Разговор о Тарковском начинается с обращения к вопросу: Что такое “жизнетворение”? Почему Тарковский считал, что поэзия способна “творить жизнь”?

Обобщая мнения школьников, учитель прочитает ещё одно высказывание поэта: “Если бы меня спросили перед смертью — зачем ты жил на этой земле, чего добивался, чего хотел, чего искал и чего жаждал, я бы, не помедлив ни минуты, ответил: «Я мечтал возвратить поэзию к её истокам, вернуть книгу к родящему земному лону, откуда некогда вышло всё раннее человечество…»”

Прочитайте фрагменты текстов и выполните задания

1. Внутренняя речь (внутренний монолог, внутренняя реплика) – способ воссоздания духовной жизни персонажей в эпических произведениях. Внутренняя речь передает размышления, движение чувств и переживаний героя.

Технологическая карта – интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений.

Когда ребёнок переходит из младшей школы в среднюю, привычный ему с первых школьных дней предмет – чтение – сменяется новым – литературой. При этом часто возникает представление, что новый предмет ничем не отличается от старого, только назван более взрослым словом. Конечно, каждый учитель литературы понимает, что такое представление неверно. Задача уроков чтения состоит в выработке элементарных читательских навыков – умения понять основную мысль текста, выделить в нём простейшие структурные элементы. Работа с содержанием носит по преимуществу воспитательный характер. (“Что бы я сделал на месте мальчика?”) Для решения таких задач высокохудожественные тексты не обязательны.

Касаясь Гоголя, невозможно не сказать хотя бы двух слов о его слоге. Можно написать многотомное исследование о стиле и слоге гоголевских творений. И как реализм Гоголя слагается из двух сказок о дочеловеческой и сверхчеловеческой земле, так и естественная плавность его слога слагается тоже из двух неестественностей. Она слагается из тончайшей ювелирной работы над словом, и притом такой, что остается совершенно непонятным, как мог Гоголь, нагромождавший чудо технического искусства на чуде, так что ткань его речи – ряд технических фокусов, – как мог Гоголь именно при помощи этих фокусов выражать экстаз души живой? Такова одна сторона гоголевской стилистики, перебиваемая подчас грубым (даже не грамматическим) оборотом речи или совершенно грубым, нелепым и даже пошлым приемом.

II. <Тема и общая композиция стихотворения. Культурные истоки его осложненной семантики>

II. 1. Оценивая свое творчество, Багрицкий писал: «Мои стихи сложны, и меня даже упрекают в некоторой непонятности. Это происходит оттого, что я часто увлекаюсь сложными образами и сравнениями».

Анализируемое стихотворение также принадлежит к числу тех, структура которых является достаточно сложной и которые можно упрекнуть в некоторой непонятности. Но сложность эта, – как здесь, так и в других виновных в этом стихотворениях Багрицкого, – и не начинается с образов и сравнений, и не ограничивается ими, так что объяснение Багрицкого является неполным.

Точная, убедительная, грамотная речь – показатель речи культурного человека. Именно синонимы (наряду с другими изобразительно – выразительными средствами) делают нашу речь богатой, точной, позволяют выразить наиболее тонкие оттенки слова. Признанным мастером богатой и культурной речи является С.А. Есенин – истинно народный, истинно русский поэт. Бесспорно то, что стихотворения Есенина красивые, выразительные, полные чувств. Каждый, наверное, хочет узнать секрет, как добивался этого Есенин. Говорить правильно, красиво, выразительно – это искусство. Полнее и точнее выразить свои мысли помогают различные изобразительно – выразительные средства языка. Но Есенин замаскировал эти средства под деревенскими выражениями, устаревшими словами, хорошей рифмой, что нам кажется, будто их нет, но, проанализировав стихотворения Есенина, мы выяснили, что он этого достигает с помощью синонимов. Синонимы – это показатель речи образованного, грамотного человека, умеющего точно выразить любые мысли и чувства.

Талант есть драгоценнейший дар Бога - не погуби его… Истинное назначение таланта - служить добру.

Н.В. Гоголь

Искусство живописи и судьба художника привлекали внимание Н.В. Гоголя на протяжении всего его творчества, они становятся предметом размышлений в его произведениях. Интерес к обозначенной теме был вызван, с одной стороны, увлечением писателя рисованием, а с другой стороны, его личным знакомством и дружбой с современными русскими живописцами.

Взгляд Гоголя на живопись и судьбу художника представлен в письмах писателя, в статьях 1830 - 1840-хгодов: «Скульптура, живопись и музыка» (1831), «Последний день Помпеи» (1834) и «Исторический живописец Иванов» (1846), а также в повестях «Невский проспект» (1835), «Портрет» (1835) и «Портрет» (1842 -вторая редакция повести), в которых художник становится главным героем. В комплекс сюжетных мотивов этих повестей входят история шедевра, встреча героя с таинственным полотном, оживание портрета, обретение вдохновения, сговор с нечистой силой и др. Среди них особо выделяется мотив искушения художника, ставший ключевым для повести Гоголя «Портрет». Искушение в этой повести предстает как особое состояние творческой личности, которая под воздействием внешних сил меняет свои эстетические ориентиры. Испытание, которому подвергается талант художника, возникает от увлечения внешним комфортом, славой, богатством.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Лермонтова. “Постепенное проникновение во внутренний мир героя... Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов”,[3;с.46] - говорил Белинский о романе “Герой нашего времени”. Данное произведение - первый русский психологический роман, так как в нем повествование определяется не хронологией событий, а развитием характера главного героя.

Сам М.Ю. Лермонтов сказал о своем романе следующее: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается»[9;с.65]. Также, раскрытию основной идеи романа у Лермонтова служит и содержание, и форма произведения. Главная идея произведения касается проблемы личности необычного человека, с его пороками и достоинствами в современном обществе. В предисловии к роману Лермонтов писал: «Ему (автору) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает... Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!» [9;с.67].

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика