: написать известные сказки («Колобок», «Красная шапочка») в стиле одного из литературных направлений.


Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- необычные условия работы;

- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Как показывает практика, нестандартные задания помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к литературе как учебному предмету в целом.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика