Важным условием повышения эффективности обучения является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебного процесса. Эту информацию учитель получает в результате контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает: выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала; выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

 Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача  учителя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Оценка – это определение и выражение в баллах, а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления учебной деятельностью, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса.

Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим причинам. Во-первых, не показывает систематичность; во-вторых, выставление отличной отметки за любой удачный ответ лишает систему оценивания мотивирующей функции (ученик желает получить как можно больше отличных отметок, но при этом стремления больше знать и уметь у него нет); в – третьих, отметка не отражает подлинных результатов обучения, не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний ученика. Оценка - есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

Если контроль и оценка со стороны ученика сопровождают весь ход учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны прежде всего самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Уверенность же в успехе рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.

 

Ищите материалы по теме в высыпающемся меню.

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика