Федор Михайлович Достоевский принадлежит столько же литературе, сколько и филосо­фии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Ком­ментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи,и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их.

Произведения Достоевского, прежде всего, поражают необычайным разнообразием типов и разновидностей слова, причем эти типы и разновидности даны в своем наиболее резком выражении. Явно преобладает разнонаправленное двуголосое слово, притом внутренне диалогизованное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемически окрашенная исповедь, скрытый диалог. У достоевского почти нет слова без напряженной оглядки на чужое слово. В то же время объектных слов у него почти нет, ибо речам героев дана такая постановка, которая лишает их всякой объективности. Поражает, далее, постоянное и резкое чередование различнейших типов слова.

Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами   корифеев литературы второй половины ХIХ в., мастеров, создавших классические русские романы, - И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского.

Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков «Фрегат "Паллада"», несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель   вносил значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал   внимание читателей, возбуждал   горячие обсуждения   и споры,указывал   на   важнейшие   проблемы и   явления современности.

1. Две части рассказа

Ялта в рассказе совмещает, с одной стороны, обстановку курортного романа, с другой – море и горы, воплощающие красоту и вечность. Персонажи принадлежат к ялтинской толпе, но они соприкасаются и с вечным. Это заставляет угадывать за курортным романом нечто большее, чего сами персонажи еще не осознают.

Одна из целей изучения и литературы, и русского языка – совершенствование читательских навыков. Мы учим детей всматриваться в текст. В частности, если речь идет о персонаже, важно обращать внимание не только на то, что именно отобрано для рассказа о нем, но и на то, как, с какой интонацией ведется повествование.

Очень полезно бывает сравнение персонажей, сходство которых кажется очевидным и которые при этом производят впечатление едва ли не противоположное.

Сегодня утром скончался всем известный пастух-студент по имени Хризостом, и, говорят, будто он умер от любви к этой чертовке Марселе, дочери богача Гильермо, той самой, что в одежде пастушки разгуливала по нашим дебрям…” Это из «Дон Кихота».

Несчастный влюблённый, не выдержав презрительного безразличия своей избранницы, лишил себя жизни. Собравшиеся у изголовья друзья несчастного Хризостома оплакивают покойного и шлют проклятия надменной красавице. Только так — разорванное в ошмётки сердце, остекленевшие глаза, в которых застыло неясное видение, безжалостно измятая жизнь, в отчаянии брошенная к стройным ногам неприступной красавицы, и награда — удивлённый возглас, колыхнувший гладкую, как спящий океан, поверхность души. Но над этой историей, увиденной восторженными глазами чудаковатого рыцаря, уже бренчит пьяная мандолина пародии. Дон Кихот колесит по пыльным дорогам, похожим на кривую ухмылку. Это уже эпоха иронии, где всё ненастоящее: картонные мечи, монстры, дружелюбно помахивающие крыльями ветряных мельниц, клятвы в виде детских считалок, расчётливо-неприступные женщины и женственнохрупкие мужчины…

Стихотворения «Зимний вечер» А.Пушкина (1825) и «Зимний вечер» Д.Мережковского (1895) — это литературный диалог между эпохами. Художественная перекличка отражена в одинаковых заглавиях — но каждый поэт создаёт свой зимний вечер и своё видение этого таинственного времени.

Тема рассчитана на два урока. В начале первого в целях экономии времени ученикам можно раздать листки из рабочей тетради (назовём их так). Ознакомим ребят с заданиями, особо обратив внимание на последнее задание под звёздочкой. Его можно выполнить дома в виде завершающей письменной работы.

Многие отечественные и зарубежные художники слова считали автора «Шинели» и «Ревизора» своим учителем. В частности, “петербургские повести” Гоголя оказали заметное влияние на творчество японского писателя Акутагавы Рюноскэ, рассказ которого «Бататовая каша» (1916) стал парафразом гоголевской «Шинели» (1842).

Тема этих произведений — человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном обществе, где происходит стирание, нивелирование личности, где всё решает звание. Это продолжение темы “маленького человека”, поднятой А.С. Пушкиным в «Медном Всаднике» и «Станционном смотрителе».

Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении — помочь грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы — приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки и на послешкольную жизнь.

Для большей эффективности в достижении целей такого рода необходимо время от времени оставлять ученика наедине с книгой, не становиться посредником между ними. Конечно, это возможно только при условии доверия к ученикам. Существует немало педагогических технологий, призванных разнообразить самостоятельную работу в классе. Одна из них — так называемая модульная технология.

В последнее время достаточно часто поднимается вопрос об изучении в школе повести Гоголя «Тарас Бульба». Особенно большое впечатление произвела на меня полемическая статья Григория Яковлева «Изучать ли в школе “Тараса Бульбу”?», опубликованная в «Литературе» и сопровождённая «Ответом читателю» Сергея Волкова.

Я никогда не ставила под сомнение необходимость изучать это произведение, однако, заканчивая в седьмом классе уроки по нему, посвятила учеников в суть проблемы. Интересно было узнать, что они по этому поводу думают. Вопрос звучал просто: “Надо ли изучать в школе «Тараса Бульбу»?” Можно было бы, конечно, по этой проблеме провести дискуссию на весь урок, но… время, планирование, выполнение программы — кому не знакомы эти магические слова? Ещё можно было задать сочинение на дом, однако в этом случае чистоту эксперимента нарушило бы вмешательство родителей, использование дополнительных источников информации и прочее. А хотелось, чтобы дети спонтанно выразили свои собственные мысли, поэтому я просто выделила десять минут в конце урока, и за это время каждым было написано в среднем по полстраничке.

 

Разговор о Тарковском начинается с обращения к вопросу: Что такое “жизнетворение”? Почему Тарковский считал, что поэзия способна “творить жизнь”?

 

Обобщая мнения школьников, учитель прочитает ещё одно высказывание поэта: “Если бы меня спросили перед смертью — зачем ты жил на этой земле, чего добивался, чего хотел, чего искал и чего жаждал, я бы, не помедлив ни минуты, ответил: «Я мечтал возвратить поэзию к её истокам, вернуть книгу к родящему земному лону, откуда некогда вышло всё раннее человечество…»”

Прочитайте фрагменты текстов и выполните задания

1. Внутренняя речь (внутренний монолог, внутренняя реплика) – способ воссоздания духовной жизни персонажей в эпических произведениях. Внутренняя речь передает размышления, движение чувств и переживаний героя.

Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений.

Когда ребёнок переходит из младшей школы в среднюю, привычный ему с первых школьных дней предмет – чтение – сменяется новым – литературой. При этом часто возникает представление, что новый предмет ничем не отличается от старого, только назван более взрослым словом. Конечно, каждый учитель литературы понимает, что такое представление неверно. Задача уроков чтения состоит в выработке элементарных читательских навыков – умения понять основную мысль текста, выделить в нём простейшие структурные элементы. Работа с содержанием носит по преимуществу воспитательный характер. (“Что бы я сделал на месте мальчика?”) Для решения таких задач высокохудожественные тексты не обязательны.

Касаясь Гоголя, невозможно не сказать хотя бы двух слов о его слоге. Можно написать многотомное исследование о стиле и слоге гоголевских творений. И как реализм Гоголя слагается из двух сказок о дочеловеческой и сверхчеловеческой земле, так и естественная плавность его слога слагается тоже из двух неестественностей. Она слагается из тончайшей ювелирной работы над словом, и притом такой, что остается совершенно непонятным, как мог Гоголь, нагромождавший чудо технического искусства на чуде, так что ткань его речи – ряд технических фокусов, – как мог Гоголь именно при помощи этих фокусов выражать экстаз души живой? Такова одна сторона гоголевской стилистики, перебиваемая подчас грубым (даже не грамматическим) оборотом речи или совершенно грубым, нелепым и даже пошлым приемом.

II. <Тема и общая композиция стихотворения. Культурные истоки его осложненной семантики>

II. 1. Оценивая свое творчество, Багрицкий писал: «Мои стихи сложны, и меня даже упрекают в некоторой непонятности. Это происходит оттого, что я часто увлекаюсь сложными образами и сравнениями».

Анализируемое стихотворение также принадлежит к числу тех, структура которых является достаточно сложной и которые можно упрекнуть в некоторой непонятности. Но сложность эта, – как здесь, так и в других виновных в этом стихотворениях Багрицкого, – и не начинается с образов и сравнений, и не ограничивается ими, так что объяснение Багрицкого является неполным.

Точная, убедительная, грамотная речь – показатель речи культурного человека. Именно синонимы (наряду с другими изобразительно – выразительными средствами) делают нашу речь богатой, точной, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки слова. Признанным мастером богатой и культурной речи является С.А. Есенин – истинно народный, истинно русский поэт. Бесспорно то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств. Каждый, наверное, хочет узнать секрет, как добивался этого Есенин. Говорить правильно, красиво, выразительно – это искусство. Полнее и точнее выразить свои мысли помогают различные изобразительно – выразительные средства языка. Но Есенин замаскировал эти средства под деревенскими выражениями, устаревшими словами, хорошей рифмой, что нам кажется, будто их нет, но, проанализировав стихотворения Есенина, мы выяснили, что он этого достигает с помощью синонимов. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства.

Талант есть драгоценнейший дар Бога - не погуби его… Истинное назначение таланта - служить добру.

Н.В. Гоголь

Искусство живописи и судьба художника привлекали внимание Н.В. Гоголя на протяжении всего его творчества, они становятся предметом размышлений в его произведениях. Интерес к обозначенной теме был вызван, с одной стороны, увлечением писателя рисованием, а с другой стороны, его личным знакомством и дружбой с современными русскими живописцами.

Взгляд Гоголя на живопись и судьбу художника представлен в письмах писателя, в статьях 1830 - 1840-хгодов: «Скульптура, живопись и музыка» (1831), «Последний день Помпеи» (1834) и «Исторический живописец Иванов» (1846), а также в повестях «Невский проспект» (1835), «Портрет» (1835) и «Портрет» (1842 -вторая редакция повести), в которых художник становится главным героем. В комплекс сюжетных мотивов этих повестей входят история шедевра, встреча героя с таинственным полотном, оживание портрета, обретение вдохновения, сговор с нечистой силой и др. Среди них особо выделяется мотив искушения художника, ставший ключевым для повести Гоголя «Портрет». Искушение в этой повести предстает как особое состояние творческой личности, которая под воздействием внешних сил меняет свои эстетические ориентиры. Испытание, которому подвергается талант художника, возникает от увлечения внешним комфортом, славой, богатством.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова. “Постепенное проникновение во внутренний мир героя... Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов”,[3;с.46] - говорил Белинский о романе “Герой нашего времени”. Данное произведение - первый русский психологический роман, так как в нем повествование определяется не хронологией событий, а развитием характера главного героя.

Сам М.Ю. Лермонтов сказал о своем романе следующее: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается»[9;с.65]. Также, раскрытию основной идеи романа у Лермонтова служит и содержание, и форма произведения. Главная идея произведения касается проблемы личности необычного человека, с его пороками и достоинствами в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!» [9;с.67].

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика