Морфологияраздел науки о языке, изучающий грамматические признаки частей речи. Это раздел языкознания, изучающий классификацию слов языка по частям речи и грамматические признаки слов разных частей речи.

Основными понятиями раздела, изучаемыми в школе, являются: словоформа; части речи (знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи); изменяемые и неизменяемые части речи; классификационные признаки частей речи; словоизменительные признаки.

Задачи раздела в школьном курсе русского языка: расширять знания учащихся о частях речи; формировать понятие об основных грамматических категориях частей речи; дать представление о неразрывной связи лексического и грамматического значений в отдельных частях речи; раскрывать специфику образования именных частей речи и глагола; знакомить школьников с функционированием в речи различных частей речи; продолжать совершенствовать орфографические навыки, учитывая частеречную принадлежность слов.

При изучении частей речи осуществляется функциональный подход к организации познавательной деятельности учащихся, когда факты языка рассматриваются с коммуникативной точки зрения, т.е. функции общения.

Части речи при функциональном подходе изучаются на реальной синтаксической основе; в структуре связного высказывания организуется наблюдение над лексико-грамматическими и стилистическими признаками словоформ; устанавливаются закономерности синтаксической связи слов одной части речи со словами других частей речи и выражаемые приэтом смысловые отношения; выявляется текстообразующая роль разных частей речи.

В разделе «Морфология» представлены понятия, описывающие слово как часть речи: часть речи, формы слова, начальная форма слова; части речи самостоятельные и служебные; части речи - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие.

Для характеристики изменяемых самостоятельных частей речи отобраны понятия, описывающие их постоянные признаки (присущие слову в целом) и непостоянные признаки (т.е. формы изменения). В тему «Имя существительное включены следующие понятия: одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, род имён существительных, род неизменяемых имён существительных, число (даны два описательных понятия: имена сущ., употребляющиеся только в единственном или только во множественном числе), склонение, разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, правописание.

Тема «Имя прилагательное» располагает следующими понятиями: разряды прилагательных по значению – качественные, относительные и притяжательные; краткие и полные, степени сравнения имён прилагательных, образование имён прилагательных, образование степеней сравнения, падеж, число, род, правописание.

В теме «Имя числительное» сообщаются такие сведения: количественные и порядковые, простые и составные – дробные, собирательные; склонение, падеж.

В тему «Глагол» включены две группы понятий, характеризующих всё слово и его отдельные формы, неопределённая форма; совершенный и несовершенный вид, переходность и непереходность, спряжение глагола, разноспрягаемые глаголы, безличные глаголы; непостоянные признаки: наклонение – изъявительное, повелительное и условное; лицо, число, время.

У причастий указываются постоянные признаки: вид, переходность, время, действительные и страдательные причастия и непостоянные: падеж, число, род, даётся понятие о переходе причастий в прилагательное; у деепричастий рассматриваются вид, переходность, переход их в наречия.

О наречии сообщаются следующие сведения: разряды местоимённых наречий, их правописание, предикативные наречия; различение форм наречий и кратких форм прилагательных, разряды значений по наречию, написание наречий, образование наречий

Предлоги производные и непроизводные, простые и составные, значение предлогов.

Союзы, сочинительные и подчинительные; частицы: модальные и формообразующие, отрицательные частицы, разграничение не и ни.

Междометие: непроизводные и производные; звукоподражания, отличия звукоподражаний и междометий.

 

Умения и навыки, формируемые в процессе обучения морфологии.

1) задавать к слову грамматический (частеречный) вопрос;

2) определять частеречную принадлежность слова;

3) разграничивать формы одного слова и разные слова;

4) приводить все формы данного слова;

5) разграничивать грамматическое и лексическое значение слова;

6) соотносить грамматические значения с информацией о внеязыковой действительности, указывать на соответствия и несоответствия между ними;

7) склонять и спрягать слова в соответствии с грамматическими нормами;

8) определять грамматическое значение формы слова и средств его выражения;

9) указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные;

10) находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые грамматические явления;

11) группировать слова и словоформы по заданным основаниям;

12) производить морфологический разбор слов разных частей речи.

 

Принципы обучения морфологии.

1. экстралингвистический – при изучении большинства морфологических признаков учащиеся опираются на их соотнесение с фрагментами внеязыковой действительности;

2. структурно-семантический – связывает форму языковой единицы с е значением;

3. системный – позволяет уделить внимание специфике грамматических категорий, в частности тому, что все морфологические признаки имеют в языке своё формальное выражение – парадигматическое или синтагматическое – и выражаются флексиями как самого слова, так и согласуемых с ним лексем;

4. лексико-грамматический – используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, то есть с учётом их обобщённого значения, морфологических признаков и синтаксических функций.

 

 

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика